Газета Спорт-Экспресс № 217 (4797) от 25 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2
ФУТБОЛ |
На международном конгрессе тренеров, завершившемся в австрийской столице, интервью "СЭ" дал знаменитый немецкий тренер, в настоящее время возглавляющий сборную Швейцарии.
Оттмар ХИТЦФЕЛЬД: "СТАДИОН В ДОРТМУНДЕ ДЛЯ ГОСТЕЙ - СУЩИЙ АД"
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
-В швейцарской прессе вас до последнего времени называли "мессия" - пока вы не проиграли Люксембургу...
- Я с самого начала всем сказал: это прозвище - явное преувеличение, ребята, прекратите меня так называть.
-Что предложили взамен?
- Я просто тренер, который выиграл 25 титулов. Сказку откровенно: когда услышал о том, как меня громко величают, хотел даже бросить все и отказаться от предложенной должности. То что создано искусственно, никогда не имеет будущего.
-Но почему же все-таки остались?
- Подумал, что предложение стать главным тренером сборной Швейцарии принял все-таки не под давлением прессы, а ради той радости, которая приносит мне моя профессия.
-Вы, насколько я знаю, могли быть и тренером сборной России, но отказались в свое время от весьма выгодного предложения. А тут вдруг согласились возглавить сборную Швейцарии. Не маловата ли для вас нынешняя должность, учитывая прежние заслуги?
- Мне также предлагали возглавить сборные Англии, Камеруна и Кот-д'Ивуара. Поступил по зову сердца - ведь я, можно сказать, наполовину швейцарец. Хотя и живу в Германии, но всего в километре от швейцарской границы, да и менталитет жителей этой страны мне близок. Вообще, если хотите знать, местечко Леррах, где я обитаю, на мой взгляд, скорее похоже на Швейцарию, чем на Германию.
-Но в 2004 году вам предлагали возглавить и сборную Германии. Этот-то вариант чем вам не понравился?
- В тот период мне, если честно, сильно нездоровилось: у меня были симптомы одной не очень приятной болезни. А в последнее время, когда я поправился, сборную Германии мне уже никто не предлагал.
-Не было скучно на временной пенсии, которую вы себе устроили?
- Что вы! Это был лучший период в моей жизни: я был избавлен от постоянного стресса - неотъемлемого атрибута тренерской работы. Мог делать, что хотел, - с удовольствием, например, ходил в магазин.
-Тогда почему же отказались от столь красивой жизни?
- Когда немного отдохнул, пошли приглашения из "Реала", "Челси", "Боруссии". Но как только мне позвонили из "Баварии", я тут же согласился. Будь у меня ночь на раздумья, наверное, отказался бы.
-Почему?
- Да потому что в "Баварии" ничья - это уже плохо, а проиграть можно только один раз...
-Но и в сборной Швейцарии давления не избежать...
- Это совсем иное давление. Вот пример: год с небольшим назад мы с "Баварией" поехали в Гонконг на товарищеский матч. Незадолго до этого у нас появился Мирослав Клозе. Если бы мы проиграли - сразу бы поднялся шум в прессе. Обязательно стали бы говорить, что было ошибкой его покупать, да и другому новичку, Луке Тони, наверняка досталось бы: назвали бы его чужеродным телом. "Бавария" - это нечто! У ее тренера в году всего две недели, чтобы как-то отвлечься.
-На днях "Бавария" крупно проиграла "Вердеру". Прокомментируете?
- Ей просто не повезло. Могла и выиграть, если бы все не так плохо сложилось в этот день.
-Вы, как никто другой, знаете игроков сборной Германии, со многими из которых работали. Не могли бы дать им короткую характеристику?
- Мог бы. Главные импульсы исходят от Филиппа Лама. Его коронный номер: зайти слева, затем сместиться ближе к центру и пробить правой ногой. Но он может играть практически на любой позиции. Про Милослава Клозе скажу следующее: немногословный в жизни, но взрывной на поле. Головой играет на мировом уровне. У Лукаса Подольски хорошо поставленный удар левой, а Бастиан Швайнштайгер обладает большим потенциалом и великолепной техникой.
-Вы долго работали и с дортмундской "Боруссией". Какова атмосфера на стадионе, где 11 октября предстоит играть сборной России?
- Что-то потрясающее! Ничего подобного нет ни на одной арене в Германии. Для гостей - хуже не придумаешь, я бы сказал, сущий ад. Правда, у вас супертренер - Гус Хиддинк. С ним не страшно выходить даже на дортмундский стадион.