Газета Спорт-Экспресс № 169 (5046) от 3 августа 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

4 августа 2009

4 августа 2009 | Плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В субботу вице-чемпионка мира на дистанции 100 м на спине Анастасия Зуева стала обладательницей второй серебряной медали. На этот раз - на двухсотметровке. Причем финишировала она всего в 13 сотых от победительницы - двукратной олимпийской чемпионки в этом виде программы Кирсти Ковентри из Зимбабве - и с результатом на 0,3 превышающим прежний, принадлежавший Ковентри мировой рекорд.

НАДЕЖНОСТЬ ПО-ЗУЕВСКИ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Рима

До приезда в Рим Зуева вовсе не считала эту дистанцию "своей". Гораздо больше рассчитывала на стометровку и "полтинник", где в полуфиналах установила мировые рекорды. Правда, после Игр в Пекине российские тренеры и наставник спортсменки Наталья Козлова начали склоняться к мнению, что Настя способна быстро плыть и 200 метров на спине. Но она по инерции продолжала тяготеть к более коротким заплывам.

К тому же выступление на 50 метров получилось у Зуевой не очень удачным - она не попала в число призеров. Объяснила причину. Мол, после рекордного полуфинала тренеры сборной посчитали, что золото уже в кармане. Поэтому выросла ответственность, а вместе с ней появилось чрезмерное волнение.

ГОСТРЕНЕР ГНЕВАЕТСЯ

Когда золото проплыло мимо, гостренер российской сборной Виктор Авдиенко был заметно раздражен. Наверное, его можно было понять. После своих собственных тренерских успехов середины 90-х, когда на Олимпийских играх в Барселоне и Пекине побеждали ученики Авдиенко Евгений Садовый и Денис Панкратов, выдающихся успехов у тренера больше не случалось. А амбиции остались. Вот и хотелось золота. Пусть чужого, но такого, которое тоже можно считать "своим" - своей команды.

На собрании после того неудачного (в плане нереализованных ожиданий) дня Авдиенко довольно резко высказался в адрес как Зуевой, так и Юлии Ефимовой. Мол, это вчера они были звездами. А сегодня - никто. Фамилий тренер не называл, но всем было ясно, о ком речь.

Возможно, критика была принародно озвучена с той целью, чтобы разозлить спортсменок перед оставшимися стартами. Но обернулась тем, что Зуева разрыдалась от обиды сразу после собрания и полночи не могла успокоиться. А уже наутро ей предстояло выйти на очередной предварительный заплыв - на этот раз на 200-метровке. Настя его выиграла, и пятой вошла в полуфинал (с отставанием от результата Ковентри в 1,39). В полуфинале показала уже второе время, но вновь проиграла Ковентри больше секунды.

Зимбабвийка сразу постаралась завладеть территорией - и в первом, и во втором заплывах фиксировала рекорды чемпионатов мира, и было понятно, что в финале она будет плыть на мировой рекорд. Зуева же думала лишь о том, что должна забыть об эмоциях. Не бросаться в погоню раньше времени и не пытаться прыгнуть выше головы, как это сделала на дистанции 200 метров брассом Ребекка Сони: американка начала первый отрезок с такой же скоростью, как плыла индивидуальную "сотню", где победила с мировым рекордом, лидировала 150 метров, но мертво "встала" на второй половине и финишировала лишь четвертой.

СОРЕВНОВАЛАСЬ САМА С СОБОЙ

- Никакой особенной тактики у меня не было, - сказала Настя в микст-зоне, когда финальный заплыв уже был позади. - На первом "полтиннике" старалась просто поудобнее лечь на воду, поймать ход. А потом уже работать по ощущениям и по возможности сделать все, что смогу. В предыдущих заплывах главной моей задачей было не соревноваться с Ковентри, а контролировать ситуацию и попасть в финал. Причем я понимала, что выиграть мне вряд ли удастся: все-таки Кирсти намного опытнее и 200 метров плавает уже давно. Так что можно сказать, что соревновалась я сама с собой. Пыталась улучшить результат. Это получилось. Есть рекорд Европы, рекорд России. Поэтому довольна, несмотря на то что проиграла. Такое серебро меня очень радует. Как и то, что я наконец почувствовала, что мне нравится плыть 200 метров. И техника больше подходит именно для этой дистанции, и страха перед соперницами нет...

