Газета Спорт-Экспресс № 197 (5074) от 4 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ТЕННИС |
US OPEN |
В среду Марат Сафин, чемпион US Opеn-2000 и Australian Open-2005, провел свой последний матч на турнирах "Большого шлема".
ПРОЩАЙ, "БОЛЬШОЙ ШЛЕМ"!
Василий ОСИПОВ |
из Нью-Йорка |
ПЕРЕУБЕДИТЬ САФИНА УЖЕ НЕ УДАСТСЯ
После поражения от 38-й ракетки мира австрийского левши Юргена Мельцера - 6:1, 4:6, 3:6, 4:6 - Марат не выглядел расстроенным. В глазах у него сквозило полное безразличие к происходящему. А еще россиянин был чем-то немного раздражен.
- Марат, вы точно решили, что это ваш последний турнир "Большого шлема"?
- Как ни печально это звучит, но я принял для себя окончательное решение.
- И какие у вас сейчас чувства?
- Все нормально. Наступает конец моей карьеры, поэтому у меня нет никаких сожалений. Смотрю вперед, в жизнь после тенниса, и поражения меня не огорчают. Мои мысли сейчас уже не на корте, потому что, как ни обидно это признавать, лучшие годы далеко позади. В идеале хотелось бы, конечно, уйти на гребне волны, первым номером в мире, но это сейчас нереально.
- Даже поддержка болельщиков сегодня не тронула вас?
- На протяжении моей карьеры любители тенниса во всем мире относились ко мне очень хорошо, всячески поддерживая, за что я им благодарен. И сегодня ощущал огромную поддержу. Но решение, к сожалению, принято, и его уже ничто не изменит.
- Если бы вы могли вернуться назад и что-то поменять в вашей карьере, что бы вы сделали?
- Абсолютно ничего, я полностью удовлетворен тем, как прошла моя жизнь в теннисе.
- Когда вы приняли окончательное решение о завершении карьеры, было ли оно спонтанным?
- Я готов был повесить кроссовки на гвоздь еще в ноябре прошлого года, но позвонил мой менеджер и сделал хорошее предложение. Поэтому я и отыграл еще один сезон. Но теперь уже никто не способен меня переубедить.
- Вам действительно так надоел теннис?
- Почему надоел? Думаю, это неправильная постановка вопроса. Просто я достиг того момента, когда говоришь себе: "Все, пора заняться чем-то еще".
- На скольких турнирах собираетесь выступить до конца года?
- Сначала поеду в Азию, в Бангкок и Китай, затем - в Москву и Питер. Очень рад, что у меня будет шанс попрощаться со своими преданными болельщиками дома.
- Чем собираетесь заняться после этого?
- Посмотрим. Но в любом случае это будет что-то за пределами тенниса. К счастью, у меня есть время все обдумать и решить, что буду делать дальше. Просто после двенадцати лет профессионального тенниса я "наелся".
- Нет желания стать тренером?
- Если ты хороший игрок, совсем необязательно, что из тебя выйдет хороший тренер. Поэтому иллюзий на этот счет не испытываю. Да и не могу сказать, что это мне особо интересно.
- А где планируете жить по окончании карьеры?
- Естественно, в Москве, а где же еще?
- Не жалеете, что сказали о своем решении заранее? Быть может, в последний момент сделать это было бы легче?
- Да уж, журналисты надоедают одними и теми же вопросами, задают их по тысяче раз. Вместо этого можно было бы залезть в интернет и там все прочитать. Ну да ладно, осталось всего несколько турниров, я уж потерплю.
- Чего вам будет больше всего не хватать по завершении карьеры?
- Хороший вопрос. Думаю, мне нужно отойти на некоторое время от тенниса, чтобы это осознать. С одной стороны, мне всегда нравилось путешествовать, и спорт давал такую возможность. Благодаря теннису я никогда не задумывался, сколько денег, например, потратить в ресторане. Тебя везде возят, относятся как к VIP. Но, с другой стороны, когда представишь себя играющим тай-брейк в последнем сете - с ума можно сойти. Поэтому точный ответ смогу вам дать примерно через год после завершения карьеры.
- Вы когда-то сказали, что, если бы не теннис, собирали бы бутылки в парках Москвы…
- Это один из вариантов.
- Значит, тяжелая работа на корте оправдала себя?
- Мне грех жаловаться. У меня не было богатых родителей. Я всего добился сам. Горжусь собой за то, чего достиг. Содержу себя и свою семью, помогаю сестре. За все это должен сказать спасибо теннису.
- Останетесь ли вы в Нью-Йорке, чтобы посмотреть за игрой своей сестры?
- Я очень люблю Динару, но думаю, она справится здесь и без меня. Вокруг нее есть люди, способные помочь и поддержать.
- Как бывший первый номер в мировой классификации, какой совет дали бы сестре по поводу того, как продержаться на вершине?
- К сожалению, я пробыл там не так долго, чтобы давать Динаре советы. Единственное, что могу сказать, - надо просто наслаждаться моментом. Быть первым номером трудно: хочешь того или нет - к тебе приковано всеобщее внимание. И, к сожалению, очень часто негативное. Публика постоянно ожидает от тебя большего. Включишь телевизор или откроешь газету, и сразу кажется, что только о тебе и говорят. Поэтому нужно просто не обращать на это внимания и делать то, что необходимо. Но это сложно, особенно для девушки.
- Какое место в вашей карьере займет матч против Пита Сампраса здесь в финале US Open 2000 года?
