Газета Спорт-Экспресс № 296 (5173) от 30 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ХРОНИКА
ГЛАМУР ОТ "СЭ"
Яна РУДКОВСКАЯ: "ИНТЕРЕСНО, КАК ПЛЮЩЕНКО ЦЕЛУЕТСЯ?"
Осенью мы встретились с Евгением Плющенко в ресторане где-то на окраине Крестовского острова. Через слово олимпийский чемпион вспоминал Яну Рудковскую: "Если б не она, никакого возвращения не случилось бы". Сама Яна сидела за соседним столиком, не желая мешать нашему разговору.
Вскоре Яна и Женя сыграли свадьбу. А теперь все их мысли - о Ванкувере. Плющенко убеждал меня, что будет вполне удовлетворен олимпийской бронзой. Яна ныне усмехается: "Мне кажется, он едет за совсем другой медалью…"
* * *
- Помните, когда впервые увидели Евгения?
- Я очень хорошо запомнила Олимпиаду 2002 года. Я как раз лежала на сохранении в Германии, со мной была мама. Мы смотрели фигурное катание и болели за Плющенко. Именно за него, а не за Ягудина. Я, помню, говорила: "Мама, мне так хочется, чтоб он выиграл. Посмотри, Женя так похож на эльфа. Только у него очень большой носик. Интересно, как он целуется?" Вот такие у меня были мысли…
- Когда Евгения видишь не по телевизору - это впечатление теряется.
- Вы про носик?
- Ага. И вообще Плющенко - очень обаятельный человек.
- Абсолютно с вами согласна. Я в этом убедилась, когда мы с Женей познакомились лично.
- А когда поняли, что он для вас больше, чем приятель?
- Сейчас мне кажется - в первый же день! В первый час! Прежде у меня такого никогда не было. Да и у Жени, думаю, тоже. Едва познакомившись - а дело было в Лондоне, - мы взялись за руки. Дима Билан тогда пел на Трафальгарской площади, а Плющенко представлял Сочи-2014 - вместе с Родниной, Слуцкой и Хоркиной. Кстати, у меня осталась фотография, сделанная в первые минуты нашего с Женей знакомства. Уже тогда поняла, насколько меня сильно "зацепило". Охватило невероятное чувство.
- Он легкий в общении?
- Потрясающе легкий. При этом был очень настойчив - так хотел со мной подружиться...
- Какая-то его черта вас поражает?
- Поражает, насколько он добрый человек. Я таких добрых мужчин прежде не встречала. У меня много друзей, знакомых, но Женя совершенно особенный по характеру. Например, Дима Билан - тоже очень добрый по натуре, но Женя вообще готов помочь всем. Огромное сердце. Мало кому Бог дал такое.
- И какой случай вас удивил за последнее время?
- Да он удивляет каждый день. Например, пожертвовал очень приличные деньги двум церквям в Санкт-Петербурге. Просто огромную сумму.
- Его кто-то попросил?
- В том-то и дело, что нет. Он своими глазами увидел, что этим приходам тяжело живется, а Женя - человек верующий. И сам принял решение.
- Сколько пожертвовал?
- Не скажу. Ему это не понравится.
* * *
- Тогда давайте о другом. По-вашему, Плющенко снова станет олимпийским чемпионом?
- Конечно! Я даже не сомневаюсь!
- А вот сам он говорил мне в интервью, что даже олимпийская бронза будет прекрасным результатом.
- Это тоже будет здорово - учитывая, что золото и серебро у него уже есть. Будет весь комплект медалей, и все равно Плющенко войдет в историю. Станет легендой. Но мне почему-то кажется, что он едет в Ванкувер не за бронзой...
- Помните момент, когда он поддался на ваши уговоры и решил вернуться в спорт?
- Он долго не поддавался. Хоть прежде несколько раз пытался вернуться из профессионалов в любители. Не давали травмы - болели колени, несколько раз пришлось оперироваться в Германии... Возвращение - не спонтанное решение. Женя не за один день к нему пришел. Просто в последнее время не было большой мотивации.
- Появилась благодаря вам?
- Мотивация появилась, когда я ему сказала: "Женя, ты все-таки не двукратный олимпийский чемпион. А мог бы им стать". Двукратных олимпийских чемпионов в мужском одиночном катании не было ведь лет пятьдесят, так?
- Даже больше.
- Да и какие раньше были прыжки? Никаких сложных каскадов. Фигурное катание было на совсем другом уровне. А сейчас - какая борьба!
