Газета Спорт-Экспресс № 140 (5017) от 30 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
На сборе в Австрии специальный корреспондент "СЭ" побеседовал с самым опытным футболистом "Сатурна".
Дмитрий ЛОСЬКОВ: "О ВОЗВРАЩЕНИИ В "ЛОКО" МНЕ ПОКА ДУМАТЬ РАНО"
Павел АЛЕШИН |
из Кессена |
Казалось невероятным, что успешная карьера столь всесторонне одаренного футболиста, как Дмитрий Лоськов, вдруг даcт аварийный крен, устроит ему нешуточную проверку на психологический излом. Но Лоськов оказался крепок характером, преодолел все - и череду травм, и тренерское неверие. Теперь же приятно видеть любимого игрока целого поколения болельщиков вновь в полном здравии и во всеоружии футбольного таланта. Оружие это, кстати, пришлось испытать ставшему родным для Лоськова "Локомотиву" в дебютном матче после возвращения на его тренерский пост Юрия Семина с "Сатурном".
- И не совестно вам было испортить премьеру тренеру, сделавшему вас чемпионом России, членом сборной страны, лучшим игроком по итогам ряда сезонов? - интересуюсь у футболиста, открывшего счет своим голам в сезоне как раз в поединке с "Локо".
- Это же спорт! А известно, что для профессионала на поле нет ни родных, ни друзей. Жаль, конечно, что мы с Юрием Павловичем оказались по разные стороны баррикады, но "Сатурну" позарез нужны были очки, чтобы выбраться из низов таблицы. И мы выходили биться за них с таким же настроем, как и "Локомотив".
РЕБЕРУ НУЖНЫ БЫЛИ ДЕСЯТЬ БЕНОВ ДЖОНСОНОВ
- А вам не кажется, что против "Локомотива" вы провели свой лучший матч за "Сатурн"?
- Я столько не играл при прежнем тренере "Сатурна", что уже и забыл, когда провел лучший матч. Вадик Евсеев еще выходил на поле, а меня Ребер в составе не видел.
- Чем он это объяснял?
- Говорил, что у него свое видение футбола, и я не подхожу под его игровую концепцию.
- А что это была за концепция?
- Реберу требовалось, чтобы все десять полевых игроков носились по полю со скоростью Бена Джонсона.
- Но на теоретических занятиях он наверняка объяснял, какой хотел бы видеть командную игру и вашу, в частности?
- А не было их, этих теоретических занятий, тактикой в "Сатурне" после Гаджи Гаджиева не занимались вообще. Ребера устраивал стиль игры, демонстрируемый "Сатурном" и в прошлом, и в этом сезоне, невзирая на занимаемое командой место внизу таблицы. Несмотря на постоянные неудачи, состав он не менял.
- Но это же примитивный стиль!
- Тренеру нравился, руководителю клуба - тоже.
- Когда узнали, что Семин возвращается в "Локомотив", не промелькнула мысль: вот и мне бы вместе с ним?
- Я рад возвращению Юрия Павловича, сразу позвонил ему, чтобы поздравить, но не дозвонился. Это и понятно. После трех лет разрухи в "Локомотиве" забот у него сейчас полон рот. Удалось перекинуться парой слов только перед матчем с "Локо". А что касается меня: уходил из клуба с обидой. Конечно, с Юрием Павловичем мне работалось лучше всего. Но у меня еще год контракта с "Сатурном".
- В "Сатурне" сразу признали ваш авторитет или его пришлось зарабатывать заново?
- Конечно, заново. Понимал, чтобы тебя приняли, относились с уважением, нужно работать больше старожилов коллектива. Одно дело уважение вне поля как к известному игроку и другое на поле, в тренировках, где никто не собирался мне уступать, не обращал внимания на былые заслуги. Считаю, что так и должно быть.
Тут Лоськов явно поскромничал, уважение в команде к нему чувствуется даже постороннему. Вот он, например, закончил вводные к тренировке упражнения и попросил находившегося возле россыпи мячей Окоронкво послать ему один. Нигериец отдал пас, но неточно - с отклонением метров на пять. Лоськов изобразил на лице удивленно-страшную гримасу, и Окоронкво, не поняв юмора, со всех ног бросился назад, чтобы отправить своему лидеру другой мяч.
- А сейчас вам в "Сатурне" комфортно?
