Газета Спорт-Экспресс № 5 (4882) от 16 января 2009 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

17 января 2009

17 января 2009 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

ЗВЕЗДЫ БЕЗ ЧЕМОДАНОВ

КХЛ vs. НХЛ

с Павлом СТРИЖЕВСКИМ

ПАРАЛИЧ КРЕАТИВА

Всем оставаться на своих местах.

Под зевки редких созерцателей первый в отечественной истории "Юрьев день" наступил и закончился, вряд ли разогнав чей-то пульс выше 70 ударов в минуту. Если объявленный в последние часы переход защитника Георгия Пуяца из "Лады" в рижское "Динамо" вас всерьез взволновал, то вы либо ближайший родственник этого хоккеиста, либо вам надо срочно показаться кардиологу. Из-за чеховско-питерского обмена Бойченко и Кознева, зафиксированного на самом флажке, хоть будет кому всплакнуть. Взгрустнется, видимо, подмосковным болельщикам, ибо бывший "витязь" по крайней мере играл в своей команде одну из ведущих ролей.

По большому счету не случилось ничего. То есть событий, конечно, произошло чуточку больше, чем во время драфта отказов, в котором клубы КХЛ не выбрали вообще ни одного хоккеиста, но если "Юрьев день" был бы землетрясением, то по шкале Рихтера оно не потянуло бы и на один балл.

В плане предоставления клубам свободы творчества лигу едва ли можно в чем-то упрекать. И холсты, и краски, и кисти КХЛ своим клубам выдала - разгуляйся, фантазия! Твори, креативный менеджер! Хорошо это или плохо - разговор отдельный, но на протяжении четырех с половиной месяцев, пока клубам разрешалось кроить и верстать, посредством обмена из рук в руки не перешла ни одна звезда. Ни один участник матча на Красной площади. Ни один хоккеист, объективно входящий в сотню сильнейших игроков КХЛ. Нет, я, конечно же, не забыл про бурный переход Сергея Зиновьева в московское "Динамо" с обильным битьем посуды, в результате чего из столицы в Казань перебрался Алексей Бадюков, но даже эта сделка обменом формально не являлась.

За несколько часов до дэдлайна ваш корреспондент обстоятельно побеседовал с двумя генеральными менеджерами из клубов первой десятки, которых, в частности, спросил, ждут ли они волны обменов на последних метрах перед шлагбаумом, как это обычно бывает в НХЛ. Ответы услышал диаметрально противоположные. Прав оказался тот, кто заверил меня, что все желающие что-либо провернуть сделали это заблаговременно. Да и было тех желающих - раз-два и обчелся.

ГДЕ ГУСТО, ГДЕ ПУСТО

При максимальной схожести правил игры у нашего дебютного "Юрьева дня" получилось довольно мало общего с энхаэловскими. За океаном этот день ежегодно превращается в событие планетарного масштаба, а для многих выдающихся игроков - межевой отметкой в жизни. В североамериканских хоккейных СМИ предстоящий дэдлайн на протяжении нескольких недель освещают как нечто отдельное и чрезвычайно важное, а непосредственно перед часом икс несколько канадских телеканалов переходят на восьмичасовые прямые эфиры, чтобы обсудить и проанализировать в студиях лавину переходов в режиме онлайн.

Еще бы они этого не делали, когда половина суперзвезд лиги ложится спать с уже собранными чемоданами! Даже в прошлом году, когда "Юрьев день" выдался далеко не самым активным, за последние сутки клубы НХЛ провернули 25 обменов, в результате которых место работы сменили 44 игрока. Напомнить вам, что это были за люди? Сергей Федоров, Мариан Хосса, Марцел Хосса, Брэд Ричардс, Брайан Кэмпбелл, Кристобаль Юэ, Юсси Йокинен, Руслан Салей, Крис Саймон, Адам Фут, Ян Главач, Мартин Лапойнт, Карлис Скрастыньш, Юхан Холмквист - лишь часть из длинного списка прекрасно известных всем фамилий. И это только за последние сутки перед дэдлайном!

А в 2007-м! 37 обменов за последнюю неделю, из которых все те же 25 - в сам "Юрьев день". И снова, для наглядности, напомню частичный список "жертв": Петер Форсберг, Алексей Житник, Тодд Бертуцци, Райан Смит, Билл Герин, Мартин Бирон, Шон Энвери, Олег Сапрыкин, Ладислав Надь, Александр Королюк, Денис Гребешков, Энсон Картер, Йозеф Васичек, Рихард Зедник, Кайл Колдер, Тай Конклин, Гэри Робертс, Жорж Ларак, Виталий Вишневский, Дайнюс Зубрус, Кейт Ткачук.

Неслабо? Тут без многочасового телеэфира просто не упомнить, кто где оказался, да и не разобраться, как вообще выглядит лига после всей этой вакханалии.

