Газета Спорт-Экспресс № 289 (4869) от 19 декабря 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
БИАТЛОН |
КУБОК МИРА |
ЧУДОВ ВСЕ РАССЧИТАЛ ТОЧНО
Вчера в индивидуальной мужской гонке Максим Чудов одержал первую в этом сезоне победу, а Иван Черезов получил серебро.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Хохфильцена |
Для Чудова и Черезова результат получился поистине выстраданным. Всего за два дня до старта Максим с заметным отчаянием говорил, что у него никак не получается втянуться в сезон так, как планировалось. Но три дня перерыва между этапами поставили все на места. Спортсмен специально попросил тренеров заявить его в первую стартовую группу, поскольку с вечера совершенно точно предположил, что погода будет сложной и лыжня может оказаться прилично растерзанной, если стартовать в середине или в конце пелотона.
Под первым стартовым номером на лыжню ушел Максим Максимов. Очередность отправки других российских гонщиков сложилась следующим образом: Чудов (9), Николай Круглов (35), Дмитрий Ярошенко (41), Иван Черезов (48), Андрей Маковеев (63), Андрей Прокунин (121).
Сложность погодных условий заключалась в том, что накануне вечером в Хохфильцене пошел дождь. По прогнозам он должен был смениться снегом, и, собственно, так и произошло - к утру. Было понятно, что условия предстоят сложные, соответственно, сервисерам добавилось работы. Но "масть" угадали: Чудов после гонки сказал, что лыжи катили просто отлично.
Утренняя пристрелка прошла, можно сказать, в почти идеальных условиях: ветер стих, туман клубился где-то наверху, не сползая на стадион. И результаты, показанные спортсменами на первом стрелковом рубеже, наводили на мысль, что в кои-то веки биатлонистам повезло с погодой: более полусотни спортсменов без проблем позакрывали все мишени. И сразу пятеро россиян оказались в первой десятке, причем Черезов - на третьей позиции, совсем немного уступая в скорости австрийцу Кристофу Шуманну и поляку Томашу Сикоре.
А вот дальше поднялся ветер и пошла гонка на выбывание. Первая стрельба стоя закончилась промахом (и, соответственно, штрафной минутой) для Чудова, Круглова, Максимова, Грайса, Реша, Бирнбахера, Бьорндалена - словом, для тех, кого принято в любой гонке причислять к фаворитам, способным преподнести сюрприз. Черезов же вышел в лидеры, опередив Шуманна на этой отметке почти на восемь секунд. Сразу за австрийцем пристроился Ярошенко.
Для Дмитрия эта гонка была по-особому тяжелой. Не совсем удачный старт в Кубке мира поставил гонщика перед необходимостью что есть сил лезть из кожи вон для того, чтобы отобраться на январские этапы Кубка и далее - на чемпионат мира. Не думаю, что до начала соревновательного сезона болельщики Дмитрия вообще допускали вероятность того, что он не пройдет по результату в первую в этом сезоне эстафету. Но вышло именно так. Да еще и заменивший Ярошенко дебютант эстафетных гонок Максим Максимов сразу зарекомендовал себя наилучшим образом и как бы психологически застолбил за собой место на будущее.
Третья стрельба еще сильнее сократила количество претендентов на высокие результаты. Таких, кто к этому моменту гонки сумел сработать без брака, в первой десятке было всего трое: Шуманн, украинец Александр Биланенко и швед Маттиас Нильссон. Зато Чудов и Ярошенко благодаря необычайно результативной работе "ногами" шли вплотную за лидером, несмотря на минутные штрафы у каждого. Правда, в подтверждение истины, что от радости до отчаяния в биатлоне всего шаг, из группы лидеров совершенно неожиданно (и оттого обидно) выпал Черезов. На третьем рубеже он промахнулся дважды - первым и последним выстрелами.
Главной ошибкой Ивана стал, по мнению тренеров, неправильный выбор стрелкового коврика.
- Предупреждали же ребят - не идти на первую установку, если дует сильный боковой ветер слева, - сокрушался Андрей Гербулов. - Там сразу образуется завихрение, которое очень тяжело просчитать с точки зрения нужных поправок. Вот пули у Вани и улетели...
Эти два промаха отбросили российского гонщика на десятую позицию с отставанием от Шуманна в 1.45,9. Однако скорость, с которой Черезов продолжал лететь по лыжне, внушала уверенность, что все будет в порядке. Просто не может не быть, когда спортсмен так отчаянно настроен на борьбу.
