Газета Спорт-Экспресс № 54 (4931) от 17 марта 2009 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

17 марта 2009

17 марта 2009 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Илья КОВАЛЬЧУК: "МЕНЯ БУДУТ УВАЖАТЬ, ТОЛЬКО ЕСЛИ Я ОСТАНУСЬ СОБОЙ"

СТАРЫЙ НОВЫЙ КОВАЛЬЧУК

У Ильи Ковальчука все по-старому. Он снова забьет свои 40 голов в сезоне, можете в этом не сомневаться. И возможно, что наберет 90 очков. И не сыграет в плей-офф. И поедет на чемпионат мира (если травма, полученная на днях, не окажется серьезнее, чем предполагалось), и обязательно, непременно станет там объектом самого пристального внимания болельщиков. Несмотря даже на вечную индульгенцию, выстраданную двумя голами в квебекском финале. Просто такой он человек, Илья Ковальчук, - на него нельзя не обращать внимания. Забивает ли он голы, "сачкует" ли в защите, мирит ли Овечкина с Малкиным, или обменивается парой ласковых через прессу с тренерами сборной. Все по-старому: Илья - яркая личность. Почти как свой навороченный автомобиль ярко-голубого цвета, которым он распугивает бестолковых атлантских водителей.

И все-таки он изменился. Он старше, спокойнее, мудрее. Было время, когда рекруты "Армии Ковальчука" (сборище наиболее бешеных фанатов "Атланты") по сравнению с ним показались бы обитателями любимого клуба Майкрофта Холмса. А теперь их плакат с надписью "Капитан, капитан, улыбнитесь!" вызывает у него именно это - спокойную улыбку. Впрочем, все это нормально. Жизнь идет своим чередом, безбашенные парни становятся дважды отцами, у голубых "бентли" кончается бензин. К тому же Ковальчуку нужно будет очень постараться, чтобы запомниться всей хоккейной России кем-то другим, кроме сошедшего с ума от радости триумфатора Квебека. Жизнь меняется, а Ковальчук еще долго будет оставаться Ковальчуком.

-Отлично помню ваши первые годы в НХЛ. Помнится, однажды вы сказали, что тренеру "Эдмонтона" Мактавишу выбили все мозги, когда он играл без шлема...

- А, ну да...

-Чуть позже был указательный палец, направленный к Кросби, когда тот сидел на скамье штрафников. А сейчас, как мне кажется, вы здорово изменились. Посерьезнели, что ли, успокоились. Эмоции так не демонстрируете.

- Кто, я?! Да просто случая, наверное, давно не представлялось. Нет, я остался прежним и ничего в себе не менял. Я просто всегда действую по ситуации. А ситуации случаются разные. Если того требует момент и я считаю нужным что-то сделать, то делаю. Не беспокойтесь, от своих слов и действий я не отказываюсь.

-Вы играете в команде, которая не претендует на выход в плей-офф...

- Как так?! Шансов немного, но они всегда есть. Будем такие вещи говорить после сезона. За восемь - десять игр много что может поменяться.

-Мне просто хотелось сказать, что, наверное, легче быть звездой и подыгрывать прессе, когда вы играете в составе лидера.

- Нет, самое главное - всегда быть самим собой. А подыгрывать никому не надо, и я никогда в жизни этого не делал. Подыгрывают другие. Будешь собой, причем в любой ситуации, и люди будут тебя уважать. А будешь подыгрывать - будешь выскочкой.

ЧТО БОЛИТ У КРИКУНОВА?

-Есть игроки в НХЛ, которые вас раздражают?

- Я безумно всех уважаю. И тех, против кого играю, и тех, кто у меня в команде. Хоккей, особенно в НХЛ, - очень тяжелый вид спорта. Во время игры все врезаются друг в друга на бешеных скоростях, а после игры жмут друг другу руки. Взять тот же момент, когда я показывал пальцем на Кросби. Вы думаете, я что-то хотел ему этим сказать? Да нет, просто эмоции. Кросби - это Кросби, а Ковальчук - это Ковальчук. Он удалился, я забил гол и показал ему: "Вот, я забил гол". Вот и все.

-Разве это не тот случай, когда соперник вывел вас из душевного равновесия?

- Наверное, в игре там что-то случилось. Эмоции это все. В хоккее нельзя быть амебой, нужно быть эмоциональным игроком. Если ты будешь равнодушен, то лучше сидеть дома и смотреть телевизор. И то не все каналы, а то разнервничаешься.

