Газета Спорт-Экспресс № 174 (5051) от 8 августа 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ХОККЕЙ |
Илья КОВАЛЬЧУК: "В ШВЕЙЦАРИИ МЫ ГРЫЗЛИ ЛЕД ЗУБАМИ"
Вчера гостем "СЭ" был нападающий сборной России и клуба НХЛ "Атланта Трэшерз", двукратный чемпион мира.
Н а встречу в редакцию Ковальчук приехал на черном спортивном Bentley и ровно час отвечал на вопросы корреспондентов отдела хоккея.
- Это хоккейное межсезонье очень насыщено событиями: на родину вернулись многие наши именитые игроки, между НХЛ и КХЛ ведутся трансферные войны. В Россию едет Гудлер, в обратном направлении - Дадонов. Как вы ко всему этому относитесь?
- Я нормально к этому отношусь. Небольшая война даже нужна. Раньше НХЛ была единственной лигой, которой никто и ничего не мог сказать. А сейчас уже есть какие-то взаимоотношения между КХЛ и НХЛ. Это хорошо. И опять же у хоккеистов появляется неплохая альтернатива. Я ведь на происходящее смотрю глазами игрока. И в этом плане появление КХЛ - позитивный момент.
- В Америке что-то говорят о Континентальной лиге?
- В открытую вроде бы не говорят. Но на самом деле всерьез обсуждают КХЛ и считаются с ней. Смотрят внимательно. Сказываются победы нашей сборной на двух чемпионатах мира и то, что сильные игроки стали уезжать играть в Россию. Любой человек в данном случае задумается о происходящем.
- Сергей Федоров, приходивший недавно к нам в редакцию, сказал, что игроки в НХЛ из-за кризиса понесли большие потери.
- В этом году нам не вернули из страхового фонда вроде бы 14 процентов. Пока точная цифра неизвестна, ее огласят только перед началом сезона. Но что делать? Везде, кроме России, - кризис (улыбается).
- Последние годы вас в Россию не звали играть?
- Это провокационный вопрос (смеется). У меня еще год контракта с "Атлантой". Вот когда стану свободным агентом, то, если не подпишу новое соглашение с "Трэшерз", обязательно вам отвечу.
- На ваш взгляд, когда-нибудь две лиги между собой договорятся?
- Трудно сказать. Ясно только, что 150 - 200 тысяч долларов за переход молодого игрока в НХЛ - это смешные деньги. Дело даже не в том, сколько денег тратится на воспитание хорошего хоккеиста. Речь идет о том, как много сил, нервов и эмоций приходится вкладывать тренерам. Должна быть более достойная компенсация. Или команды должны сами напрямую договариваться.
- Из "Спартака" вы уехали за сумму, кажется, чуть менее 300 тысяч долларов. Сколько должен стоить молодой игрок уровня Ковальчука для энхаэловского клуба?
- Мне об этом судить тяжело. Пусть клубы сами разбираются между собой. Суммы могут быть разные, но мне в первую очередь хотелось бы, чтобы часть этих денег доставалась первому тренеру, который вложил в игрока больше всего сил и здоровья. В Твери моим первым тренером был Виктор Жуков, а в Москве - Юрий Борисов, которому, после того как "Спартак" получил за меня компенсацию от НХЛ, в итоге, по моей информации, не досталось ничего.
- Как восприняли новость о том, что Федоров и Зубов вернулись в Россию? Было удивительно?
- Нет, для меня это не стало какой-то сенсацией. В НХЛ люди достаточно поиграли, все и всем доказали. С Зубовым я пока не общался, но успел прочитать его интервью в "Спорт-Экспрессе", где он говорит, что у него есть долг перед Россией. Думаю, он многих на родине удивит - тем, в какой до сих пор форме находится и как играет, несмотря на свои 39 лет. Для СКА это очень хорошее приобретение.
- Но вы-то России вряд ли задолжали: за сборную играете постоянно. Кстати, какой из двух победных финалов чемпионатов мира чаще вспоминаете?
- Даже затрудняюсь сказать. Были два совсем разных чемпионата. Да и команды на них были разные. Первый выигрыш был долгожданным - пятнадцать лет до того момента не побеждали. К тому же за год до этого все надеялись, что Россия на своем льду чемпионат выиграет, но мы остались лишь третьими. И сама финальная игра в Канаде, с овертаймом, была, конечно, более зрелищной. Это запомнится надолго.
В Швейцарии же у нас было много травм, все ребята буквально грызли лед зубами, ложились под шайбу. Эта победа досталась, пожалуй, даже сложнее, чем годом ранее. Главное, что команда подарила болельщикам радость. Вон как они в 2008-м с флагами бегали, чуть не разрушили Тверскую. Это приятно видеть.
- Даже когда рушат?
- Так ведь болельщики выражали свои эмоции, были счастливы. В наше время такие победы очень нужны.
- Для вас было неожиданно, что чуть ли не вся Москва вышла тогда на улицу праздновать? Ведь видом спорта номер один в столице является футбол. Вспомнить, к примеру, что творилось в городе после успехов сборной на Euro-2008...
- Это уже было после нашей победы. Мы первыми заложили хорошие традиции (улыбается).
- Стало ли для вас сюрпризом, что всю команду правительство страны поощрило столь дорогими автомобилями? Раньше такого не было.
- Раньше и побед, и отношения такого к сборной не было. Вот сейчас команда, например, летает чартером, появились строгие костюмы. Отношение совершенно поменялось. С победами приходит и поддержка руководства страны. Это очень приятно. Те же визиты в Кремль и общение с президентом России - знаменательные события. Не каждый день встречаешься с такими людьми.
- Теперь вам только к американскому президенту осталось сходить - например, после победы в Кубке Стэнли?
- Не горю желанием.
Михаил ЗИСЛИС, Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
Александр ШАПИРО, Владимир ЮРИН
Полностью интервью с Ковальчуком - в понедельник |