Газета Спорт-Экспресс № 262 (4842) от 18 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

18 ноября 2008

18 ноября 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

СИНДИКАТ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

СНИЗУ ПОСТУЧАЛИ

"Если бы вы знали, что на самом деле творится в первом дивизионе!" Так сказал один футболист, играющий в этом самом дивизионе, одному журналисту. Я перезвонил тому игроку на следующий день. Предложил рассказать, что конкретно там творится. Пусть даже без диктофона, без ссылок на него - просто для понимания. Получил вежливый отказ. "Вы потом напишете, и кто-то поймет, что это я рассказал. Не хочу, не буду".

С моей точки зрения, это страшно. Нет, не осторожность отдельно взятого игрока, а тотальное замалчивание проблемы в целом.

Кто в нашем футболе не слышал о договорных матчах, купленных судьях или игроках? Кто не изумлялся хотя бы раз странному развитию событий на поле либо, напротив, полной их предсказуемости? Для кого тайна, что деньги решают все хоть на зеленом газоне, хоть вне его? Для болельщиков? Почитайте интернет-гостевые заинтересованных клубов после любого из матчей, которые порой и странными-то не назовешь, настолько они логичные. Чаще всего публика судачит, полезно это или вредно, позорно или терпимо, но мало кто сомневается, "было или нет".

Может, сами участники соревнований не догадываются о происходящем? Исключено. В конце концов, на поле, и только на поле реализуется то, что задумано за его пределами. Две команды и судья - только эти люди оказывают прямое влияние на результат. Или некоторые из этих людей, иного просто быть не может. Чистое дело или нечистое, они всегда знают лучше всех. А вместе с ними и некоторая часть футбольной пирамиды. Активная, я бы сказал, ее часть.

Может, футбольные функционеры или журналисты не в курсе происходящего? Ни разу не встречал ни одного представителя этих сообществ, кто не слышал бы о закулисной стороне российского футбола. Репортеры обсуждают тему между собой без опаски, наделенные властью сначала обычно просят выключить диктофон, потом изрекают: "Вы думаете, я не знаю?"

Другое дело, что не все осведомлены о масштабах беды. Глобальная она или эпизодическая? Глубоко укоренившаяся или преувеличенная за счет слухов и сплетен?

Собирая материал для этой темы, я говорил со многими людьми. Не будучи карасем-идеалистом, и раньше предполагал, что речь идет о довольно живучей системе, паразитирующей на здоровом теле российского футбола. Получил тому немало свидетельств, услышал массу историй, каждая из которых вполне могла бы лечь в основу уголовного дела. И чем больше узнавал, тем больше сомневался, можно ли назвать "тело" нашего футбола здоровым. А под конец, когда информацию уже не хотелось впитывать, в памяти всплыла фраза польского сатирика Станислава Ежи Леца, довольно точно отображающая ситуацию: "Когда он думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали".

Болезнь значительно глубже и шире, чем многим из нас кажется. О ней знают все, но никто не лечит и не собирается ее лечить, о чем я хочу рассказать ниже. Вот только рассказывать придется эзоповым языком, ибо ни один из свидетелей не пожелал громогласно поведать о том, о чем взахлеб говорил со мной наедине. Процессуально доказать что-либо имеющимися в журналистском распоряжении технологиями невозможно. В то же время нет ни малейших сомнений, что большинство из услышанного мной (зачастую из разных источников) - правда.

Налицо преступление, но нет ни улик, ни дознавателей, ни верховного приказа заниматься расследованием. Нет, соответственно, и наказания.

Окончание - стр. 3