- Кто-нибудь Плющенко помогает? Есть ли у него спонсоры?
- Я договорилась с компанией Oriflame, теперь она будет спонсировать Женю два года. Других спонсоров нет.
* * *
- Возвращающегося Плющенко кто только не критиковал. Самые обидные слова?
- Мне очень не понравилось, когда кто-то написал: якобы Евгению дали пять миллионов долларов за возвращение. Полная ерунда. Ему лишь раз выделили на лекарства 45 тысяч рублей, больше ничего не было. Он катается после сложной травмы, постоянно делает какие-то инъекции, а люди еще и ухмыляются: "Да ничего он не сможет..."
- Неприятно?
- Очень. А ведь на Олимпиаде Женя будет представлять всю Россию, он наша надежда в Ванкувере. Мне кажется, за Плющенко переживает весь мир.
- Интересно, кто написал про эти пять миллионов долларов?
- Знаете, я настолько привыкла, что про меня, Диму Билана и Женю пишут гадости, что даже перестала внимательно читать. Не помню, кто написал. Зато вижу, как о фигурном катании и своих звездах пишут японцы. Как французы относятся к Жуберу. Там никто не злится, - наоборот! Только поддержка! Я думала, что зависть и злость присутствают только в нашем шоу-бизнесе, а оказалось - этого и в спорте немало.
- Вы были в мюнхенской клинике, где Евгению огромными иглами без наркоза пробивали колени?
- Разумеется, была.
- На ту картину, должно быть, даже смотреть было больно.
- А сейчас что, не больно? Вы хоть представляете, сколько уколов ему делают? И после всего этого он отправляется кататься. Через нечеловеческую боль. Я даже не могу представить, что Женя творил бы на льду, если б жил без боли.
Понимаете, Женя - мужчина с большой буквы. Настоящий человек, очень мужественный. Не просто олимпийский чемпион, а великий спортсмен. Можно вернуться в спорт, когда у тебя бычье здоровье или спонсоры в самом деле выкатили тебе 5 миллионов долларов. А Плющенко вернулся с травмами, не надеясь на денежную помощь. Отказался от всех шоу. Хотя ему и сейчас предлагают огромные деньги, чтоб катался в Японии или Америке.
- Вы были против того, чтоб Евгений присутствовал на ваших судах?
- Он присутствовал только на одном моем суде. Очень помог морально.
* * *
- Общий дом строите?
- Один дом у нас есть, второй сейчас строим. На озере. Будет очень большой, для всей семьи.
- Евгению удается сейчас видеться с сыном?
- Я не хочу говорить на эту тему.
- Вы в прошлом году на два месяца расставались с Женей. Очень переживали?
- Да.
- Но знали, что все равно будете вместе?
- И да, и нет.
- Почему?
- Разум говорил, что вместе мы уже не будем. А сердце говорило: будем, обязательно будем.
- Вы человек откровенный. Можете рассказать, что тогда послужило причиной расставания?
- Это вопрос, на который до сих пор ни я, ни Женя не можем найти ответа. Инициатором расставания был он, а вот причину найти не можем.
- Женя что говорит?
- Говорит, что хотел проверить себя. У меня тогда был, наверное, самый жуткий период в жизни. Тяжелее ничего не вспомню. Шли самые страшные суды, а параллельно было шоу "Звездный лед", на котором ко мне почему-то относились предвзято.
- Засуживали?
- Да. Все это давалось мне тяжело, потом от многих слышала: "Ты была какая-то напряженная". А какой же мне быть, когда отнимают детей, да еще рассталась с любимым человеком? Кто в такой ситуации не был бы в напряжении? Я, честно говоря, думала, что вообще не выживу. Да и жить-то не хотелось.
- А должны были улыбаться?
- Да. Делать вид, что все у меня хорошо. Мы с Женей тогда договорились, что до конца декабря даже словом не обмолвимся, что расстались. Я давала интервью, приходила на какие-то телеканалы и рассказывала: "Уверена, что Женя поедет на Олимпиаду и победит. У нас все здорово..." А на самом деле все было ужасно. Я не привыкла врать, и от этого было еще тяжелее.
- Как реагировал Евгений?
- Он потом признался, что читал все мои интервью, ему было интересно, не скажу ли про него что-то плохое.
- Плохого не говорили?
