Газета Спорт-Экспресс № 291 (4871) от 22 декабря 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ |
Валерий ГАЗЗАЕВ: "Я ЕЩЕ ВЕРНУСЬ"
Бывший главный тренер ЦСКА дал первое после отставки интервью обозревателю "СЭ".
Игорь РАБИНЕР
Назавтра он улетал домой, в Северную Осетию. "Хорошо, что теперь не день-два, а неделю смогу провести с мамой. Как мы относимся к своим родителям, так и наши дети будут относиться к нам, когда состаримся", - сказал Газзаев и кивнул на сына, будущего тренера, который сидел рядом и внимательно слушал отцовское интервью.
Пять лет назад, когда автор этих строк был одним из жесточайших критиков Газзаева, мне (а ему - тем более) и в голову не могло прийти, что однажды мы сядем у окна на втором этаже уютного ресторана на "Маяковской" и будем долго говорить об игре и о нем.
- В жизни всякое бывает, сказал в начале беседы тренер. Все мы растем, мудреем и ошибаемся. Не ошибается только мертвый. Все остальное - нормальный творческий процесс.
СЕГОДНЯ МЫ НАМНОГО СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ В 2005-М
Разговор начали, естественно, с ЦСКА - команды, в которой Газзаев уже не работает, но о которой по-прежнему говорит: "мы", "наш"...
-ЦСКА второй половины 2008-го - лучшая в вашей 20-летней тренерской карьере команда?
- Да. По качеству и содержанию игры, результатам, уровню игроков, психологии, тактике, сплоченности - словом, по всему. Эта команда показывала фантастический футбол. По-настоящему европейского уровня.
-Даже лучше, чем в 2005-м, когда ЦСКА выиграл Кубок УЕФА и сделал золотой дубль в России?
- Абсолютно лучше. Да, в 2005-м играли очень хорошо, но это была юная команда. Самая молодая, кстати, из всех победителей Кубка УЕФА: Вагнеру, Жиркову, Красичу, братьям Березуцким было чуть за 20, Акинфееву - меньше. С тех пор она выросла. Если бы футболисты топтались на месте и мы бы сегодня говорили: "Они играют, как в 2005 году", - гордиться этим было бы неправильно! Нужен прогресс, и я рад тому, что он есть. Моя тренерская задача в том и заключается, чтобы собирать молодых игроков и развивать их лучшие качества. К тем, кого перечислил, за последние годы добавились совсем юные Дзагоев с Мамаевым. Впереди у них всех большая спортивная карьера. Недаром к нашим игрокам сегодня огромен интерес за рубежом - они ведь обрели опыт еще и в своих сборных. Поэтому скажу: сегодня команда играет намного сильнее, чем в 2005-м.
-В эти полгода вы каждый день с удовольствием шли на работу?
- Конечно. С одной стороны, я человек прагматичный, поскольку работа требует результата. Но когда этот результат добывается еще и с удовольствием, красивой игрой, - это именно то, к чему мы стремимся. Игроки сами получали радость, что было видно. В последних 20 турах чемпионата и международных матчах наша игра действительно была как спектакль.
-Вот потому-то для меня за гранью понимания: как человек может добровольно уйти из команды своей мечты?
- Объясню. Летом, когда я обратился с просьбой об уходе к президенту клуба, меня подтолкнули к тому определенные обстоятельства. Пришел и сказал: "Больше работать не могу". Два дня мы провели в беседах, он меня уговаривал продолжить работу хотя бы до конца сезона. Я не мог отказать человеку бок о бок с которым провел столько времени и пережил столько блестящих мгновений. Но добавил: "Даже если станем чемпионами, заканчиваю работу в этом году". И решения не изменил.
Конечно, мне очень сложно покидать такую хорошую команду, которую я фактически создал. Но сама стратегия клуба начиная даже не с 2002 года, когда пригласили меня, а с 2001-го, когда в ЦСКА пришло новое руководство, была правильной. Мы брали молодых игроков и развивали их, в результате чего и имеем то, к чему пришли. Не скрою: ухожу с сожалением. Но и с гордостью за то, какую работу удалось выполнить. За 7 лет мы многого добились. Каждый игрок вырос. Каждый руководитель вырос - как президент, так и главный тренер. Мы росли все вместе и доросли до признания европейского масштаба. Но я человек слова.
-А как же, извините, знаменитая история с усами, которые вы пообещали сбрить в случае победы в Кубке УЕФА?
- Никакого обещания я не давал. На встрече в редакции одной из газет, по-моему, перед полуфиналами против "Пармы", мне задали вопрос, готов ли я пообещать сбрить усы, если мы выиграем Кубок УЕФА. Я ответил: "Вы заканчивайте это дело. Конечно, не готов". И все. А в публикации все перевернули.
-Но вы представляете, какое бы шоу на всю планету можно было устроить! Сумасшедший пиар!
- (Смеется) У меня достаточно публичности, чтобы устраивать еще и такие вещи.
-И никогда усы не сбреете?
- Нет. Даже если выиграю Лигу чемпионов.
-Кстати, Гус Хиддинк, работая в "Реале", пообещал сбрить усы в случае победы в Межконтинентальном кубке. И прямо в раздевалке перед телекамерами игроки их ему сбрили.
- Хиддинк Хиддинком, а Газзаев Газзаевым. Так получилось, что, наверное, уже 30 с лишним лет с тех пор, как по предложению жены отпустил усы, ни разу их не сбривал. У меня и отец, сколько его помню, носил усы, и дедушка. На Кавказе это принято.
Продолжение - стр. 4 - 5 |