Газета Спорт-Экспресс № 22 (5195) от 3 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ
Сегодня в Москве состоится конференция Российского футбольного союза, на которой будет избран его новый президент. Обозреватель "СЭ" рассуждает о ключевом вопросе, который уже в ближайшие дни встанет перед новым главой РФС, - останется ли Гус Хиддинк на посту главного тренера сборной России.
ИВАНЫЧА УБРАТЬ. ГУСА ОСТАВИТЬ
Виктор ГУСЕВ
Ровно через месяц сборная России открывает новую страницу своей непростой жизни товарищеским матчем с венграми. Медаль за город Будапешт в данном случае не дают - это только начало пути к отборочному циклу очередного Euro, куда мы по классификации УЕФА входим как высокопоставленные. Рейтинг, о важности которого так часто в отличие от предшественников с первого дня в Москве говорил Гус Хиддинк, он сам со своей командой и обеспечил. Не влезая в финансовые дебри и неведомые мне детали контракта, скажу сразу, что 3 марта на стадионе имени Пушкаша хотел бы снова увидеть голландца в роли тренера российской сборной. Еще разочек. Как минимум...
Вот - прошлогодняя сцена. В летящем из Словении авиалайнере наши футболисты подходят к своему тренеру и умоляют не бросать их, несмотря на поражение: добытая вместе европейская бронза по-прежнему греет душу. Вслед за игроками к печальному Хиддинку с такой же просьбой вполне могли бы подойти и журналисты: уже три года он наш бесспорный любимец. А потом, скажем, и стюардессы, ведь Гус еще и импозантный мужчина!
Теперь - картинка аналогичного воздушного рейса, только не из провального словенского Марибора, а из победного македонского Скопье. Тоже ноябрьской ночью, но 2006 года, после всего лишь пятого матча Хиддинка у руля российской сборной. Всеобщая радость от двух красивых голов, откровенный стаканчик красного вина в руках Гуса и, между прочим, добровольный сухой закон, принятый самими игроками, ведь через день-два - матчи очередного тура премьер-лиги. Было же время!
Журналистский отчет в номер "СЭ" (извините за самоцитирование) тогда получился под стать победному настроению: про уроки демократичности, полученные от по-хорошему "не нашего" Хиддинка, про новый для нас стиль руководства и, как показалось, новое самоощущение подчиненных главного тренера. Без прежнего заискивающего заглядывания в рот какого-нибудь (условно, конечно) Семеныча или Иваныча.
Так тогда и написал. И уже почти на грани авторского восторга подытожил: "Хорошо, что у Гуса нет отчества!"
ОТЧЕСТВО
Так вот, отчество у него в итоге все-таки появилось. И дали его ему мы сами. Уже после Euro-2008. И по какому-то удивительному совпадению стал Хиддинк именно Иванычем...
"Гус Иванович" - умилялся голос за кадром, "Гус Иванович" - смотрело на нас со страниц газет, "Гус Иванович" - с удовольствием подхватили болельщики разных рангов. Конечно, это было не то привычное, упомянутое выше "Иваныч" с его парадоксальной смесью свойского и лакейского. И в глаза Хиддинка так, естественно, никто не называл (это стало бы абсурдом уже хотя бы потому, что покойного отца Гуса звали Герритом). "Иваныч", адресованное голландцу, звучало вроде бы ласково. Но в то же время пафосно и монументально, как дарованное своему герою от щедрот благодарным народом. И, увы, на мой взгляд, стало в итоге злосчастной индульгенцией.
Окончание - стр. 5