Газета Спорт-Экспресс № 40 (5213) от 25 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 6

25 февраля 2010

25 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER -2010

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Интервью "СЭ" дала самый титулованный тренер в истории украинского фигурного катания.

Галина ЗМИЕВСКАЯ: "АМЕРИКАНЦЫ НЕ ПРИВЕТСТВУЮТ ЛЮБВИ ВЕЙРА КО ВСЕМУ РУССКОМУ"

Анна САВЧИК

из Ванкувера

На тренировочный каток Trout Lake Сеntre накануне финала в мужском одиночном катании Галина Змиевская приехала с Джонни Вейром. Ни на секунду не выпуская из поля зрения своего американского подопечного, она время от времени поглядывала на происходящее в других частях ледовой арены.

А там настойчиво повторял и без того отточенный каскад "тройной флип - тройной тулуп" швейцарец Стефан Ламбьель. Дайсуке Такахаши, напротив, сосредоточился на исполнении элемента, который никак ему не давался, - четырех оборотов. И выдал парочку очень удачных попыток. Попади одна из них в произвольную программу, кто знает, у какой страны появилась бы еще одна цифра в колонке золотых медалей. На дорожке шагов фигурист настолько вошел в роль, что с разгона врезался в борт, подняв тучу ледовых осколков и не на шутку испугав два десятка японских фотографов и телеоператоров.

Еще один фигурист из Страны восходящего солнца - Нобунари Ода - заставил импровизировать самого Евгения Плющенко. Уж больно заманчиво звучала над Trout Lake Сеntre мелодия японского Чарли Чаплина. Словно отвечая на тройной аксель Эвана Лайсачека, олимпийский чемпион Турина уверенно, с некоторой надменностью прыгнул каскад с четверным. Тогда он еще не знал, что для победы этого окажется мало.

После тренировки, продвигаясь к выходу вместе с корреспондентом "СЭ", Галина Змиевская остановилась рядом с парнем азиатской внешности. "Привет", - сказал он почти на чистом русском и тут же оказался в объятиях Змиевской. "Это Такешик, - объяснила Галина Яковлевна, - Такеши Хонда - японский фигурист, двукратный бронзовый призер чемпионатов мира. Я с ним работала".

ДОМА ЗАКОН: ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ПО-РУССКИ

- Каждый раз в ожидании оценок Джонни Вейр передает приветы на русском языке, а на прошлой Олимпиаде, помнится, пришел на тренировку в куртке с надписью "СССР". Штаты настолько демократично воспринимают подобные вещи или вашему ученику приходится расплачиваться за свою необъяснимую любовь ко всему русскому?

- Конечно же, на него смотрят косо. Федерация не приветствует подобные вещи, и это отчасти мешает Джонни. Представьте, какой была бы реакция, выйди российский спортсмен на лед в американской форме. А вы присмотритесь: носки у Джонни от Bosco, кроссовки и перчатки с надписью "Россия". Представители американской федерации просили меня контролировать, в чем он ходит на тренировки во время Олимпиады. Так что в данный момент чувствую себя своего рода няней.

- Ваш ученик чувствует себя в России как дома. А вы можете сказать, что стали своей в Америке?

- Я никогда не буду в Штатах своей, даже если шесть олимпийских чемпионов подготовлю. Внутри я - не американка, мыслю иначе. И все мои действия идут не от правил, а от души. Мне никогда не перебороть в себе русского или украинского. Потому что моя родина - Советский Союз.

- Когда вас мучает ностальгия, едете на Брайтон-Бич или летите в Одессу?

- Мне это чувство - ностальгия - незнакомо. Я счастливый человек: в Одессе занималась любимым делом, здесь его продолжила. У меня прекрасная семья, две дочки, обе удачно вышли замуж, я трижды бабушка. Моим внукам двенадцать, три и два годика. Так что скучать просто некогда.

- Ваши внуки говорят по-украински?

- По-украински балакаємо тільки я та Віктор Петренко (Галина Яковлевна переходит на украинский. - Прим. А.С.). У меня в семье говорили по-украински мама и бабушка. Поэтому легко могу перейти на ридну мову. Конечно, моей внучке Вике это сделать сложнее. Ее бабушка и дедушка по другой линии из Уфы и общаются по-русски. Но в любом случае мы все вместе стараемся выбивать из нее английский. Дома у нас закон: говорить только по-русски.

- Когда в последний раз были в Одессе?

- Очень давно, лет двенадцать назад. С Одессой меня больше ничто не связывает. Обе мои дочери живут здесь, внуки тоже. И любимая работа в Штатах. Самые мои близкие друзья находятся в Москве. С Еленой Анатольевной Чайковской каждый год отдыхаем вместе, нас связывает профессиональная деятельность и не только. Мне, конечно, очень обидно за Украину. Впервые страна вообще не представлена в женском одиночном катании на Олимпиаде. У нас была олимпийская чемпионка Оксана Баюл, потом долго держала марку Елена Ляшенко. Печально, что никто не смог принять у нее эстафету.