- У нас подобрался хороший коллектив. Некоторых игроков "Сатурна" - Кириченко, Каряку, тренера Бориса Игнатьева я знал по сборной, поэтому вошел в команду легко. Проблемы начались с приходом нового тренера.
- В это время у вас не появилось желания поменять клуб или вообще закончить играть?
- Когда финансовый кризис докатился до "Сатурна", руководство клуба в лице господина Жиганова предложило мне найти для себя новую команду. Но я этого делать не стал. Клубную проблему пусть клуб решает сам. И тогда со мной поступили не как с Евсеевым, которого сослали в дубль, - объявили, что могу тренироваться с командой, но играть не буду. Вот такой бредовый статус.
- Как думаете, почему у Ребера не получилось в "Сатурне"?
- Главная причина, наверное, языковой барьер, Ребер все доносил до нас через переводчика. И нередко случалось, что говорил он вроде бы одно, а на самом деле получалось другое.
- Может быть, немец для русских холодноват в общении?
- Не знаю, Ребер старался шутить, но после перевода его слов выходило не всегда смешно. Возможно, "Сатурн" просто не его команда. Вон у Рахимова в "Амкаре" получилось, а в "Локомотиве" нет. Может быть, в другой команде и Ребер даст результат.
- Интересно вам было после постоянной борьбы в "Локомотиве" за высшие награды решать с "Сатурном" более приземленные задачи?
- В 2007 году мы тоже боролись за призовые места, могли попасть в призеры, если бы не завалили концовку чемпионата. Потом да, боролись за выживание - тоже интересно. (Смеется.) Но, если честно: хочется за оставшуюся карьеру выиграть еще что-то серьезное.
С ГОРДЕЕВЫМ РАБОТАТЬ ИНТЕРЕСНО
- С уходом Ребера, наверное, легче дышать в команде стало не только вам?
- Вместо Ребера пришел Андрей Гордеев, молодой, амбициозный, все раскрепостились, словно вериги скинули с ног, и появился результат. С первых дней новый тренер стал заниматься с нами тактикой, подсказывал, показывал футболистам, как каждому выгоднее действовать в игре, сплотил команду. С Гордеевым мы не то что не проиграли ни одного матча - не пропустили ни одного гола! Тренировки стали более эмоциональными, с игровым уклоном. Упор делается на контроль мяча, на осмысленный футбол, а не на простую беготню с мячом. Мы заиграли интереснее, зрелищнее.
- Гордеев почти ваш ровесник, но вы гораздо опытнее его, ему ведь не довелось поиграть ни за сборную, ни в Лиге чемпионов. Как обстоит дело с субординацией?
- Футболист и тренер - разные профессии, между которыми существуют незыблемые основы общения. Да, я больше повидал в футболе, но из мировой практики известно, что великими тренерами становились даже те, у кого за плечами не было карьеры профессионального футболиста. Мое отношение к Гордееву - это прежде всего уважение, тем более что у него все получается хорошо.
- Юрий Семин одной из причин поражения своей команды от "Сатурна" назвал наличие у соперников Лоськова и отсутствие его в "Локомотиве". Ваш комментарий?
- Это поправимо. (Смеется.) "Локомотив" перед матчем с "Сатурном" понес большие кадровые потери, и нам, конечно, заметно полегчало. И потом в "Локо", на мой взгляд, в последние годы была слишком сильная ротация состава. Вроде я недавно ушел из команды, а против "Сатурна" в ее составе вышел лишь один футболист, с которым мы играли вместе, - Родолфу. И еще одна причина поражения железнодорожников: на поле не было коллектива.
- Нет желания при новом тренере возродить в "Сатурне" ту же семейную обстановку, что была в "Локомотиве" при Семине?
- В "Локомотиве" с этим было легче - все игроки жили в Москве. А у игроков "Сатурна" большой разброс с жильем по Москве и области. Не всем удобно собираться вместе семьями. Вот с Карякой, например, мы живем в одном поселке Белый берег неподалеку от базы и часто вместе ходим на Москву-реку порыбачить. Впрочем, на матчи приезжают жены многих футболистов, и вечером мы часто собираемся большой компанией.
- Как думаете, удастся Семину быстро поставить "Локомотив" на ноги?
- Трудно сказать. Сейчас в "Локомотиве" новая команда, из игроков, с которыми он работал, осталось всего трое-четверо.
- Сами не думаете вернуться в "Локомотив" - уже не футболистом, а в каком-либо ином качестве?
- С удовольствием, но пока мне рано об этом думать. Пока есть силы, еще поиграю.