- Ни слова. Расставались мы всерьез. Думаю, мы остались бы в хороших отношениях, но вряд ли смогли бы быть близкими друзьями. Я слишком сильно его любила - и люблю! - поэтому видеться с Женей было бы тяжело. Просто больно. Все наше общение свелось бы к телефонным разговорам: "Привет, как дела?" Хоть вижу много пар, которые расстаются и потом без проблем общаются.
- Что еще говорил про эту ситуацию Евгений?
- Объяснял, что не хотел еще раз ошибиться. Понимал, что у него ко мне сильные чувства, но очень боялся снова столкнуться с обманом. Что и я чем-то воспользуюсь. Но это абсолютно не мой случай. Я - раненый зверь, в жизни настрадалась. Стараюсь никогда людям боли не причинять. Может, то, о чем рассказал Евгений, и есть настоящая причина расставания. Но мне кажется, дело в чем-то другом.
* * *
- Как получилось, что вы снова вместе?
- Было так: мы договорились, что общаться будем только до 31 декабря. Но какое это было общение? Даже не созванивались. Я разве что писала ему эсэмэски: "Программа будет во столько-то, привези то-то и то-то". А потом встретились на "Звездном льду" 3 ноября, в его день рождения.
- Приготовили подарок?
- Вручила Жене хороший телефон. Он поразился: "Как же это? Мы вроде расстались, а ты дорогой подарок приготовила..." А вот так, отвечаю. Будет память обо мне. И улетела за границу.
- Одна?
- Да. А Женя остался на день в Москве, чтоб встретиться с друзьями. И вдруг начал мне звонить: "Не могу без тебя. Не могу - и все. Почему ты улетела?.."
- Потом встретились?
- Женя сказал: "Никуда не уеду из Москвы, пока тебя не дождусь. Нам надо поговорить". Дождался, мы увиделись - и с тех пор не расстаемся. Ни на одну минуту.
- Даже клады вдвоем искали, как рассказывал Евгений.
- О, это была потрясающая идея Жени. Со мной такое приключение впервые в жизни. Он купил металлоискатели, и мы с утра пораньше уехали в страшную глушь. Шведская деревня под Питером, которой 600 лет. В этих местах даже связь не брала.
- Родственники вас потеряли?
- Никто не мог дозвониться, пока мы блуждали по болотам в огромных сапогах. Уехали в 6 утра, а приехали в 9 вечера. Пятнадцать километров прошли пешком.
- Трудно пришлось?
- Очень. Заросли были страшные.
- Что выкопали?
- Старинные фляжки, монеты. Знаете, Женю переполняют идеи, он очень творческий человек. Настолько интересно находиться рядом с ним! То мы играем в теннис, то отправляемся в боулинг, то клады ищем... Его детские мечты только сейчас воплощаются в жизнь, немножко его отвлекают. Женя не ходит по клубам и тусовкам.
- А куда ходит?
- Может заглянуть в ресторан, пригласить маму с папой. Но вообще сейчас он одержим только спортом и победой в Ванкувере. В голове лишь новые программы, идеи, прыжки, каскады... Если и отвлекается, то на какие-то совсем уж невероятные вещи вроде поиска кладов. Найдет монетку - и радуется, как ребенок. И я точно так же радуюсь.
- Монетки хоть стоящие?
- Главное, мы их сами нашли. Были монетки екатерининские - понятно, что в плохом состоянии. Еще довольно редкие монеты павловских времен. Все-таки Павел I не так долго правил. Нашли и монетки времен Петра, похожие на чешуйки… Была заколка, которой около 250 лет.
- Один раз ездили?
- Несколько. Бывало, что бродим-бродим, а всего две монетки найдем. А однажды сразу 11 попалось. Интереснее всего было, когда горшок откопали. Женя закричал: "Это горшок с деньгами!" Все, думаем, наконец-то нашли настоящий клад. Открыли - а там, кроме земли, ничего…
- Потрясающе. И какая судьба у этих монеток?
- Лежат у нас дома. После Олимпиады обязательно снова поедем искать клады. Может, смешно звучит, но в этом сумасшедший кайф. Мы изучаем историю, стараемся понять, как в этом месте могло что-то оказаться. Потом детям будем рассказывать.
* * *
- Аттракционы вы с Евгением уважаете?
- Однажды мы вдвоем были в Швеции и там набрели на жуткий аттракцион. Я вообще их недолюбливаю, но с Женей ничего не страшно. Представьте: вы сидите в кресле, ноги висят в воздухе. Вас пристегивают и медленно поднимают куда-то чудовищно высоко. Мне казалось - метров на 250. И вдруг - резко вниз!
