Газета Спорт-Экспресс № 187 (5064) от 24 августа 2009 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

24 августа 2009

24 августа 2009 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

НА РАСКАЛЕННОЙ СКОВОРОДКЕ

Вчера в марафонском забеге чемпионата мира лучшая из россиянок Наиля Юламанова заняла 8-е место. Сборная России в зачете командного Кубка мира стала третьей.

Сергей БУТОВ

из Берлина

В смешанную зону, куда марафонцы приходят после окончания забега, нужно, конечно, продавать билеты. Именно здесь - настоящая школа жизни и стойкости. И если наблюдать за корчащимися от судорог мужчинами-марафонцами не очень приятно, но все-таки терпимо, то женские страдания почти невыносимы для посторонних глаз.

Тех, кто вчера доходил до финишного тента бодрой походкой, можно было пересчитать по пальцам. В основном спортсменок приводили и привозили. Носилки мотались туда-сюда, мелькала только форма лежавших на ней. Одних вели под руки, других - несли на руках, укутав смоченными в воде полотенцами. Португальская бегунья долго и терпеливо отвечала на вопросы соотечественников-репортеров, но ей на солнцепеке стало плохо. Отошла, извините, облегчилась, и... вернулась отвечать на вопросы.

А пока все приходили в себя на финише, одна участница еще не закончила дистанцию. Но очень хотела это сделать. Еле живая румынка Нута Олару устало семенила по раскаленному берлинскому асфальту. Ей оставалось преодолеть не больше полукилометра, но никто не мог дать гарантию, что она это сделает.

* * *

Старт женского забега назначили на 11.15 по местному времени. На полчаса раньше, чем мужского, что состоялся накануне, и на два с лишним часа позже, чем обычно начинаются все самые престижные в мире марафоны - бостонский, нью-йоркский, чикагский, лондонский. Говорят, в столь позднем начале было крайне заинтересовано японское телевидение. Марафонский бег в Стране восходящего солнца пользуется грандиозной популярностью, и, дескать, ради того, чтобы трансляция попала в японский прайм-тайм, участников чемпионата мира заставили бежать на раскаленной сковородке. Лично я совершенно не уверен в правдивости этой версии, но дыма без огня, как известно, не бывает.

Проводив возле Бранденбургских ворот пелотон из 73 бегуний, я отправился в неторопливое пешее путешествие до первого пункта питания. В специальных журналистских буклетах эти пункты были обозначены в виде толстой аппетитной палки докторской колбасы. Впрочем, на самом пункте все оказалось гораздо прозаичнее. Маленькие боксы с пластмассовым столом, под которым расположились синие тазики с плавающими в них бутылками. Российский триколор гордо развевался на ветру, зажатый между табличками с флагами сборных ЮАР и Руанды.

Колбасой тем временем отчаянно запахло в двухстах метрах дальше, где с раннего утра развернули свою гастрономическую деятельность представители, как сейчас модно выражаться, реального сектора экономики - закуски, сосиски, курица-гриль. Зрители, точно так же, как и спортсмены, сходили от этих ароматов с ума. Равномерно жужжал откуда-то сверху телевизионный вертолет, скрытый верхушками небоскребов Потсдамер-платц. Гонка только начиналась.

* * *

В ожидании представителей российской сборной время тянулось медленно. В боксах команды Эфиопии один из тренеров пересчитывал толстую, в два пальца, пачку евро. Там была не одна тысяча. Кому предназначалась эта взятка?

Наставника сборной Японии облепили телевизионщики. Впрочем, облепили - сказано громко, так как между ними еще в субботу выросла пусть металлическая, но вполне даже берлинская стена. Тренер что-то проникновенно говорил в телекамеры, просунув подбородок через сетку, а корреспонденты сочувственно кивали. Все это напоминало исповедь раскаявшегося в КПЗ хулигана.

Я решил набрать телефонный номер старшего тренера сборной России по ходьбе и марафону Алексея Мельникова.

- Пока все идет нормально, - не стал ходить вокруг да около Мельников. - К 15-му километру Алевтина Биктимирова, Любовь Моргунова, Наиля Юламанова и Светлана Захарова бегут в общей группе, отстает только Ольга Глок, но и та стабилизировала отрыв. Все девчонки настроены по-боевому. Ясность, полагаю, наступит километров через 10.

