Газета Спорт-Экспресс № 122 (4999) от 8 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-2010. Отборочный турнир. ФИНЛЯНДИЯ - РОССИЯ. 10 июня |
Гус ХИДДИНК: "ТЕРРИ И ЛЭМПАРД ХОТЯТ СЫГРАТЬ С РОССИЕЙ В ЮАР"
Продолжение. Начало - стр. 1 |
СБОРНАЯ НА ФОНЕ "ЧЕЛСИ"
-После "парней из космоса", играющих за "Челси", не трудно вам было заново привыкать к сборной России?
- Ни в коем случае! Я был счастлив увидеть игроков сборной, поскольку обожаю с ними работать.
-Отличаются ли они менталитетом от лондонских коллег?
- Честно говоря, порой мне приходится делать какие-то вещи, чтобы "разогреть мотор" у некоторых игроков сборной. Образно говоря, выметать кое у кого пыль из мозгов. Было это и сейчас. Но такое происходит только в первый тренировочный день. Потом они вспоминают, что находятся в национальной команде, и все становится на свои места.
По технике работы с мячом игроки сборной России хороши даже на фоне "Челси". Это одни из самых техничных футболистов за всю мою тренерскую карьеру. Но вот жадности до успеха на мировом уровне у них меньше. И мы бьемся над тем, чтобы эта жадность у россиян появилась. Постоянно находиться на пике формы и демонстрировать максимум возможностей - над этим мы работаем.
-Какую пищу для размышлений дали вам 104 дня, проведенных в "Челси"?
- Сто четыре? Не знал. Поскольку за это время у меня было всего четыре дня отпуска, можно сказать, что с "Челси" я работал ровно сто дней.
Вообще-то я человек, не склонный к предубеждениям. Но тут предполагал, что мне не обойтись без битв со звездами мирового класса, у которых не редкость большое самомнение. Думал, придется доказывать им, что команда важнее их собственного "я". И оказался не прав. Ничего подобного! Уже со второй-третьей тренировки футболисты все поняли и начали выполнять абсолютно все мои требования, которые с первых же дней были очень высоки. Никаких войн не было и в помине.
-Не было ли у вас хотя бы минутного сожаления о том, что дали слово уйти из "Челси" после окончания сезона?
- Ни минутного, ни секундного. Еще когда Роман (Абрамович. - Прим. "СЭ") попросил меня помочь, первой моей реакцией было: "А могу ли я сделать это с учетом обязательств перед сборной России, НАФ и т.д.?" Анализ графика игр сборной показал: четырехмесячная работа в "Челси" национальной команде не помешает. Но с самого начала и Абрамович, и я знали, что в конце мая мое сотрудничество с клубом завершится. Это могло бы случиться и на шесть дней раньше, если бы мы не вышли в финал Кубка Англии.
В "Челси" все сложилось хорошо, команда стала выдавать результат за результатом. Естественно, люди стали говорить: "Уверены, ты сожалеешь, что тебе приходится уйти!" Ничуть. Поскольку с первой же секунды знал, что это произойдет. У меня контракт с РФС до середины 2010 года, но дело даже не в нем: пересмотр любого контракта - вопрос переговоров. Гораздо больше для меня значат обязательства перед моим штабом и, конечно, игроками. В последние годы мы несколько изменили российскую модель игры в футбол и продолжаем этот процесс. Я не мог посреди отборочного цикла взять и сказать: "Ребята, очень сожалею, но я буду работать в "Челси".
-Но ведь можно было продолжать практику совмещения. Или с осенним календарем сборной она несовместима?
- Именно так. В феврале я сказал Роману: "Да, до конца английского сезона мы можем сделать это" - сборной предстояли только мартовские встречи с Азербайджаном и Лихтенштейном. В сентябре же и октябре у нас несколько ключевых матчей, а в ноябре, возможно, и стыковые поединки.
-Абрамович не говорил вам в последний месяц: "Гус, может, все-таки попробуем совмещать?"
- Нет. Мы должны уважать вклад Романа в российский футбол. Помощь сборной, в том числе финансовая, многочисленные проекты НАФ - все это для него очень важно. Так что Абрамович не рассматривал такой вариант ни секунды. В "Челси", конечно, говорили: "Гус, оставайся!" "Нет, ребята, - отвечал я им. - Я вкладываю в работу с вами все сердце и рад каждому дню, который с вами провожу. Но я дал слово - и сдержу его".
-Как отметили победу в Кубке Англии?
- Грандиозно! Мы с игроками привыкли друг к другу и очень хотели, чтобы к нам пришел общий успех. Первой целью было попасть в тройку сильнейших в чемпионате и обеспечить участие в групповом турнире Лиги чемпионов. Когда выполнение этой задачи - вообще-то обязательной для клуба такого уровня - стало очевидно реальным, я поставил перед игроками новые. Одной из них была победа в Кубке Англии.