У нас за весь сезон высшей точкой управленческого авантюризма так и осталась декабрьская рокировка в Челябинской области, в которой Геннадий Величкин "намагнитил" себе Вадима Шахрайчука, а экс-энхаэловец Андрей Назаров, инициировавший эту сделку, посадил на "Трактор" Равиля Гусманова. Ну и, конечно же, прогремевшее на весь хоккейный мир возвращение Пуяца в родную Латвию под барабанную дробь приближающегося дэдлайна. Хорошо хоть телевидение не подключали.

ПОЧЕМУ МЫ НЕ МЕНЯЕМ ЗВЕЗД?

С другой стороны, были ли вообще у нас основания ждать масштабного передела звездной собственности в последние дни и часы перед 15 января? Неужели кто-нибудь всерьез думал, что СКА может обменять Сушинского, "Авангард" - Ягра, "Магнитка" - Марека, "Ак Барс" - Морозова, "Салават Юлаев" - Еременко, "Атлант" - Мозякина, а "Локомотив" - Яшина? Щас! Очевидно, что сегодня к таким потрясениям не готовы ни болельщики этих команд, ни тем более их менеджеры. К слову, уральцы, бьющиеся не на жизнь, а на смерть с двумя армейскими клубами за победу в дивизионе Тарасова, по моей информации, пытались выменять у "Атланта" Мозякина, но, разумеется, были отвергнуты.

Впрочем, если бы мы сейчас пришли к выводу, что у нашего трансферного рынка нет с энхаэловским вообще ничего общего, то были бы не совсем правы. Последняя неделя показала, что многие из наших переходов, как и за океаном, носят не игровой, а самый что ни на есть финансовый характер. Точно по аналогии с НХЛ наши клубы-аутсайдеры, чье и без того печальное турнирное положение сегодня усугублено экономическим кризисом, избавлялись от высокооплачиваемых игроков просто ради облегчения платежной ведомости. И правильно делали.

Формально переход Гордиюка из "Химика" в СКА обменом не стал, но по сути ничем другим, конечно же, не является. То же самое касается и сделки "Витязя" с "Ак Барсом", отправившей Клименко в Казань, а Шафигулина - в Чехов. "Барсы", которых многие по сей день называют "командой одного звена", были не прочь заполучить еще одного забивного форварда в лице лучшего бомбардира чеховцев, за которого расплатились нападающим, частенько не проходящим в основной состав. Просто обменяться этими игроками не имело бы для "Витязя" никакого смысла, поскольку казанский контракт Шафигулина был гораздо "толще" зарплаты Клименко в Чехове. Чтобы смысл для "витязей" появился, основное финансовое бремя этого несоответствия Казани наверняка пришлось взвалить на себя. В будущем, кстати, хотелось бы видеть чуть больше открытости в обнародовании подобных механизмов. Если КХЛ и в самом деле стремится к той финансовой чистоплотности, о которой было столько разговоров во время скандала Зиновьева с тем же "Ак Барсом", было бы нелишне еще раз опубликовать таблицу клубных платежных ведомостей после всех изменений.

И все-таки уж очень их было мало, этих обменов, а те, что все-таки случились, оказались слишком второстепенными. Даже если принять на веру, что все, кто считается у нас суперзвездами, своих работодателей не разочаровали, то про следующий пласт хоккеистов - полузвезд второго эшелона, получающих подчас сумасшедшие зарплаты, такого не скажешь. Почему они-то все на прежних местах?

- Дело в менеджерах, - считает один из двух моих собеседников. - Это сейчас они стали еще более или менее понятливые, а в начале сезона были вообще дикими. Бывало, звонишь человеку, предлагаешь обмен, а он воспринимает это как личное оскорбление.

- Ничего подобного! - возмутился мой второй источник, когда я предположил, что малое количество обменов и их ничтожная значимость объясняются отсталым менталитетом российского клубного менеджмента. - Вы недооцениваете наши клубы! Я по ходу сезона разговаривал почти со всеми. Информацию все воспринимают нормально. Никто не пугается, не падает в обморок, не кидается в истерики. Разговаривать, обсуждать варианты готовы все. Такие вещи, как институт обменов, приживаются очень быстро, просто потому что они просты и очевидны. Сказал бы даже так: из всего нового, что предложила нашему хоккею КХЛ, это и есть самое простое...

Уважая точку зрения последнего, соглашусь все же с первым. Чем еще объяснить отказ новокузнецкого "Металлурга" расстаться с Милославом Горжавой, чей контракт, по моей информации, составляет около полумиллиона долларов? Сибирякам, про чье ужасающее финансовое положение известно уже давно, предлагали обменять этого нападающего еще до того, как тот получил травму. Теперь "Кузня" вместе со своим травмированным Горжавой гордо шествует на 21-м месте в восемнадцати очках от зоны плей-офф и со страшенной задолженностью по зарплате. Брависсимо!

