Газета Спорт-Экспресс № 227 (4807) от 7 октября 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

7 октября 2008

7 октября 2008 | Бокс и ММА

БОКС

Анастасия ТОКТАУЛОВА: "БЫЛА ЧЕЛОВЕКОМ ИЗ СИНЕГО УГЛА"

Победа Анастасии Токтауловой над Ребеккой Херман в Дюссельдорфе и завоевание ею чемпионского титула по версии Global Boxing Union в конце августа прошли у нас почти незамеченными. Чтобы исправить это недоразумение, корреспондент "СЭ" встретился с нашей чемпионкой мира.

-Ваша карьера начиналась с поражений. Как вы через это все прошли?

- Большую часть из них поражениями можно назвать с трудом. Как говорит мой тренер Александр Золкин (в прошлом боксер-профессионал, первый российский тяжеловес, вышедший на мировой уровень. - Прим. А.Б.), я "выходила из синего угла". Меня подвозили для боя с соперницей, для которой запланировали победу. И победу ей отдавали, даже если выигрывала я. Единственный поединок, который я действительно проиграла в те времена, был с Мишель Эборо, но это была такая девушка... ну, на девушку она была не слишком похожа, к тому же на пару категорий тяжелее меня.

-Помню, я был на одном турнире, в котором вы приняли участие. Анатолий Александров, наш чемпион мира среди профессионалов, сказал тогда: единственный боксер здесь - Настя.

- В общей сложности я завоевала пять чемпионских поясов разного достоинства и почти всегда выходила из синего угла, так что победа после этого - двойная победа. Когда тебя на чужой территории придерживают слегка - это нормально, но когда откровенно зажимают, как, например, в Германии, это уже совсем другое дело. Соревнования - это вообще стресс, а когда ты выходишь на ринг, зная, что против тебя не только соперница, психологическая нагрузка удваивается. Ты начинаешь делать ошибки, пытаешься все решить одним ударом, а когда ты слишком к этому стремишься, это никогда не получается.

-Кстати, вы тут сказали, что одна ваша соперница былана пару категорий тяжелее вас. У меня часто бывало впечатление, что вам писали вес, до которого вы не дотягивали.

- Начинала я выступать в категории до 52,2 кг, хотя на самом деле весила не больше 50 - 51 кг. После 2001 года я сильно похудела. Сейчас вешу обычно 47,5, а выступаю в категориях до 49 и до 50,8 кг. То есть я всегда недовесок.

-В бою с Ребеккой Херман было ведь то же самое. Бой проходил в категории до 50,8 кг.

- На самом деле я весила 47 кг. Вышла на взвешивание в одежде, толстый ремень на мне был. В карманах полно мелочи. Была еще куртка, но ее с меня сняли. По правилам я должна была весить хоть чуть-чуть выше лимита предыдущей категории - 49 кг. Но я и близко не весила. Ну весы качнула, меня с них быстренько согнали - вот и получилось. А Херман - сгонщица. На взвешивании она вписалась в лимит, а на следующий день перед боем весила уже как минимум 52 кг. Так что нас разделяло килограммов пять, десять процентов веса. Ростом она выше меня почти на голову, хорошо дышала, хорошо двигалась, в общем, драться с ней было трудно, тем более что она была дома, а я, как обычно, "вышла из синего угла".

Очень помогло мне то, что я все время слушала Золкина. Он был отличным профессионалом как боксер, а сейчас отличный профессионал как тренер. Саша очень четко говорил мне, что делать. Мое дело было только впитывать это как губка. У Золкина есть дар увидеть, заметить, а потом доходчиво все разъяснить. Некоторые тренеры устраивают истерику...

-Говорят, что хороший тренер отличается от плохого тем, что хороший объясняет, а плохой орет.

- Да, есть такое, а Золкин умеет все просто вложить тебе в уши, и я считаю, что этот бой мы с ним выиграли вместе. Он прекрасно работает не только в углу, но и перед боем может тебя отлично подготовить. Я ведь почти заставила его со мной работать. Он говорил, что не занимается с женщинами и вообще противник всего этого, но я упросила. А когда стала с ним работать, то у меня остался только один вопрос: чем же я до сих пор занималась? Он все видит, все может проанализировать, тебя заставляет делать то же самое. Подстроит тебя под конкретного противника.

-К Херман вам пришлось как-то приспосабливаться по ходу боя?

- Конечно, хотя мы видели записи ее боев, так что в принципе были к ней готовы. Атакует прямолинейно, часто сдваивает атаки. Хорошо бьет справа. Может давить, но может работать и на отходах. Со мной она сразу начала поддавливать, рассчитывая на свое преимущество в весе. Старалась занять центр ринга. Золкин сразу мне сказал: "Не принимай массу, отходи в сторону". Поэтому мне часто приходилось работать "от круга". Я иногда люблю подраться, но Золкин мне сказал: "Не надо делать глаза, как у судака, и ломиться вперед". Все правильно. Если бы я лезла вперед, мне бы очки за это не давали. Любой сумбурный обмен ударами судьи истолковывали бы в ее пользу, так как мы боксировали в Германии. А так я очки набирала. В конце боя немного поспуртовала. В общем, была уверена, что победила.

-Тем не менее один судья все-таки поставил ничью.

- Да, но двое других отдали победу мне. В Германии это дорогого стоит.

-Вы вообще выступали раньше в Германии?

- Я часто там работала спарринг-партнером у их чемпионок. У Регины Хальмих (суперпопулярная экс-чемпионка мира, недавно покинувшая ринг. - Прим. А.Б.), у Сьюзи Кентикян (чемпионка мира по версиям WIBF и WBA в категории до 50,8 кг. - Прим. А.Б.), например. Регина мне всегда нравилась. С ней приятно общаться.

-А как она вам показалась в спаррингах?

- Она настоящая бойчиха, не филонит, не боится, пропускает, но идет вперед. И все-таки в спаррингах я у нее выигрывала.

-Не совсем корректный вопрос, но все-таки: вот вы ее побеждали в спаррингах, а она сделала такую блестящую карьеру, как мало кто. Не вызывало это какого-то справедливого ревнивого чувства?

- Я это как-то уже переросла. У каждого свой путь. Раньше что-то подобное бывало: мол, я же не хуже, почему у меня не так? Но сейчас карьера меня уже не очень интересует. Мастерство и искусство - это другое дело.

-Вы еще упомянули, что работали со Сьюзи Кентикян. Как она вам?

- Хорошая девочка. У нее отличные природные данные: чувство дистанции, чувство партнера плюс физически крепкая. Она выступает в том же весе, что и я, до 50,8, но очень много гоняет. Работать со Сьюзи нелегко. Она очень моторная, задает хороший темп. Кроме того, если Хальмих, скажем, бьет раз-два и раз-два-три, то Сьюзи может и серию из десяти ударов залепить. Если бы нас свели, то бой получился бы примерно равным, но на немецкое судейство я бы особо полагаться не стала. Вот если бы на нейтральной территории, то другое дело.

-Ну с Германией все ясно, но вы ведь достаточно успешно выступали и в Америке. Не было желания там остаться?

- Нет. Чтобы жить в Америке надо полностью отказаться от себя, надо переродиться, стать другим человеком, с другим менталитетом. Я так насиловать себя не хотела и просто сбежала оттуда. Но многое мне там и понравилось. Доступность природы, например. Когда оказалась в Аризонской пустыне, увидела все это, то сказала себе: "Я уже не зря родилась на свет, раз сюда попала". Ну и Тихий океан, конечно. Когда было совсем тоскливо, я приезжала к берегу, смотрела на океан, и мне становилось легче.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