Газета Спорт-Экспресс № 209 (4789) от 16 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

17 сентября 2008

17 сентября 2008 | Хроника

ХРОНИКА

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ВАЛУЕВА

"Каменная башка" - так называется новый фильм (продюсер Сергей Сельянов, режиссер - Филипп Янковский), который в ближайшие дни выходит на экраны. Событие нетривиальное, ведь в главной роли боксера Егора Головина снялся чемпион мира по версии WBA в тяжелом весе Николай Валуев.

Корреспондент "СЭ" встретился с Валуевым, чтобы узнать, как чемпион "дошел до жизни такой". А чтобы не ходить вокруг да около, сразу спросил о главном:

-Николай, каково было перевоплощаться?

- Нелегко. Самым тяжелым было изображать болезненное состояние моего героя. Посмотрите фильм и поймете, о чем я говорю. Там было много крупных планов, мои глаза показывали, и все время требовалось изображать отрешенность, болезненный уход Егора в себя. Все это совершенно не похоже на меня.

-Ну да, печаль не ваша подруга, насколько я знаю.

- Верно. Я люблю и похохмить, и подурачиться, а тут все время нужно было изображать человека, совершенно замкнувшегося в себе. Вы еще учтите, что мне все это приходилось делать в первый раз.

-И, насколько я понял, это не фильм-действие, то есть в отличие, скажем, от Шварценеггера вы начали свою карьеру сразу с драматической роли, а не "беги - стреляй"?

- Строго говоря, я снимался и раньше, но, во-первых, это были эпизодические роли, а во-вторых, там-то все как раз сводилось, по сути, к действию, что изображать куда проще. А здесь надо было показать внутренний мир человека, не похожего на меня, потерявшего в аварии жену и получившего в той же аварии тяжелую травму головного мозга. Здесь мне приходилось быть совершенно другим человеком.

Боксер Егор, герой этого фильма, и Николай Валуев - совершенно разные люди. Общего у них только профессия и то, что нас называли похоже. У него кличка Башка, а меня в детстве называли Головой. Егор почти все время пребывает в состоянии полной отрешенности, и дело здесь, конечно, не только в травме. Просто он такой человек. Я бы так не смог, так как по характеру куда более динамичный. Если я даже становлюсь иногда отрешенным, мне надо себя как-то вспарывать, потому что это не мое нормальное состояние, а значит, из него надо выходить как можно быстрее.

-Как я понимаю из вашего рассказа, этот фильм нельзя в полном смысле назвать спортивным.

- Собственно о спорте там вот такусенький кусочек. То, что главный герой - боксер, это ведь еще не делает фильм спортивным, правда?

-Наш выдающийся режиссер Алексей Герман-старший снимал непрофессиональных актеров и говорил, если не ошибаюсь, что они почти все могут сыграть, но, как правило, не могут менять состояние в кадре. Были ли у вас эпизоды, где вам это приходилось делать, и как вы, по собственному мнению, с этим справились?

- То есть когда в сцене что-то происходит и надо перейти от одного состояния к другому - скажем, от печали к радости или наоборот? Мне приходилось это делать. Такие моменты в фильме были, но насколько это мне удалось, смогу сказать только после просмотра. Да и не я вообще-то должен это говорить, а специалисты. Ну а в конечном итоге это сможет сказать только зритель. Он ведь главный критик, и это не просто слова. Критики могут сказать одно, а зритель решит по-своему. Ему не прикажешь.

-Критикам тоже не прикажешь. Вы не боитесь такого варианта, что они вас заклюют, причем не потому, что вы сыграли что-то не так, а потому что они сами не смогут избавиться от предвзятости по отношению к вам? Заранее решат, что "этот боксер ничего не сможет сыграть", и не откажутся от своего мнения, даже если увидят обратное, просто из снобизма.

- Конечно, такая опасность есть. Более того, такие люди обязательно будут, но я надеюсь, что они не составят большинство. Все-таки мне должно помочь то, что сценарий писался конкретно под меня, боксера Николая Валуева. Они не будут слишком предвзято ко мне относиться, потому что они придут смотреть фильм о боксере. И делу совсем не помешает то, что герой списан отнюдь не с меня, так как он мне понятен, и я тоже боксер.

-Вы все время подчеркиваете, что между вами и вашим героем лежит большая дистанция. А вам понравилось играть человека, который на вас не очень-то и похож, проживать как бы его жизнь?

- Ну, в чем-то он мне и близок. Егор нравится мне, например, тем, что он надежен. Прежде всего надежен для своей женщины. Не хочу себя хвалить, но мне кажется, что в этом мы с ним похожи. Если бы он был другим, не факт, что я бы согласился его играть. Но в своей основе - это действительно другой человек. Однако по прошествии нескольких съемочных дней я на самом деле начал вживаться в образ Егора, и с каждым разом мне становилось все легче входить в него.

