Газета Спорт-Экспресс № 42 (5215) от 27 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
VANCOUVER-2010
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Заключительный олимпийский старт вписал в историю фигурного катания уникальный результат. Кореянка Ким Ю На получила за произвольную программу 150,06. На 16,11 выше своего же рекордного достижения, установленного в октябре на этапе "Гран-при" во Франции, и на 18,34 больше, чем набрала серебряный призер Игр японка Мао Асада.
ДРУГИЕ ГЕНЫ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Ванкувера |
Чтобы объяснить, что означает рекордная сумма чемпионки, приведу еще несколько цифр. За первый из прыжковых элементов - каскад из тройного лутца и тройного тулупа - Ким Ю На получила 12 баллов. В то время как победитель мужского турнира Эван Лайсачек за тот же самый каскад набрал "всего" 11,4. В отдельных прыжках (тройной сальхов, тройной лутц, двойной аксель) при одинаковой для мужчин и женщин базовой сложности кореянка тоже превзошла олимпийского чемпиона - била его качеством исполнения. Если бы женская программа включала в себя не семь, а восемь прыжковых элементов, Ким Ю На, соревнуйся она с мужчинами да по мужским правилам (коэффициент за компоненты 2,0, а не 1,6), выиграла бы в произвольной программе у Лайсачека не менее 7 баллов. Стоило ли удивляться, что среди женщин ей не нашлось равных?
Стоило.
Если честно, я так и не сумела найти ответа на вопрос: зачем судьи изначально, уже в короткой программе, лишили женский турнир интриги. Чемпионство кореянки получилось очень ярким и совершенно заслуженным. А вот соревнования - без борьбы - оставили чувство некоторой ущербности. Потому что там, за спиной Ким и вовсе не на расстоянии выстрела, была Мао Асада. С тройным акселем в короткой программе, с двумя тройными - в произвольной. Но ни один из прекрасно выполненных прыжков судьи не захотели оценить по достоинству. Почему? Не знаю.
Этот пассаж тоже, видимо, требует пояснения. Все разговоры о том, что после Игр в Ванкувере суперсложные прыжки обретут совершенно иную оценочную значимость, - это пока теория. На практике расстояние в баллах между тремя, тремя с половиной и четырьмя оборотами невелико. И по негласным правилам риск должен компенсироваться некоей прибавкой со стороны судей - в том случае, разумеется, если прыжок докручен и приземлен с хорошим выездом.
Именно так сделала свои прыжки Асада в Ванкувере. Хочу подчеркнуть: ни одной фигуристке в мире до нее это не удавалось.
Можно, конечно, вспомнить, что первой из женщин тройной аксель 20 лет назад прыгала в соревнованиях японка Мидори Ито, но почему-то мне сдается, что по нынешним правилам те прыжки вполне могли не засчитать - за недокрут.
Предположения по поводу столь затейливого судейства строились разные. От примитивного ("Кореянку тренирует канадец Брайан Орсер, который дважды проигрывал Олимпиады, так что это золото не ей, а ему") до финансово-обоснованного: мол, какие-то могущественные корпорации пообещали выплатить Ким Ю На миллион долларов, если она превысит на Играх свой личный рекорд.
Странная теория, не правда ли? Ну даже если пообещали, не с судьями же Ким намеревалась этими деньгами делиться?
Как бы то ни было, Игры подарили миру самый уникальный женский турнир за всю историю, несмотря на то что равных соперниц "золотого" уровня в финале было всего две. При этом, если забыть о странной разнице в баллах, расклад получился совершенно по делу. Асада все-таки не сумела избежать ошибки: в середине программы она запнулась о лед и ни с того ни с сего прыгнула одинарный тулуп вместо тройного. Безумно расстроилась по этому поводу, хотя на ее позицию в турнирной таблице это уже никак не могло повлиять.
* * *
За спинами двух спортсменок катался, прыгал и мечтал о призовом месте добрый десяток спортсменок. В том числе две россиянки - Алена Леонова и Ксения Макарова.
Впрочем, тут я уже кривлю душой: россиянки мечтали о месте в десятке, добились этого и обе остались более чем довольны результатами.
Макарова - дебютантка сборной России и Олимпийских игр - вообще не помышляла о такой перспективе, когда начинала сезон. В планах стояло выступление на чемпионате мира среди юниоров - соответственно, это наложило отпечаток и на программы. Они получились хорошенькими, но юниорскими. Зато в Ванкувере взгляд Ксении на олимпийскую реальность радовал взрослостью. После короткой программы она заметила:
- Всем довольна, все в порядке. Откатала так, как и должна была откатать. Мои тренеры Галина Змиевская и Виктор Петренко мне так и говорили: выйди и откатайся. Покажи себя. Никто не давил, не напоминал, что я должна.