В этом турнире мы прошли путь до конца, и радость команды была огромна. Африканцы, южноамериканцы, восточноевропейцы, западноевропейцы - представители культур, рас и религий, представленных в "Челси", - вместе устроили удивительный многонациональный праздник. Мы танцевали в раздевалке под африканскую музыку - от владельца клуба до массажистов. Это было прекрасно!
-А какие напутствия от игроков "синих" вы получили перед отъездом в сборную России? Она им хоть немного интересна?
- Терри, Эшли Коул, Лэмпард просили: "Босс, оставайтесь с нами!" - хотя прекрасно знали, что я не останусь. И когда окончательно поняли, что я ухожу, сказали: "О'кей, тогда мы должны с вами встретиться на чемпионате мира! В матче Англия - Россия!"
СЛЕЗ НЕ БЫЛО. БЫЛИ ЭМОЦИИ
-Юрий Семин, прощаясь с игроками киевского "Динамо", не сдержал слез. А вы, расставаясь с "Челси", не плакали?
- Слез не было. Но эмоции испытывал очень сильные. На ужине накануне финала Кубка игроки неожиданно вручили мне подарки. Терри и Дрогба произнесли речи, адресованные мне и моему помощнику Рэю Уилкинсу. А я ответил: "Не хочу ничего говорить перед финалом. Скажу все завтра, после игры. Надеюсь сделать это с кубком в руках".
После матча в раздевалке было много людей, не вовлеченных в каждодневную работу команды. Но мне нужно было пообщаться с игроками без чужих глаз. Мы зашли в соседнюю комнату - только футболисты, я и мой ассистент. Вот во время того разговора я и испытал сильнейшие эмоции. Мое восприятие этих людей не ограничивается словом "уважение". Наши отношения были построены на настоящей взаимной честности, которая позволила извлечь из каждого игрока максимум. Я поблагодарил их и за это, и за высочайший профессионализм.
-На первых порах, говорят, вы были недовольны отношением к работе Ивановича.
- Иванович - хороший игрок, но ему приходилось выдерживать конкуренцию со стороны Терри и Алекса в центре обороны и со стороны Босингвы - справа. И на первых порах он не играл. У меня были с Браниславом две беседы - в моем офисе и на поле. Я сказал: "Парень, продолжай работать. Ты не знаешь, в какой момент команде потребуются твои услуги, но должен быть к этому готов. А готов ты будешь только в случае упорной работы на тренировках".
Он стал так работать - и вскоре получил возможность сыграть справа в Лиге чемпионов. А потом и в центре обороны. Сыграл очень хорошо, и это лишний раз доказывает: даже в запасе ни в коем случае нельзя бросать работать - шанс обязательно появится.
-Звать Ивановича в офис пришлось, потому что он повесил нос?
- Нет. Он работал хорошо, но во время тренировки всегда можно увидеть, что игрок несчастлив. Иванович сам изъявил желание поговорить со мной, а я всегда открыт для общения с серьезными людьми. Мы откровенно побеседовали о его игре, о конкуренции. Я никогда не обещаю игрокам, даже самым известным, гарантированного места в составе. Однако объяснить человеку, что шанс есть и надо быть к нему готовым, всегда рад. И всего спустя несколько дней после того разговора Иванович забил два мяча "Ливерпулю".
Не могу сказать, что такие разговоры с игроками у меня в "Челси" случались регулярно. Чаще - короткие диалоги на тренировках. Дольше общался с капитаном и вице-капитаном - Терри и Лэмпардом.
-Приходилось ли кричать на игроков "Челси"?
- Лишь раз или два.
-Бутсы, как в случае с Фергюсоном и Бекхэмом, по раздевалке не летали?
- К перерыву ответного матча Лиги чемпионов с "Ливерпулем" мы проигрывали дома - 0:2. Еще один гол - и мы вылетели бы из турнира. И я в раздевалке поговорил с игроками на крайне повышенных тонах. Их ответом стали три гола в ворота соперника в первые 20 минут второго тайма. (Смеется.) В других случаях подобной необходимости не было.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ГВАРДЬОЛЕ
-Каким словом охарактеризуете свои чувства после ответного матча с "Барселоной"?
- Ярость. Когда соперник тебя переиграл, превзошел в классе или подготовке к конкретному матчу - это одно дело. Но здесь у всех нас было ощущение чудовищной несправедливости, случившейся по вине арбитра. Наша злость не имела границ.
-В такие секунды, как после гола Иньесты на 90-й минуте, тренер не жалеет, что выбрал эту профессию?
- Да... (Задумывается.) Все-таки нет. Мы знаем, что в нашей профессии может произойти что угодно. И должны быть к этому готовы. Оттого таких сожалений не было.
-Извините, но вначале у вас все-таки вырвалось слово "да".
- Я думаю, размышляю... И прихожу к выводу, что такой вот мысли: "Зачем я выбрал эту профессию?" - у меня не было никогда. В первый момент после неудачи, особенно несправедливой, досада может быть колоссальной. На секунду можно о чем-то таком задуматься. Но не более. Когда ты остыл, ничего подобного тебе в голову уже не придет.
-Вы по-прежнему считаете, что УЕФА не нужен был второй кряду английский финал?