На заключительном рубеже российскую команду вновь поджидала неприятность: где-то на подходе к стрельбищу Дмитрий Ярошенко потерял обойму.
Такое в биатлоне не редкость. Крепление обоймы на винтовке Anschutz - вещь довольно хлипкая: рожки с патронами удерживаются специальными болтами, причем жесткость крепления регулируется спортсменом индивидуально. Иногда сам гонщик неосторожно задевает обойму, и она начинает держаться на честном слове, иногда для сбоя в механизме крепления бывает достаточно просто резкого отталкивания на трассе или столкновения с соперником. Словом, причин может быть множество.
В ожидании помощи на рубеже Дмитрий потерял секунд 15. И в горячке допустил еще один промах.
Впрочем, эта неприятность казалась ерундой по сравнению с тем, что пережил на третьей стрельбе лидер. Шуманн выглядел настолько уверенным в себе на первых трех рубежах, что австрийские тренеры прямо на стадионе заключили шутливое пари с вице-президентом IBU Александром Тихоновым. Поставили на то, что их спортсмен пройдет всю гонку чисто. Тихонов на секунду задумался, и авторитетным тоном сказал: "Два. На последнем рубеже".
Четырехкратный олимпийский чемпион как в воду глядел: может быть, Шуманн уже успел мысленно примерить медаль, изготавливаясь перед заключительной "стойкой". Может, потерял концентрацию по иной причине. Но тут же был дважды наказан. Причем в двух первых выстрелах. И с мыслью о наградах ему пришлось распрощаться.
Все, что происходило дальше, можно смело считать бенефисом Черезова. Со стадиона он ушел третьим, потратив меньше тридцати секунд на то, чтобы закрыть все мишени. Показал совершенно феноменальную скорость, отыграв в процессе заключительного круга секунды, которые отделяли его от немца Михаэля Грайса. Чистое время бега Черезова в этой гонке (лучшее среди всех гонщиков) составило 54.47,9, в то время как у Чудова этот показатель был четвертым - 55.00,3.
- Я немного пришел в себя после того, как в воскресенье пробежал свой этап в эстафете, - сказал Черезов после гонки. - Все-таки шок от пяти промахов подряд в гонке преследования оказался слишком чувствительным. Сейчас это подзабылось немного, даже шутим, что на третьем этаже в нашем отеле клуб "Пятерочка" разместился: я с Максимом Максимовым в одной комнате и Ольга Медведцева - по соседству. Я очень хотел проанализировать свой эстафетный результат более детально, но не сумел найти распечатку анализа гонки. Только из газет на следующий день узнал, что проиграл "ходом" норвежцу Осу 0,8 секунды. Но все равно был очень доволен. Добиться на этапе преимущества в 50 секунд - такое в биатлоне редко бывает. Вот и сегодня почти все получилось.
-Зачем вас на крайний коврик на третьем рубеже понесло?
- Вообще-то пристреливались мы на третьей установке. Но когда я пришел на первую стрельбу, то увидел, что на третьей лежит Максимов. Вот я и лег на первую - чтобы Максиму не мешать своим присутствием рядом. Это ведь всегда в какой-то степени сбивает, когда вплотную к тебе кто-то принимается стрелять. Отстрелялся я четко и сразу решил для себя, что и на следующую стрельбу на эту установку приходить буду. Но направление ветра к третьему рубежу успело смениться, и сразу "завертело".
Победитель был немногословен:
- Сервис-группа сработала сегодня просто шикарно, ребята помогли правильно выбрать лыжи, что было непросто: погодные условия тяжеловаты для бега. Но в целом бежалось несколько легче, чем на предыдущих этапах. Хотя стрельба сегодня получилась сложной. Когда при такой высокой влажности еще и снег идет, становится тяжело дышать. И приходится дольше обычного находиться на огневом рубеже. Поэтому я рад, что справился. Очень рад и тому, что от гонки к гонке нормализуется физическое состояние - уже получается рассчитывать силы до самого конца дистанции.
Вчерашняя гонка стала последним выступлением в Хохфильцене для пятикратного олимпийского чемпиона Оле Эйнара Бьорндалена. Он честно признался, что просто не чувствует свое состояние достаточным для того, чтобы бороться за высокие места (и место в норвежской эстафете в том числе), и хочет как можно быстрее вернуться в Обертиллих, чтобы к январскому этапу Кубка мира в Оберхофе успеть набрать необходимый объем тренировочных нагрузок.