Тут еще очень помог подход режиссера Филиппа Янковского: он снимал сцены, идя от простой к сложной. В результате я как бы поднимался по ступенькам. Хотя одну из самых трудных сцен, где я предлагаю героине Оксаны Фандеры выйти за меня замуж, родить ребенка и так далее, мы снимали в начале.

-Раз уж мы подошли к такой сцене, то скажите, легко ли вам давалось взаимодействие с другими актерами?

- Никаких проблем. Олег Сорокин - вообще мой друг. Когда мне предлагают сниматься, а я знаю, что не смогу, я всегда предлагаю Олега как подходящего по фактуре. Он снимался, и снимался удачно: у Бортко и в "Антидури" в первой части, сейчас планируют снимать вторую. С Егором Пазенко, который играет менеджера моего противника Кривули, отношения тоже сложились замечательные. То же самое могу сказать и о Виталии Кищенко, который играл моего менеджера Наиля. Ему приходилось особенно тяжело. Он приезжал со съемки на съемку часто уставший. Правда, кажется, и у Пазенко была такая же ситуация.

С Оксаной Фандерой никаких проблем не было. Наоборот, она мне очень помогала, советовала, подсказывала. Мастер сцены из Петербурга Кирилл Леонидович тоже всегда был рядом, помогал практически в каждой сцене, которую мы с ним проигрывали и проговаривали. В общем, без помощи меня не оставляли. Ну и, конечно, режиссер Филипп Янковский очень помогал.

Мне еще очень приятно было и то, что некоторые вещи, которые я предложил, были использованы. Вообще кино - потрясающая вещь. Я сам видел, как из нескольких дублей собирается один эпизод. Из одного дубля берется одно, из другого - другое. Это невероятно. Я ребятам говорю: "Да вы же людей обманываете!" Они отвечают: "Это не театр. Это кино. Мы можем все".

-Был какой-то эпизод, который потребовал особенно большого количества дублей?

- Да, был. Причем совершенно неожиданный. Чтобы объяснить, что там происходит, нужно пересказать весь фильм, но внешне он очень простой. Это когда Егор в ванной берет зубную щетку и смотрит на нее то так, то эдак. Вроде ничего сложного, но я даже не могу сказать, сколько дублей мы там сняли. Десять? Пятнадцать? Режиссеру все что-то не нравилось.

А самым трудным именно в смысле актерской работы был эпизод с Оксаной Фандерой в коридоре, когда она фактически во всем признается Егору. Мне как непрофессиональному актеру было очень трудно прожить тот момент в душе Егора. Особенно потому что пришлось играть хотя и с очень красивой, но чужой для меня женщиной. Именно поэтому я попросил, чтобы в фильме не было интимных сцен.

-Вы много рассказали о том, как научились входить в образ своего героя. А проблема выйти из образа была?

- Как сказать... Выходил из образа я очень быстро, потому что уставал от него. Все-таки мало у нас общего. Кроме того, человека в болезненном состоянии играть вообще трудно. Помню, я еще с нетерпением ждал сцены, которой завершается фильм. Это такой наплыв из прошлого, когда Егор, еще молодой, готовится к выходу на ринг, потом идет туда... Эту сцену мы снимали уже после моего реального боя с Сергеем Ляховичем... Здесь мне практически ничего играть не надо было. Только парик нацепили, чтобы было наглядно видно, что Егор здесь намного моложе, чем в основном действии фильма. Здесь я просто был собой, нормальным адекватным человеком, боксером, который идет на ринг.

-Чувствуете ли вы себя готовым к новым фильмам, новым ролям?

- Прежде всего я должен посмотреть фильм, потом узнать реакцию на него рядового зрителя, что произойдет гораздо позже, и только тогда я смогу понять, стоит ли мне этим заниматься. Но тут ведь еще все зависит от того, поступят ли мне новые предложения сниматься, а если поступят, то какие. Я ведь человек с определенным именем, с определенным имиджем, на создание которых ушло много лет, и не могу соглашаться на все подряд. Не могу себе позволить, чтобы меня стали отождествлять, допустим, с каким-нибудь отрицательным героем, которого я сыграю. А так ведь обычно и происходит. Но у меня есть другая карьера, которой актерская не должна навредить.

-Я знаю, что у вас были и предложения от зарубежных компаний.

- Были. В том числе и из Голливуда, но я все-таки боксом занимаюсь. Когда пришло то предложение, я как раз готовился к бою, и от него пришлось отказаться.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