А два дня спустя, на том же самом месте в микст-зоне, спортсменка говорила:
- Что хотела, то и сбылось. Я чисто прокатала обе программы, немножко споткнулась на вращении - зацепилась за лед из-за того, что в этом месте на поверхности образовалась дырка. Но ничего страшного.
- Помимо ваших тренеров, от вас ни на шаг не отходит еще один ученик Змиевской и Петренко - Джонни Вейр. Он тоже выполняет роль учителя?
- Скорее психолога. Подсказывает мне, как себя вести, что делать. Иногда просто хвалит, и меня это успокаивает.
- После исполнения короткой программы вы планировали попасть в первую десятку - и попали. Каковы планы на следующий сезон?
- Хотелось бы подняться до призовой тройки. Причем и на чемпионате Европы, и на чемпионате мира.
- Что для этого, на ваш взгляд, нужно?
- Прежде всего - опыт.
Джонни Вейр , который действительно не отходил от юной россиянки ни на шаг, пока она готовилась к выступлению и каталась, сопровождал ее и в микст-зоне.
- Оцените катание Макаровой, - попросила его я. И услышала категоричный ответ на русском языке: "Она каталась, как королева".
- Мы все хотели, чтобы Ксюша откаталась чисто, - сказал фигурист уже по-английски. - Я сказал ей, что это очень важно. Потому что Ксения представляет Россию, хотя и живет в Америке. Она должна была показать, как красиво может кататься за свою страну. Лично я горд тем, что она сумела это сделать.
- Могли бы поделиться своими соображениями по поводу женского турнира в целом?
- Есть две фигуристки, которых невозможно обыграть, когда они катаются чисто. А вот за их спинами - каша, из которой может выбраться наверх кто угодно. И Ксюша, кстати, тоже. Она хорошо делает все сложнейшие каскады, включая тот, что прыгнула Ким Ю На - с тройным лутцем. И с тройным флипом у нее есть каскад. Есть все. Думаю, Ксении по силам и более сложные элементы. Такие как тройной аксель и четверной сальхов. Физически она для этого готова.
Просто когда мы всей группой обсуждали, как следует кататься на Олимпийских играх, сошлись с тренерами во мнении: не нужно пытаться перегружать программу сложностью, куда важнее кататься чисто. Это намного полезнее для последующей карьеры, нежели начинать с большого количества ошибок.
* * *
Алена Леонова , хотя и проиграла Макаровой произвольное катание, в общем зачете осталась выше.
- Рада, что сделала каскад 3+3, - прокомментировала она. - На очень многих стартах пыталась его прыгнуть, мне не удавалось. А здесь, в Ванкувере, собрала в кулак все силы. Чувствовала, что готова. Очень хотела выступать, причем это желание появилось уже на утренней тренировке. И совершенно не волновалась. 13-й стартовый номер оказался для меня счастливым.
- Хотите ли вы поехать в Сочи и не боитесь ли, что конкуренция в российской сборной к тому моменту окажется слишком высокой?
- Посмотрим, как все будет развиваться дальше. У наших маленьких девочек уже сейчас есть замечательные прыжки, но катание еще детское. Как и что будет, предсказать невозможно. Неприятно, конечно, в 19 лет проигрывать 14-летним, как это было на чемпионате России, но я тем не менее хочу дождаться, когда эти маленькие девочки выйдут на уровень взрослых соревнований. А там посмотрим.
- Помните период своего собственного перехода от детского катания к взрослому?
- Если честно, то нет. Я ведь начала прыгать поздно, только в 14 лет. Хотя катаюсь с четырех. Все сложилось как бы само собой.
- Давление в Ванкувере ощущали?
- Нет. Российские девушки, как известно, ни на что не претендуют. Нас не поддерживает федерация, не поддерживают судьи. Вот мы и катались, как получится.
- Вы не стали прыгать в короткой программе каскад из тройных прыжков. Теперь об этом не жалеете?
- Опять же - нет. Мы с моим тренером Аллой Пятовой решили пока от этого каскада отказаться, оставить его только для произвольной программы.
- Вы сказали, что от российских девушек ничего не ждут. А чего вы, Алена, ждали от себя?
- Ничего. Когда начинаю думать о результате, все получается гораздо хуже. Проще кататься, как на показательных выступлениях. У меня только сейчас стали получаться все прыжки. Все, что было раньше, не идет с нынешним выступлением ни в какое сравнение. Считаю, что катаюсь теперь на уровне всех остальных участниц. Не считаю себя хуже.
- В таком случае, наверное, задумывались, что нужно сделать для того, чтобы не просто попадать в десятку, а бороться за место в тройке?
- Не думала об этом.
- А что, на ваш взгляд, отличает двух первых призеров Игр - Ким Ю На и Мао Асаду от остальных?
- Асада делает тройной аксель. Кореянки и японки вообще другие. И гены у них другие. Они прыгучие. Наверное, и мышцы у них по-другому устроены - не так, как у остальных. Вот и выигрывают...