- Удовольствие на любителя.
- Я думала, что поседею, честно говоря. А Жене понравилось, он сказал: "Давай-ка я еще пару раз схожу". Вот тогда я и поняла еще раз, что такое олимпийский чемпион. Но особенно хорошо мне это стало понятно на Евровидении.
- Почему?
- Всех нас трясло невозможно. Абсолютно спокоен был только один человек - Женя. Даже на пресс-конференциях, когда случались всякие провокации.
- Например?
- Есть один датский журналист, который меня ненавидит еще с 2006 года. Так вот он тогда заявил, что Дима Билан даже в десятку не войдет ни при каком раскладе. А я ответила: Дима будет первый или второй.
- В 2006-м он стал вторым.
- Да. А победила финская группа Lordi. Вы помните эти костюмы монстров? Тогда кто-то сказал, что среди монстров Дима - второй, а среди людей - первый. На самом деле я считаю, что успех в тот год у нас был не меньше, чем в 2008-м, когда Билан победил.
- Так что с этим датчанином?
- Он имел на меня зуб. Сидим на пресс-конференции в Белграде накануне полуфинала. Датчанин тянет руку, смотрит на Билана: "Дима, а зачем вы вообще сюда приехали? Искренне считаете, что можете выиграть? Привезли Плющенко и думаете, что все у вас получится?" Причем сначала сказал: "Дима", а потом поправился: "Извините, Виктор".
- Тогда ведь шли суды из-за имени Билана?
- Вот-вот. Дима от такого напора немножко растерялся. Взял микрофон: "Даже не знаю, что ответить. Я интеллигентный человек, а то сказал бы все, что о вас думаю…" Тут его прервал Плющенко: "Подожди-подожди. Давай, я скажу, он же и мою фамилию упомянул".
- Вот Евгений-то слова подобрал как надо?
- Сказал: "На Олимпиаде в 2002-м я стал вторым. В 2006 году вернулся - и выиграл. Дима в тот год на Евровидении стал вторым. А сейчас выиграет, я уверен. Более того, "Виктор" означает "победитель". Это прозвучало так мощно! На таком хорошем английском!
- Залу понравилось?
- Все зааплодировали. Поднялась сербская журналистка: "Друзья мои, посмотрите на флаг Сербии. Если его перевернуть - будет флаг России. Думаю, на следующий год мы поедем именно туда". После этого эпизода и до самого последнего концерта Дима был лидером. Героем всех обложек. Когда ребята заходили на пресс-конференцию, весь зал вставал.
- Датчанин угомонился?
- Я знала, что он не угомонится. Потому что над ним уже и коллеги стали смеяться. На последней пресс-конференции перед финалом он снова попытался на нас напасть. Тогда ребята вытащили шпаги, шляпы и выдали на английском: "One for all, all for one…" Один за всех, все за одного. Дали понять: если продолжишь задавать такие вопросы - будешь иметь дело с нами всеми. Сейчас я понимаю: Женя вселил во всех нас командный дух. Он сам очень командный человек, и мы тогда действительно были одной командой. Это очень круто.
* * *
- Книжку его читали?
- Читала. Могу сейчас сказать вам все то, что сказала Жене. Ведь изначально его книжка была в два раза толще, он много всего рассказал. Но полистал сначала один, потом второй, третий. Позвонил Арик, его менеджер: "Женя, этот кусок надо убрать, человек обидится. И этот убери, и этот…"
- Не стоило убирать?
- Не стоило. Я объясняла: "Женя, если хочешь, чтобы книжка стала бестселлером, нравилась людям, - ничего убирать нельзя. Надо писать как есть".
- Вы так писали собственную книжку?
- Я писала откровенно, хоть тоже многих пожалела. Но все равно было жарко. Если бы Женя не дал исправлять свою рукопись, книга оказалась бы намного интереснее. А получилась суховатая. И угловатая. Стержень Плющенко несколько потерялся. Но мы ее обязательно переиздадим в полном виде.
- После Ванкувера?
- Да. И там Евгений раскроет все тайны. А тайн у него, судя по рассказам, очень и очень много. Многие вздрогнут. Знают об этом только он, я и женины родители.
* * *
- Вы яркие люди. И дарите друг другу наверняка что-то неожиданное.