Мы пытаемся исправить ситуацию. Взяли к себе в группу Наташу Попову. Ее родители - прекрасные люди, но, откровенно говоря, необеспеченные. Скорее бедные, чем богатые. Наташа сейчас живет у меня в доме, как когда-то Оксана Баюл. Тренируем ее без всяких денег. Очень надеемся, что сможем подготовить достойную представительницу Украины для Игр в Сочи-2014.

Кроме того, сейчас пытаюсь передать свои знания, свой накопленный профессиональный опыт в крепкие молодые руки Виктора Петренко. Это мой любимый зять и ученик. Ведь почему я считаю себя счастливой? Не каждый тренер может похвастаться столь продолжительной дружбой с подопечными, какая есть у меня.

ЕСТЬ УЧЕНИКИ ДЛЯ ДУШИ, А ЕСТЬ - ДЛЯ ОПЛАТЫ СЧЕТОВ

- Многие тренеры стараются постоянно иметь у себя в группе спортсмена высокого класса: уходит один - на его месте тут же появляется другой. Ваша работа не производит впечатления конвейера. Работаете исключительно с теми, кто вам интересен?

- Абсолютно верно. Есть у меня, конечно, конвейер детей среднего уровня, который просто помогает оплачивать счета. Это Америка: повернул голову в одну сторону - заплати, повернул в другую - тоже. А учеников для души у меня и в самом деле немного. Взять того же Джонни Вейра. Он очень сложный спортсмен, чем-то напоминает Оксану Баюл. Джонни - талант и отличается от всех своей непредсказуемостью. Он делает то, что подсказывает ему тело, и чаще всего оно подсказывает правильно. Голова в процессе не участвует вообще.

- Обычно у спортсменов спрашивают, чему их научили тренеры. А я позволю себе перефразировать: чему вас научили ученики?

- Прежде всего верить в то, что делаешь. Виктор Петренко, например, никогда не был суперталантом, как Джонни или Оксана. Ему уже сорок, но он по-прежнему катается. Терпение и труд все перетерли, и сейчас он один из самых уважаемых и желанных людей в фигурном катании. Мне очень приятно говорить, что Виктор - мой ученик. Если ты веришь в своего спортсмена, он всего добьется. А если не веришь, лучше не берись. Зарабатывай деньги, тренируя какого-нибудь малыша.

- Почему Петренко не удалось выиграть олимпийское золото после возвращения в любительский спорт?

- Виктору не хватило удачи. Он зачем-то полез на Skate America, хотя их федерация и не советовала: мол, не выиграете у Брайана Бойтано. Петренко поехал - и выиграл. Если вы посмотрите протоколы короткой программы на чемпионате Европы, то там девять оценок 6,0. А ровно через месяц - срыв. Он просто не успел собраться. Настраивался выходить на лед через десять минут, а у какого-то эстонца, чью фамилию уже никто и не вспомнит, отвалился конек. Можете представить, какого уровня был этот спортсмен, если у него такое случилось на Олимпиаде!

Виктора дернули, он поспешил. А чтобы стать олимпийским чемпионом, нужна полная концентрация, собранность, конкретность. Может, был слишком уверен в себе, потому что эту короткую мы катали тысячу раз и тысячу раз она получала самые высокие оценки. Честно говоря, я восхищаюсь Плющенко. Видела его в мае в Сочи. Он был приблизительно моего размера, а я не могу сказать, что слишком худа. Очень мало людей верили, что у него хоть что-то получится. Какую работу он проделал над собой, представляете?! Перед таким спортсменом поклонники фигурного катания просто преклоняться должны, и не важно, какую страну он представляет.

- Пересматривая записи выступлений Оксаны Баюл и Виктора Петренко, поймала себя на мысли, что они, как хороший старый фильм, с годами не потеряли свежести и новизны. Ваши ученики настолько опережали время или же новое поколение не так талантливо? А может, новые правила не способствуют прогрессу?

- Я всегда много внимания уделяла хореографии и музыке. Старалась добиться того, чтобы каждый мой спортсмен чем-то отличался: подвижностью, танцевальностью, музыкальностью. Та же Баюл не прыгала "три - три", тогда это просто не нужно было, но она исполняла прыжки и выезжала из них с такой легкостью, которой сейчас мало кто может похвастаться. Были другие правила, но они не мешали ей делать просто фантастические вращения и необыкновенной красоты движения. На льду Оксана была королевой. Также и Виктор - каждое движение, от взгляда до кисти, было точеным. Но давалось все это таким упорным трудом... Наверное, именно поэтому программы Баюл и Петренко не устарели и сейчас.

МАМЫ ТОЖЕ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

- Не кажется ли вам, что Баюл стала олимпийской чемпионкой именно благодаря тому, что в силу возраста многого не осознавала, не понимала, что стоит на кону?

