Газета Спорт-Экспресс № 230 (5107) от 13 октября 2009 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ТЕННИС
Шамиль ТАРПИЩЕВ: "СУДЬБА САФИНОЙ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ЖЕРЕБЬЕВКИ В ДОХЕ"
Поводов к интервью с президентом Федерации тенниса России было как минимум два: потеря Динарой Сафиной титула первой ракетки мира (а де-факто это, напомним, произошло вчера) и старт 17 октября в спорткомплексе "Олимпийский" 20-го по счету "Кубка Кремля".
- Чем вы объясняете последние неудачи Сафиной?
- Погоней за сиюминутным результатом, которая с точки зрения методики несовместима с качественным тренировочным процессом. Когда теннисистка играет едва ли не каждую неделю, нивелируется сама суть этого процесса. Очевидно, что в последнее время Сафина в отличие от Светланы Кузнецовой, Елены Дементьевой и тем более сестер Уильямс выступает на фоне перегрузок. В результате психика Динары работает через силу, она полагается исключительно на то, что умеет, и примитивизирует собственный теннис. Игра Сафиной в последнее время сводится к обычному обмену ударами. То есть она сама уравнивает себя в классе с теми соперницами, в игре которых творчество сведено к минимуму.
- Вы считаете, что перед супертурниром в Пекине Сафиной не следовало просить wild card в Токио?
- Я имею в виду даже не столько последние соревнования, сколько всю вторую половину сезона. Ясно же, что ранние поражения Сафиной в Японии и Китае связаны с событиями последних трех-четырех месяцев.
- Вы часто повторяете, что психологическое состояние игрока напрямую связано с его физической формой. Нынешняя история с Сафиной не является исключением?
- Именно так. То, что Динара не творит, а мучается на корте, - следствие ее физической усталости. Сафина сама довела свой организм до такого состояния, когда попросту отсутствуют эмоции, необходимые ей для того, чтобы побеждать. Она старается найти выход, но не получается. На сей счет справедливое замечание сделал президент Международной федерации тенниса Франческо Риччи-Битти, с которым мы встречались недавно в Копенгагене на сессии МОК: "Нельзя же после каждого удара смотреть на своего тренера!"
- Виноват ли, кстати, в последних фиаско Сафиной ее тренер, хорват Желько Краян?
- Здесь в какой-то степени произошло наслоение их характеров. Краян - достаточно жесткий, требовательный человек. В свою очередь, Сафина - трудоголик. Таких необузданных по отношению к тренировкам игроков, как она или, к примеру, Елена Бовина, необходимо останавливать и направлять. И этот момент, видимо, был упущен. Максимализм взял верх над ощущением реальности.
- В тактическом плане Сафина раньше повышенной агрессивностью не выделялась. Краян же, судя по тому, что Динара рассказывает на пресс-конференциях, пытается заставить ее как можно больше атаковать. Такой теннис соответствует ее характеру?
- Думаю, что да. К тому же Динара мощная теннисистка, которая достаточно хорошо двигается. Но ей необходимо иметь миллион других тактических вариантов.
- То есть не срабатывает ваша любимая формула - ты выходишь на корт и играешь в любимый теннис, а если нет результата, то в любой другой, который приносит успех?
- Вы правы. В том состоянии, в котором сейчас находится Динара, это попросту невозможно. Причем Сафина даже не стоит на задней линии, а уходит от нее далеко назад, допуская еще более грубую тактическую ошибку. Расстояние полета мяча увеличивается, и соперницы, не обладающие высокими скоростными возможностями, легко успевают за ее ударами.
- Чем, на ваш взгляд, завершится борьба Сафиной с Сереной Уильямс за первое место в рейтинге?
- Разница в очках между ними минимальна, и, скорее всего, для того, чтобы стать первой по итогам года, будет совершенно не обязательно побеждать на итоговом турнире в Дохе. Возможно, для этого окажется достаточно выиграть лишь на один матч больше. В такой ситуации важное значение приобретает жеребьевка. У той же Уильямс есть и удобные соперницы, и неудобные - как, например, Виктория Азаренко из Белоруссии.
- Насколько принципиально для Сафиной стать первой в мире именно по итогам года?
- Для российского тенниса, конечно, это было здорово, поскольку наши представительницы никогда не добивались подобного успеха. Но самой Сафиной, особенно в ее нынешнем состоянии, нужно думать не о решении этой задачи, а исключительно о теннисе. В противном случае психологическое давление в очередной раз не позволит Динаре продемонстрировать все свои возможности.
- Ваш комментарий по поводу последних успехов Светланы Кузнецовой, выигравшей супертурнир в Пекине, и Михаила Южного, дошедшего до финала в Токио?
- По поводу Кузнецовой я всегда говорил, что все зависит только от нее самой. Если сохранится альянс Светланы с Ларисой Савченко (на турнире в Пекине Кузнецовой помогал Андрей Ольховский. - прим. Е.Ф.), думаю, что Кузнецова будет двигаться вперед. У Южного же сейчас появилась психологическая раскованность. Наверное, это неудивительно, поскольку в рейтинге Михаил опустился достаточно низко и терять ему нечего. Остается пожелать Южному избежать травм, которые так часто ему мешают.
- Николай Давыденко сумеет пробиться на итоговый турнир в Лондон?
- Шанс есть, поскольку на этой неделе на супертурнире в Шанхае не играет Роджер Федерер. Если Коля выступит там хорошо, то не исключено, что он еще сможет зацепиться за восьмерку.
- Есть ли какие-то новости относительно состава участников "Кубка Кремля"?
- У мужчин изъявили желание приехать киприот Маркос Багдатис и немец Николас Кифер, но сначала надо понять, кому выделит два своих специальных приглашения Ассоциация теннисистов-профессионалов. Что же касается трех wild cards, имеющихся в нашем распоряжении, то одну практически наверняка получит чемпион юниорского Уимблдона Андрей Кузнецов. У женщин wild card попросила Елена Докич из Австралии, однако у нас есть много своих претенденток. Вопрос будет решаться в среду. Кстати, не исключено, что в качестве подготовки к Дохе в "Кубке Кремля" изъявит желание сыграть кто-то из теннисисток первой шестерки - например, та же Кузнецова.
- Продвигается ли работа по повышению статуса мужского "Кубка Кремля"?
- Этим вопросом плотно занимается Марат Сафин. В 2011 году нам обещали поменять категорию с "250" на "500". Однако этот вопрос вплотную связан с финансовым.
- Какова ситуация с Федеральной программой развития тенниса в России, проект которой вы готовите уже достаточно давно?
- По сути, работа подходит к концу. Мы не форсируем события и готовим программу основательно, чтобы ее положения соответствовали всем нормативным требованиям. Что же касается внебюджетного финансирования, то тут все достаточно просто. Как я уже не раз говорил, российскому теннису как спорту высших достижений необходимо для выживания 10 миллионов долларов в год. С учетом поддержки молодежного и юношеского спорта эта сумма увеличивается до 30 миллионов. В идеале же для качественного функционирования нашей федерации требуется 45 миллионов. Тогда нам удастся добиваться успеха по всем направлениям своей работы.
Евгений ФЕДЯКОВ