НЕ ВЛЯПАТЬСЯ БЫ В ИСТОРИЮ!

Наверное, я к нашим менеджерам чересчур суров. В конце концов, институт обменов в нашем хоккее только появился, и вполне естественно, что народ в этих новых правилах еще не освоился. Этим же наверняка объясняется и то, что в КХЛ до сих пор не зарегистрирована хоть одна сделка, которая в Северной Америке называется multiplayer deal, то есть обмен более чем двух игроков сразу. В НХЛ и НБА их бывает по нескольку в год на протяжении уже лет сорока, а мы в своем необъятном русском языке даже термина такого еще не придумали.

- Вы поймите, у нас даже формирование составов происходит не так, как в НХЛ, - убеждал меня генеральный менеджер, вставший на защиту профпригодности своих коллег. - Многие североамериканские клубы, начиная сезон, просто не могут знать, будут они попадать в плей-офф или нет. И только зимой, если проводят чемпионат более или менее удачно, начинают понимать, что нуждаются в серьезном усилении. У нас же те, кто на что-то претендует, комплектуются под плей-офф с самого начала.

-И ни один из них не нуждается сейчас в усилении?

- Так вот же, пожалуйста: СКА и "Ак Барс". Укрепились лидерами "Химика" и "Витязя".

-А остальные почему сидят?

- Так больше никого и нет. "Химик" сейчас хоть весь свой состав готов отдать, только кого там брать? Ни одного игрока, который усилит мою команду, у них нет.

- Почему бы, на ваш взгляд, "Сибири" не отпустить в сильный клуб защитника Юшкевича?

- На Юшкевича нет спроса. В "Сибири" он фактически руководит командой в роли играющего тренера. Составляет звенья, рулит в раздевалке, чуть ли не порядок выхода пятерок на лед определяет. Такой "дядька" сейчас никому, кроме "Сибири", не нужен.

Допустим. Но неужели никому не пришлись бы ко двору Лапин или Миловзоров, Тюрин или Кетов, Михайлов или Хлебников? Все они - нападающие с очень приличной результативностью, играющие в совершенно беспросветных командах.

- Вы понимаете, как у нас летом формируются составы? - продолжает мой собеседник. - Игроки начинают с Москвы, а также ждут приглашений от провинциальной элиты, которая может предложить очень большие деньги. Если ни там, ни там не берут, агенты начинают звонить середнячкам. Если не берут и середняки, предлагают своих клиентов заведомым аутсайдерам. Крайне редко бывает, чтобы менеджеры всех ведущих клубов ошиблись и кто-то из игроков, кого все пропустили сквозь сито в слабую команду за зарплату "в три рубля", вдруг оказался звездой.

-Навскидку сразу назову Марцела Хоссу и Марка Хартигана из рижского "Динамо".

- Ну да. Только сколько таких на всю лигу? Человек пять. Вот о них вы все время и пишете.

Что ж, наверное, чрезмерная осторожность - не худший из пороков. Да и не воспитали мы еще своих собственных Кенов Холландов и Лу Ламорелло. Возможно, наши клубные боссы пока и не выглядят гениями, сидя верхом на запертых сундуках с сокровищами в последний базарный день. Зато у них есть твердая гарантия попасть в список вроде того, что около года назад опубликовала USA Today. He думаю, что генеральные менеджеры, увидевшие свои фамилии в том рейтинге, были сильно этому рады. Речь о списке самых идиотских обменов в истории НХЛ. Своих лауреатов топ-десятки автор рейтинга почему-то не пронумеровал, так что свою версию рекордного абсурда всех времен и народов предложу вам я. А точнее, просто напомню, во что обошлось "Филадельфии" приобретение прав на Эрика Линдроса у "Квебека" 30 июня 1992 года. Платой за центрфорварда, чья карьера в итоге оборвалась из-за череды сотрясений мозга, тогда стали Петер Форсберг, Майк Риччи, Рон Хекстолл, Крис Саймон, Стив Дюшен, Керри Хаффман, право на выбор в первых раундах в двух драфтах подряд, а также 15 миллионов долларов. На одном из этих драфтов "Квебек" взял вратаря Жоселина Тибо, которого позднее упаковал в сделку за Патрика Руа. Линдрос провел за "Флайерз" несколько замечательных сезонов, но "Филадельфия" так до сих пор ничего и не выиграла. Хуже того, за все годы работы Расса Фаруэлла, провернувшего ту сделку в качестве генерального менеджера, ни разу не попала в плей-офф. "Ну а что "Квебек"?" - спросите вы. "Квебек" переехал в Колорадо и завоевал два Кубка Стэнли за пять лет.

Боюсь, что когда бедолага Фаруэлл покинет этот мир и предстанет перед Страшным судом, у него и там первым делом спросят: "Какого черта ты это сделал?!"