- Мы очень любим делать подарки. Женя часто что-то дарит. Я никогда не забуду, как на 14 февраля в этом году он подарил мне 600 роз.
- 600?!
- Да! Я была просто в шоке! Это был удивительный порыв. Когда все эти розы оказались дома, мы их всей семьей расставляли. Женя способен на такие яркие поступки, что всякому ясно - уникальный человек.
- А вы его подарками удивляли?
- Он обычно говорит, что хочет в подарок.
- Это как?
- Мы даже договорились: я, прежде чем что-то покупать, у него спрошу: "Чего ты хотел бы?" Вот недавно он купил новый автомобиль и сказал мне: "Нужен обвес". Спрашиваю: "Ты хочешь, чтоб это был подарок на день рождения?" - "Да".
- Все сделали?
- Он выбрал самый потрясающий обвес, а я все оплатила. Теперь, знаю, всем говорит: "Машина моя, а всю эту красоту подарила Яна…"
- Значит, Евгений сменил свой "мерседес" на что-то новое?
- "Мерседес" остался. Просто он еще джип купил.
- А на свадьбу вам что дарили?
- Ох, подарков много было… Сергей Михайлович Миронов коллекционирует минералы - и нам подарил очень интересный. Просто огромный. Теперь стоит у нас в комнате. Олимпийский комитет вручил красивые вазы очень необычной формы - в виде конька.
* * *
- Я как-то видел вас и Евгения в сопровождении телохранителя. Вы хоть раз были благодарны судьбе, что у вас есть охранник?
- Я вынуждена защищаться. Прежде никогда не ходила с телохранителем. Я жила с очень известным и состоятельным человеком, при этом ездила с детьми на маленькой спортивной машине. Никакой охраны мне не нужно было. Но сейчас идут суды, и я стала беспокоиться за свою жизнь. Время опасное. Думаете, мне приятно постоянно видеть рядом с собой охранника? И платить ему достаточно большие деньги?
- Какой рассказ Евгения о его прошлом вас поразил?
- Очень много было таких рассказов. Я поразилась, узнав о его жизни в коммуналке. Ему с мамой не хватало денег - одно яблоко делили на двоих. Собирали бутылки. Меня все это еще почему удивило? Я-то выросла в очень обеспеченной семье, мой папа был военным летчиком…
- Зарабатывал хорошо?
- Он был заместителем начальника летного училища. Мама была кандидатом медицинских наук, известным врачом. Дед - замминистра легкой промышленности. Я ела черную икру, у меня были красивые дорогие вещи. В общем, я не знала, что такое нужда. Вот и поражаюсь родителям Евгения, которые жизнь положили, чтоб воспитать такого человека. Сделали из него великого спортсмена. Последнее отдавали, чтобы он учился и тренировался в Санкт-Петербурге. Надо видеть, как сам Евгений относится к родителям. Это пример того, как нужно любить и поддерживать. Женя - потрясающий сын.
- А его слезы вы хоть раз видели?
- Один раз. Это была настоящая мужская слеза. Скупая. Но это личный момент, а я и так слишком откровенно говорю.
- Женя прежде обожал мотоциклы.
- До сих пор обожает. У нас целый гараж ими заставлен. Там и подаренные, и купленные. Но я не люблю экстремальные виды спорта. Стала очень осторожной - у меня все-таки двое детей. Не могу допустить, чтобы по какой-то нелепой случайности они остались одни. А вот Евгению экстрим что-то дает.
- Не запрещаете?
- Ему вообще что-то запретить невозможно. Да и не надо - пусть всегда делает, что хочет.
* * *
- Евгений говорил, что до Олимпиады полностью отказался от спиртного.
- Да.
- Это была ваша инициатива?
- Только его!
- Не подвиг, но что-то героическое в этом есть.
- Вы полагаете? Мне кажется, обычный поступок сильного человека. И только.
- В вашей книге есть рекомендация: прочитав последнюю страницу, вымыть руки. Настолько шоу-бизнес грязная штука.
- Меня каждый день поражает какой-нибудь случай, хоть я не привыкла жаловаться на работу и судьбу. Я во всем этом варюсь, живу, но в грязи не участвую. Стараюсь остаться чистым человеком. Это самое главное.
- Есть что-то, что мешает вам назвать себя абсолютно счастливым человеком?
- Разлука с детьми. И суды, которые кажутся бесконечными.
Юрий ГОЛЫШАК