-Яромир Ягр недавно сказал, что Ковальчука можно будет назвать великим, только когда он выиграет Кубок Стэнли.

- Совершенно верно сказал. Хотя не только Кубок Стэнли. В моем, скажем, понимании Олимпийские игры - выше. Маленький первый шажок я к этой цели сделал, когда мы выиграли чемпионат мира. Думаю, что и впереди у нас много побед. Команда молодая, талантливая, шансы у нас хорошие.

-Игра за сборную лично для вас связана с нелегкими временами...

- Нет, мне никогда не было трудно играть за сборную. Для меня это большая честь, и я всегда играю с удовольствием. Это все пресса начинает придумывать, и меня это интересует меньше всего. Я выхожу, делаю свое дело, и мне не важно, забил ли я гол, сделал ли передачу, или просто поймал на себя шайбу. Если выиграли - я очень счастлив.

-Были случаи, которых пресса не выдумывала. Ваши разногласия с Виктором Тихоновым, например.

- Это были эмоции. Он великий тренер, как можно его в чем-то обвинять? Он вырастил столько чемпионов... И что по сравнению с этим: "Ковальчук сказал про Тихонова"? Ну сказал. Это было мое личное мнение, которое мне высказывать никто не запрещал. Это никак не умаляет его величия.

-С Крикуновым тоже были проблемы. Он обвинял вас в том, что вы только делаете, что ходите по барам.

- Крикунов много чего говорит. В Квебеке он и про канадскую сборную сказал, что они пропили весь чемпионат. У кого что болит, тот о том и говорит.

ФИЛОСОФИЯ ПО ЖИТНИКУ

-И все-таки... Пусть даже не со сборной, но с болельщиками у вас отношения были сложные. Разве не согласитесь?

- Да, соглашусь. Но в этом нет ничего страшного. Болельщики в один день критикуют, а в другой превозносят.

-Далеко за примерами ходить не надо: Квебек-2008. Было много и того, и другого.

- Но не внутри команды. Болельщики, может быть, все меряют голами и думают: "Вот, он вполноги играет, ему только деньги в НХЛ интересны". Но меня интересует мнение тех людей, которые знают меня близко.

-В Квебеке вы, пока не забивали , стали тафгаем.

- "Тафгаем"... Вот, тоже сделали из мухи слона. Просто в этом моменте мне не хотелось, чтобы обижали нашего капитана.

-Так это и есть определение термина "тафгай" - игрок, который защищает своих партнеров.

- Поверьте мне, я далеко не тафгай. Просто делаю то, что считаю нужным.

-А как вы отреагировали на взрыв любви к себе после победного гола? Не было желания сказать: "Вот видите же! Что ж вы меня раньше-то..."?

- Нет. Понимаете, я не такой человек... У нас в "Атланте" одно время Леха Житник играл, так он научил меня местной поговорке: "Don't be too high, don't be too low". В смысле, не пари слишком высоко и не падай слишком низко. Всегда чувствуй меру: и когда празднуешь что-то хорошее, и когда переживаешь из-за плохого. Поэтому я был просто рад за болельщиков. Получили наконец-то удовольствие, смогли попраздновать с нами.

-Илья, говорите, что хотите, но Ковальчук образца 2001 года никогда не сказал бы так. Вы тут просто Барака Обаму цитируете, с этим too high, too low. Это на вас семья так подействовала?

- Нет, жизнь просто. Стал повзрослее, переосмысливаю кое-что, продумываю свои действия на несколько ходов вперед.

-То есть нынешнее звание национального героя России на вас не очень действует?

- Это приятно, конечно, но ведь жизнь на месте не стоит. Да и вообще хоккей - командный вид спорта. Ну забил Ковальчук. А Семин не забил двух голов? А Терещенко не забил гол, который переломил ход матча?

-Кстати, еще вот. Вы выиграли чемпионат мира впервые за 15 лет. Овечкин, Ковальчук, великолепная победа... А потом футболисты дошли до полуфинала чемпионата Европы, где крупно проиграли Испании, и это вызвало куда больший фурор. Не задевает?