- Там было все вместе. В первый год на Оксану ничто не давило, она играла на льду, получала удовольствие. Сейчас в том же состоянии находится другая моя ученица - Ксения Макарова. Ее путь пока очень похож на Оксанин. Еще четыре месяца назад Ксюша каталась среди юниоров и тут вдруг стала чемпионкой России. Надеюсь, что эта улыбчивая и солнечная девочка понравится всем. К тому же Ксения из хорошей спортивной семьи и задатки имеет прекрасные.

- Оксана, которую вы когда-то приняли в свою семью, сильно отличается от Баюл, которую знает весь мир?

- Не могу ответить на этот вопрос, потому что мы уже очень давно не встречались. Я слышала, что она пытается кого-то тренировать. Но мне, честно говоря, некогда по сторонам оглядываться. Я занятой человек, нет времени скучать, ностальгировать, идти на Брайтон-Бич. Хочется иногда просто отдохнуть и ни о чем не думать.

- О том, что Джонни Вейр решил стать фигуристом, увидев выступление Оксаны Баюл на Олимпиаде в Лиллехаммере, вы узнали до или после того, как он пришел в вашу группу?

- Джонни я знала давно, он ведь не первый год катается и входит в сборную США. Конечно, ближе мы познакомились, когда стали работать вместе. Уже в разговоре с ним выяснилось, что до фигурного катания он серьезно занимался конным спортом. А на коньки стал только в двенадцать лет. Оксана покорила его своей танцевальностью. Джонни и сам склонен к этому, как вы наверняка заметили. Он не просто талантлив, он талант от Бога.

- Свой уход от прежнего тренера, Присциллы Хилл, Вейр объяснил тем, что она стала слишком близким ему человеком. Но вы ведь тоже производите впечатление не просто тренера, а мамы для своих спортсменов…

- Мамы тоже бывают разные. Одна будет тебя облизывать, а толку никакого. Другая и поможет, и направит, и где нужно одернет. Наверное, поэтому мы сошлись с ним характерами и очень близки. Но я никогда не перейду грань, не опущусь до панибратства. Мы можем ходить в обнимку, вместе радоваться чему-то. Когда Джонни было плохо, я его защищала. Но когда он что-то сделает не так, знает: пощады от меня не жди.

НА ПРИВОЗЕ ТОРГОВАТЬ - НЕ МОЕ

- Вейр постоянно находится в центре внимания, про него даже сняли многосерийный фильм в духе реалити-шоу. Вам как тренеру это не мешает работать?

- Этим, наверное, и отличается жизнь американских спортсменов от остальных. Джонни - не тинейджер, а взрослый человек. Этот фильм снимали на протяжении последних четырех лет. Получилось так, что в нем присутствуем и я, и Витя. Фильм такой, что, с одной стороны, вызывает у меня интерес, а с другой - непонимание. Мне подобное чуждо. Но это его личная жизнь, я к ней никакого отношения не имею. Джонни своеобразный мальчик с нестандартным мышлением и подходом к жизни. У нас с ним договоренность: до конца Олимпиады он все делает так, как я его прошу. Потом, возможно, разойдемся в разные стороны. Но, мне кажется, в данный момент я помогаю ему принимать правильные решения.

А фильм? Знаете, Америка такая страна: если ты в центре внимания, то при деньгах. Если же никому не нужен, значит, такова твоя цена. Джонни привлекает своей необычностью: он оригинально катается, неординарно мыслит, сам разрабатывает дизайн костюмов. В фильме он много рассуждает о жизни американского спортсмена, говорит, что ему приходится за все платить, начиная от апартаментов тренера и заканчивая поддержкой семьи. Без финансовой помощи он просто не смог бы кататься.

- Фигурное катание на постсоветском пространстве переживает не лучшие времена. Украина впервые не представлена в олимпийском турнире одиночниц, Россия впервые с Игр-1960 осталась без места на пьедестале в парном катании. Что, на ваш взгляд, нужно делать - восстанавливать старую систему или же пытаться прийти к той, которую построила Америка?

- Почему я живу в Америке? Не потому, что я так люблю эту страну. В Одессе закрыли каток, на его месте сделали танцплощадку, поставили самолет. Что я должна была делать? На Привозе торговать? Это не мое. Но со временем эта дыра заполнится. К сожалению, я не была на украинском национальном первенстве, но в России, знаю, есть большая плеяда талантливых детей. Надеюсь, появятся звездочки и на Украине. Они поднимутся и заполнят те пустоты, которые образовались после Оксаны Баюл, Виктора Петренко и последней из могикан - Елены Ляшенко…

ДОСЬЕ "СЭ"

Галина ЗМИЕВСКАЯ

Работала с олимпийскими чемпионами Виктором Петренко и Оксаной Баюл, чемпионом мира среди юниоров Владимиром Петренко, чемпионом США Скоттом Дэвисом, чемпионкой Италии Сильвией Фонтана, чемпионом Европы Вячеславом Загороднюком, японцем Такеши Хондой, в 2007 году с грузинской фигуристкой Элене Гедеванишвили, в 2008-м со швейцарцем Стефаном Ламбьелем.

Сейчас тренирует американца Джонни Вейра и россиянку Ксению Макарову.