Наконец, в боксах показались двое молодых людей в форме российской сборной. Знакомьтесь - Олег Кульков и Юрий Абрамов. Довольно заметные в мире марафона личности, накануне пробежавшие эту дистанцию соответственно 20-м и 27-м, а вчера добровольно решившиеся помочь тренерам команды. "Сейчас, только покормим девочек и подойдем, поговорим", - кивнул Кульков.

Вскоре из боксов раздались унылые матюги. Судя по оставшимся в их руках бутылкам, кого-то пропустили. Выяснилось, что Захарову. "Ну не могла Светлана проскочить мимо, - развел руками расстроенный Кульков. - Они же прямо вплотную к нам бегут. Видимо, сошла". Позже Захарова, подтянувшись к лидерам, даст всем понять - не спешите нас хоронить!

Кульков с Абрамовым, как истинные профессионалы, рассказали массу интересного. В частности, о содержимом бутылок, на каждой их которых, к моему удивлению, была указана фамилия спортсменки. Оказалось, питание с вечера себе готовят сами бегуньи. Времена, когда варили перед стартом куриные бульоны, остались в далеком прошлом. Сейчас в бутылках плещутся энергетические напитки из разных смесей, реже - регидрон, раствор для восстановления солевого баланса в условиях большой потери пота. А условия для этого, должен заметить, вчера в полдень были самые что ни на есть благоприятные.

Но много пить нельзя - организм не успевает усвоить жидкость, и печень запросто может напомнить о себе спазмами. Сделав максимум 3 - 4 глотка, следует без сожалений выбросить бутылку, а через сотню метров успеть схватить другую, с обычной водой, чтобы вылить ее на затылок, а заодно прополоскать горло, в котором остается назойливый сладкий привкус.

* * *

Марафонки наматывали круги по центральным улицам немецкой столицы, а с трассы продолжали поступать приятные известия. К 30-му километру пелотон окончательно развалился на маленькие островки, а бег лидирующей группы из пяти человек возглавила Наиля Юламанова. Мы вдруг размечтались о медали. Сама Наиля после финиша расскажет, что ожидала особой активности от темнокожих бегуний, но ее все не было и не было. И тогда она, чувствовавшая себя на такой жаре превосходно, решила рискнуть и пойти на медаль.

Юламановой стало тяжело где-то напротив Рейхстага, это телекамера зафиксировала четко. То был 34-й или 35-й километр дистанции, то есть начало того самого отрезка, который называют настоящим марафоном. Позади остались два часа напряженной борьбы - Наиля отставала медленно, но верно. Спустя считаные минуты она окончательно потеряла контакт со скрывшимися за поворотом китаянкой Бай Сюэ, японкой Йосими Озаки и эфиопкой Азелефек Мергией (именно они впоследствии займут пьедестал почета), и все было кончено. Юламанова, по ее собственному признанию, с того момента стала откровенно "выживать". Причем "выживать" не просто, а в интересах команды. В Берлине, в рамках индивидуального забега, разыгрывался также командный Кубок мира, которому, увы, нет места в мировом календаре, хотя в престижности он от этого сильно не проигрывает. Так вот, в этом самом розыгрыше Кубка мира (в зачет идут первые три результата) россиянки вышли на твердое третье место - спасибо подтянувшимся на зубах к лидерам Биктимировой и Захаровой. И в конце концов удержались на нем.

А румынка та, Нута Олару - помните? - все-таки финишировала. С 35-минутным отставанием от чемпионки мира. В полуобмороке. Удивительные все-таки люди эти марафонцы...

Чемпионат мира по легкой атлетике

Берлин. 23 августа. Женщины. Марафон. 1. Бай Сюэ (Китай) - 2:25.15. 2. Озаки (Япония) - 2:25.25. 3. Мергия (Эфиопия) - 2:25.32. 4. Чжоу Чуньсю (Китай) - 2:25.39. 5. Чжу Сяолинь (Китай) - 2:26.08. 6. Баррош (Португалия) - 2:26.50… 8. ЮЛАМАНОВА - 2:27.08. 9. БИКТИМИРОВА - 2:27.39… 15. ЗАХАРОВА - 2:29.55… 29. ГЛОК - 2:36.57.