- Да. Доказательств у нас нет, но начиная с февраля во многих статьях можно было прочитать слова, в том числе и сказанные ответственными лицами УЕФА: "Поединок "МЮ" и "Барселоны" стал бы финалом мечты". Неоднократно доводилось читать аналитические выкладки, где говорилось о нежелательности второго подряд английского финала с коммерческой точки зрения. Когда из года в год в решающем матче встречаются представители одной страны, другим странам невыгодно транслировать их поединок за такие деньги, которые сегодня выкладывают за показ Лиги чемпионов.
Тем не менее отдаю себе отчет: дело не только в судье, но и в том, что мы не использовали два шанса при счете 1:0, чтобы исключить возможность подобного исхода.
-Говоря о нежелательности для УЕФА второго английского финала, не опасались навлечь на себя репрессии?
- Я подчеркивал, что никаких фактов, кроме прочитанных публикаций с цитатами, привести не могу. Это мое мнение, которое я могу высказывать точно так же, как и люди из УЕФА - утверждать, что матч "МЮ" - "Барселона" станет "финалом мечты". Никаких конфликтов с УЕФА после моих слов у меня не возникло.
-Будем надеяться, УЕФА не отыграется за ваши слова на... сборной России.
- Не думаю.
-Сомнительная красная карточка Абидалю, согласитесь, не сочетается с версией о желании судьи Эвребе вывести в финал "Барсу".
- Подножка в том эпизоде имела место, но не умышленная. На мой взгляд, необходимости показывать защитнику "Барселоны" красную карточку не было.
-За несколько минут до финального свистка, еще при счете 1:0, вы стояли в обнимку с Гвардьолой и что-то живо обсуждали.
- Мы хорошо знаем и очень уважаем друг друга. Насколько помню, я подошел к Гвардьоле именно после ситуации с Абидалем - сказать, что в удалении не было никакой нужды.
-В такой момент... Я просто поражаюсь.
- У меня среди коллег нет врагов.
-Где вы познакомились с главным тренером каталонцев?
- Несколько раз встречались, еще когда я работал главным тренером "Валенсии", а он играл за "Барсу". Осенью 2007 года я был в Барселоне, где мы со сборной России готовились к отборочному поединку с Андоррой. Нам пару раз дали потренироваться на поле "Барселоны". Гвардьола как раз проводил тренировку второй команды каталонцев, и после занятия мы хорошо пообщались. Когда "Челси" приехал на первый полуфинал Лиги в Барселону, он пригласил меня в ресторан. А после финала я отправил ему sms с поздравлением.
ТЫСЯЧА ФУНТОВ ШТРАФА
-Как вы объясните феномен этого тренера-новичка?
- Во-первых, он интеллектуал. Во-вторых, у него огромный опыт выступлений в клубе высшего уровня. И наконец, он много лет жил внутри "Барселоны". У этого клуба очень здоровая стратегия, которая дает игрокам все условия для самообразования. У каталонцев неизменный и очень привлекательный стиль игры, и тренер, приходя в эту команду, не вправе его менять. Так и должны управляться клубы. Очень важно, чтобы и в России игроков начиная с детского возраста воспитывали в четкой привязке к стилю, который исповедует их клуб.
Гвардьола - продукт этой философии "Барселоны". Это не означает, что ему было легко возглавить такую команду и добиться с ней того, что ему удалось. Но он с детства знал требования, которые там предъявляются, и это ему помогло. А еще помогло то, о чем знаю из общения с Йоханом Кройфом: его двери всегда открыты ученикам, и Гвардьола, будучи неопытным тренером, не стеснялся советоваться с человеком, у которого когда-то играл в "Барселоне".
-И в результате выяснилось, что тренер, не имеющий и года опыта самостоятельной работы, способен выиграть Лигу чемпионов.
- Это так, но, во-первых, у него для этого должна быть соответствующая команда, а во-вторых, он должен этой командой умело управлять и не делать глупостей. Если к таким звездам, как Хави, Иньеста, Анри, Это'О, Месси и другие, молодой тренер приходит с неоправданно большим самомнением и всеми своими действиями показывает им: "Вот он, я!" - наказание неотвратимо. Но Гвардьола оказался умен.
-Тем не менее он ввел в "Барсе" штрафы в 500 евро за минуту опоздания на тренировку. Не рискованно ли это для столь молодого тренера?
- Нет, он все сделал правильно. Как раз без этого ситуация в "Барселоне" могла бы сложиться иначе. У нас в "Челси" подобная система тоже была. Опоздание к автобусу или на ежедневное утреннее собрание перед тренировкой меньше чем на пять минут наказывалось 250 фунтами штрафа, больше пяти минут - 500 фунтами... Пропуск обязательного командного мероприятия карался тысячей.
Молодой тренер должен требовать соблюдения дисциплины не меньше, а то и больше, чем опытный. К тому же игроки знают, что эти деньги идут в благотворительный фонд.
Игорь РАБИНЕР
Окончание - стр. 4 |