Когда я попробовала продолжить разговор c Настей уже за пределами микст-зоны, она вдруг резко побледнела:

- Не могу стоять. Хочется как можно быстрее снять комбинезон. Спина…

Боль была, видимо, настолько сильной, что Зуева начала стаскивать с себя костюм, не обращая никакого внимания на стоящих в коридоре охранников. Наталья Козлова тут же принялась накладывать на спину спортсменке специальную мазь. Потом, когда ученица скрылась в раздевалке, Козлова рассказала:

- На самом деле Зуева была готова к этому результату. Другое дело, что она никогда не любила 200 метров. А ведь как только Настя пришла ко мне в группу, я сразу сказала, что она будет плавать именно эту дистанцию. Она просто создана для нее. Хорошо лежит на воде, не суетится. 50 метров - это все-таки специфический вид. Там важен прыжок, старт. А у нас - спинка…

- Какая-то старая травма?

- Врожденная проблема. У большинства людей в поясничном отделе позвоночника есть прогиб, а у Насти спина в этом месте прямая, следовательно, и нагрузка на поясницу больше. Поэтому мы не можем ни со штангой позаниматься, ни резкие движения делать. Я вполне отдавала себе отчет в том, что заранее прогнозировать результат на "полтиннике" бессмысленно. И Насте перед стартом сказала: "Как проплывешь, так и проплывешь". Рада, что она показала в итоге свой лучший результат, хоть и осталась без медали.

- Мне показалось, что проблема со стартом и поворотом была у вашей спортсменки и на стометровке.

- Когда Настя плывет в комбинезоне, он настолько плотно облегает спину и живот, что при сгибании тела у нее сводит ноги от напряжения. К тому же в Риме слишком жарко. В костюме ведь не только плыть приходится, но и минимум 25 минут сидеть в ожидании старта. Это тяжело, от сильного сжатия устают мышцы.

КАК ЕЕ ОСТАНОВИШЬ?

- Вас не напугали рекорды Зуевой в полуфиналах?

- А как ее остановишь, если она так плывет? Да и зачем пугаться? Почему другие могут, а мы - нет? Другое дело, что удерживать рекорд всегда труднее. Если бы этих рекордов не было, в финалах Настя наверняка плыла бы спокойнее.

- В чем, на ваш взгляд, заключается главный талант Зуевой?

- Когда мне впервые привезли Настю на сбор, она не произвела на меня большого впечатления - была довольно нескладной, но при этом у нее постоянно горели глаза. На это было просто невозможно не обратить внимания. И тренировалась она иначе, чем остальные. С сумасшедшим рвением. Уже потом я поняла, что у нее очень редкая, врожденная мощь гребка в воде. Вроде и силенок мало - подтянуться на перекладине толком не может, - а тащит себя в воде так, что мужчинам впору позавидовать. Прекрасно чувствует воду.

- Что помешало вам и Зуевой показать более высокий результат на Играх в Пекине? Знаю, что вы на такой результат рассчитывали.

- Было бы проще, если бы Настя в том же 2008 году не стала в Эйндховене двукратной чемпионкой Европы. Психологически она была еще не совсем готова выступать со взрослыми. Но после европейских побед все стали ждать от нее результата.

- Насколько Зуева устойчива психологически?

- Она эмоциональная. Очень. И очень добрая. Готова всех пожалеть, всем прийти на помощь, отдать последнее, как говорится. Бывает, что на тренировках мы ругаемся, и я знаю, что вечером она не уснет до тех пор, пока не придет ко мне и мы не помиримся.

- Теперь по крайней мере понятно, почему Настю до такой степени обидели высказывания гостренера на собрании.

- Меня тоже обидели. Хотя мне легче. С Авдиенко я в свое время проработала в Волгограде пять лет, и его эмоциональность не является для меня сюрпризом.

- За те годы, что вы с Зуевой работаете вместе, у вас не пытались ее забрать?

- Прямых попыток не случалось, но прошлой осенью, например, я сказала главному тренеру сборной Андрею Воронцову, что мы с Настей не готовы поехать на тренировочный сбор в Цахкадзор, потому что заведомо планировали в эти сроки находиться дома в Пензе. Мне нужно было сделать новый паспорт, Насте - подлечить спину. И Воронцов неожиданно для меня сказал, что Зуева и одна может поехать. Мол, в Цахкадзоре и без меня найдется кому с ней поработать.

Похожая ситуация случилась и летом. У меня вместе с Настей плавает Кристина Кочеткова, которая до юношеского чемпионата Европы была на втором-третьем местах в рейтинге. Ее забрали на сбор в Волгоград в приказном порядке, и в итоге на соревнованиях она завалила все свои дистанции. Вот это было обидно. Я же не первый день тренером работаю. Тем более что мы в тот момент никуда с Зуевой не уезжали, работали дома.

- Что вас сильнее всего порадовало в Риме?

- То, что Зуева доказала: она способна бороться до конца и умеет выкладываться. С ней спокойно. Перед стартом может покапризничать, причем иногда настолько выводит меня этим из себя, что, как говорится, "убить хочется". Но я знаю: в нужный момент Настя встанет на тумбочку и сделает все. Она любит плыть и еще больше любит плыть быстро.