- Футбол - вид спорта номер один. В него ведь легче играть, чем в хоккей. Шорты и футболку себе кто угодно может позволить, а хоккей - дорогой вид спорта. Нас встретили превосходно. Президент, премьер-министр, подарков нам нараздавали, дали заслуженных мастеров спорта тем ребятам, у которых еще не было этого звания... Всего этого предостаточно.

-А ваш "мерседес" еще там, в России?

- Да, там стоит. Буду на нем ездить в межсезонье.

-А ваш знаменитый на всю Атланту голубой "бентли" еще на ходу?

- Пока да, но скоро и он уедет в Россию. Товарищу подарю.

-Новую покупаете?

- Ну вот, вы мне такие вопросы задаете, а потом в России скажут: "Зажрались они там, только и делают, что машины меняют".

-Отчего же? У вас двое детей. Может, вам микроавтобус понадобился.

- Ага. Или трейлер.

ТОЛЬКО НЕ О ДЕВОЧКАХ

-Вы в НХЛ уже давно, все время в одной команде, которой отдали все. Ваша награда за это - четыре проигрыша в плей-офф-2007. Я все понял про too high, too low, но постепенно груз разочарований должен давить сильнее и сильнее. Разве не так?

- К сожалению, не все зависит от одного игрока. Вот я сейчас опять вернусь к тому же: "Это командный вид спорта". Что тут можно сделать одному? Будем надеяться, что в нашем клубе что-то поменяется в лучшую сторону. У меня еще один сезон с этой командой, и никаких планов что-либо кардинально менять пока нет.

-Я заметил, что на Матче звезд вы очень много общались с Дэни Хитли, своим давним другом и бывшим партнером по команде.

- Хитли - отличный парень, он здорово помог мне, когда я приехал сюда. Можно сказать, мы выросли вместе как игроки НХЛ. Жили вместе на выездах и вообще были очень близки. В мой первый год я был единственным русским в "Атланте". Пришлось учить английский любым доступным способом. Хитли тогда подарил мне английскую азбуку. В ресторанах, бывало, я не мог даже сделать заказ, так он всегда помогал.

-Тогдашний ваш тренер удивлялся: "Эти два новичка на каждой тренировке уходят со льда последними!"

- (Смеется.) Это потому что мы в отличие от остальных высыпались. У нас обоих было правило: спать по два-три часа перед каждым матчем.

-О чем говорили в Монреале?

- Обо всем. А о чем друзья говорят? Только не о девочках: у него постоянная подруга, а я женат. Запретная тема.

-Не хотелось бы снова сыграть с ним в одной команде?

- Кто знает, что случится. Он здорово играл в "Атланте", а потом случилась эта авария, и ему нужно было сменить обстановку... Скажу, что мне с ним в одном звене действительно игралось очень хорошо. Хитли отлично пасует. Сам-то я не очень хороший распасовщик... Я понял, о чем вопрос. Сейчас поговорю с Дэни, чтобы он попросил обменять себя в "Атланту".

-В начале этого сезона был момент, когда вы тренировались в красном свитере четвертого звена. Почему так?

- Да нет, это недоразумение. У нас в Атланте есть только один хоккейный репортер, и он просто не разобрался. У нас нет "свитера четвертого звена". Кто-то ему что-то не так сказал, или он сам перепутал. Я как играл по 25 минут за матч, так и продолжил играть. Если четвертые звенья везде играют по 25 минут, то я уж и не знаю, что сказать.

-Овечкину свои 25 минут в "Вашингтоне" наверняка даются легче, чем ваши 25 минут в "Атланте", которая в этом сезоне перешла на "капканный" стиль.

- Это к тренеру вопросы. Тренеров не выбирают. Тебе что-то говорят, ты пытаешься это делать...

-Вы же не станете утверждать, что это близкий вам стиль. Вы не "капканный" нападающий.

- Тренер подстраивает всех игроков под свою концепцию. Просто у нас было много игр, которые мы проигрывали в одну-две шайбы, и все решалось на последних минутах. Надо было дисциплинированнее играть в защите. И вообще я не скажу, что у нас какой-то там кошмарный сезон. Вот "Сенаторы" играют в Канаде, а мы - в Атланте. Я думаю, у них сезон сейчас потяжелее хотя бы и из-за этого... В общем, о будущем я пока не думаю. В Атланте, повторяю, мне нравится, и я надеюсь, что останусь там. Но, сами понимаете, это бизнес. Посмотрим.

Слава МАЛАМУД

Монреаль - Вашингтон