- Это было в какой-то мере чудо. Я начал тот год 25-м номером в мировой классификации, затем опустился до 45-го и вдруг - бах! - стал первым в мире! И победил самого Сампраса! После этого долгое время просто не мог понять, что же случилось, осознать размер происшедшего. Я был двадцатилетним мальчишкой, абсолютно не готовым к данной ситуации. После этого не верил даже, что мне удастся еще раз настолько близко подойти к победе на турнире "Большого шлема".
- Победа на Открытом чемпионате Австралии в 2005 году не дороже?
- Она тоже очень дорога. Рад, что мне удалось ступить на самую вершину два раза.
- Новак Джокович вчера сказал на пресс-конференции, что вы собираетесь взойти на горную вершину в Южной Америке. Это правда?
- Джоковичу надо бы сконцентрироваться на теннисе, а не на частной жизни других людей.
- Насколько спортивная карьера изменила вас как человека?
- Она дала мне уверенность в себе и жизненный опыт.
- Могли ли вы в юности представить, что добьетесь таких успехов?
- Ни в коем случае. Ни за что бы не подумал, что когда-нибудь смогу приблизиться даже к сотне лучших теннисистов планеты. Это казалось мне нереальной перспективой. Я уже даже готовился поступить в колледж в США...
- ...и что же случилось?
- Чудо. Можно сказать, вытянул свой счастливый билет. Все просто совпало само собой, и в одночасье я оказался на вершине мирового тенниса.
- Как думаете, вторая половина вашей жизни будет такая же увлекательная?
- Очень на это надеюсь. Стараюсь окружать себя позитивом и думаю, что в моей жизни будет еще много приятных моментов.
- Вас не может не обнадеживать то, что вы еще относительно молоды и перед вами будущее, которое вы строите сами, невзирая ни на какие обстоятельства.
- Да, сейчас самый подходящий для этого момент. Мне нет еще и тридцати лет, и я могу сделать выбор. Хочу еще многого добиться и доказать, что способен сделать это не только в теннисе. Сидеть до конца жизни где-нибудь на телевидении и рассказывать о том, как мне удалось победить Сампраса, - не для меня.
- Вы бы хотели, чтобы ваши дети занимались теннисом?
- Мне бы хотелось, чтобы они были счастливы и занимались любимым делом. А чем они будут увлекаться - теннисом или хоккеем с футболом, не столь важно.
ЗВОНАРЕВА ОЖИДАЕТ ВТОРОЕ "ДЕРБИ" КРЯДУ
Вера Звонарева в чисто российском противостоянии обыграла Анну Чакветадзе - 3:6, 6:1, 6:1.
- Как прокомментируете "дерби"?
- С Аней я давненько не играла, поэтому сегодня мне пришлось сложновато. Не знала, чего ожидать. К тому же я еще не полностью удовлетворена своим физическим состоянием после травмы, в частности работой ног. Не успела оглянуться - счет уже стал 0:3. Поэтому за первый сет зацепиться, по сути, так и не смогла. Только во второй партии удалось найти свою игру, действовать более агрессивно. В итоге смогла прибавить и перевернуть ход неудачно складывающегося матча.
- Что скажете о сопернице?
- Думаю, что Чакветадзе тоже не показала сегодня своей лучшей игры. Ведь она была в десятке сильнейших в мире, а это уже очень серьезный уровень. Просто у каждого случаются игровые спады по той или иной причине. Без них не бывает. Вообще в ее игре присутствует вариативность, к тому же у Ани очень широк арсенал действий. Ей просто нужно поработать над тем, как держать удары, и над сохранением высокого темпа матча. Тогда, не сомневаюсь, она снова окажется среди лучших теннисисток.
- Теперь у вас на очереди Елена Веснина. Как оцените свои шансы?
- Лена сейчас как раз таки в отличной форме, что она и подтвердила выходом в финал турнира в Нью-Хэйвене. Поэтому матч с ней, безусловно, будет интересным.
ЧАКВЕТАДЗЕ НАДЕЕТСЯ НА WILD CARD В МОСКВЕ
- Для вас все так здорово сегодня началось, почему не удалось довести матч до победы? - вопрос к Чакветадзе.
- Потому что начиная с концовки первого сета Вера заиграла совсем на другом уровне, можно сказать, включила шестую передачу. Начала атаковать и в итоге подавила меня своим напором. Я, конечно, пыталась перехватить инициативу, но у меня ничего не вышло. Соперница оказалась сильнее.
- За счет чего вы надеялись переломить ход матча? Старались рисковать?
- Нет, пыталась втянуть Звонареву в долгие розыгрыши, чтобы сбить ее агрессивный порыв. Но в данный момент Вера чувствует себя на корте увереннее.
- По словам Звонаревой, она все еще ощущает последствия недавней травмы. Как, по-вашему, это сыграло роль в сегодняшнем поединке?
- Сложно сказать. Вера просто летала по корту, особенно в последнем сете, где мне было особенно сложно совладать с ее скоростью. Звонарева, конечно, топовый игрок, даже если она в какие-то моменты и не показывает сто процентов своих возможностей.
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Завтра играю в паре с итальянкой Камерин, но, откровенно говоря, наши шансы невелики. Так что с нетерпением жду, когда наконец-то смогу поехать домой и провести время с семьей. Очень по ней соскучилась. В октябре хотелось бы сыграть в "Кубке Кремля", ведь это мой любимый турнир. Но не думаю, что напрямую попаду в основную сетку. Надеюсь, организаторы все-таки дадут мне wild card.
Технические результаты - стр. 15 |