Газета Спорт-Экспресс № 206 (4786) от 12 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ШАХМАТЫ |
Интервью специальному корреспонденту "СЭ" дал один из самых известных в мире шахматных менеджеров.
Сильвио ДАНАИЛОВ: "ХОЧУ ПОСТАВИТЬ СТЕКЛЯННЫЙ КУБ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ"
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Бильбао |
Финальный турнир шахматного "Большого шлема", что проходит в эти дни на Plaza Nueva в Бильбао, - соревнование во многом необычное. Начнем с того, что матчи проводятся практически под открытым небом - в большом (9x9x3 м) звуконепроницаемом и пуленепробиваемом стеклянном кубе. В течение пяти часов игры за битвой сильнейших гроссмейстеров планеты наблюдают сотни людей. Тут же для зрителей ведется непрерывный комментарий. Гроссмейстеры, завершив поединки, выходят к зрителям и рассказывают о партиях. Добавьте к этому рекордный призовой фонд (400 000 евро), необычную "футбольную" систему подсчета очков, а также непривычно жесткий контроль времени.
Главным идеологом всего этого действа является известный шахматный менеджер Сильвио Данаилов из Болгарии. Но все же первый вопрос я задал ему не о грандиозном празднике шахмат в Бильбао, а о "подвисшем" матче Топалов - Камский. Ведь Данаилов - кроме того, что является одним из главных организаторов "Большого шлема", - еще и менеджер экс-чемпиона мира Веселина Топалова.
-Что с матчем Топалов - Камский? - спросил ваш корреспондент. - Состоится он или нет?
- Я думаю, что матч будет, потому что президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов дал личные гарантии, а он доказал давно, что когда дает слово, то его держит. Неприятно только, что получились все эти дела с командой Камского. Господин Черненко, менеджер Камского, врал в течение стольких месяцев всем, а в конце оказалось, что у него ничего, никаких денег нет.
Так, он заявлял, что в любой момент переведет на условленный банковский счет призовой фонд. ФИДЕ несколько раз устанавливала и переносила "дэдлайны" (то есть назначала последний срок. - Прим. "СЭ"), он так ничего и не сделал. А в конце концов, когда президент ФИДЕ уже понял, что у этого парня ничего за душой нет, и сам гарантировал призовой фонд, оказалось, что Черненко даже не может найти спонсоров для организации матча. Он, по сути, пропал, и всем стало ясно, что во Львове ничего не будет.
Думаю, ФИДЕ сейчас ищет другого организатора. Не сомневаюсь, что они найдут его, но все-таки остался неприятный осадок, что мы бессмысленно потеряли несколько месяцев. Все верили абсолютно незнакомому человеку, который словно с неба свалился, со своими "алмазами из Африки", а все оказалось чистой липой.
-Верили действительно все: президент ФИДЕ, ваш покорный слуга, да и вы, помнится, говорили мне: давайте, мол, подождем, вдруг произойдет чудо...
- Президент ФИДЕ попался на эту удочку, насколько я знаю, потому что его друг-бизнесмен рекомендовал ему Черненко как надежного бизнесмена. Илюмжинов хотел верить, потому что все мы хотели верить. Это был идеальный вариант: нейтральная страна, большой призовой фонд. И даже я, пусть и сомневался, хотел верить. Хотя отлично знаю, как тяжело доставать деньги на шахматы и вообще на спорт. Но в результате мы потеряли месяцы напрасно.
-Но ведь в Болгарии тоже нереально было провести матч: не хотел играть на территории соперника Камский, была против Шахматная федерация США...
- Болгария была реальна, потому что это была единственная кандидатура с реальными деньгами. А американская шахматная федерация, по-моему, одна из самых бездарных федераций в мире. Там абсолютно ничего не делают для шахмат. В США я знаю лишь двух людей, которые работают во благо нашей Игры. Это Эрик Андерсон - президент американского шахматного фонда и Жужа Полгар, которая здесь комментирует партии. А американская шахматная федерация только им мешает все время.
Если бы деятели этой федерации сказала: давайте организуем матч Камский - Топалов в Америке, - мы с удовольствием играли бы в США. Но они не сделали ничего, не нашли ни одного спонсора.
-И все же будем надеяться, что Кирсан Илюмжинов, как уже не раз бывало, сумеет найти выход из кризисной ситуации. Ну а теперь я хотел бы задать несколько вопросов относительно финала шахматного "Большого шлема". Владимир Крамник, когда я брал у него интервью, говорил мне, что тоже хотел сыграть в Бильбао, но организаторы не стали переносить сроки турнира на декабрь, когда он мог бы принять участие.
- Насколько я знаю, организаторы сделали все, чтобы Крамник сыграл. Но у него были другие планы. Как видим, Ананд, с которым Крамнику предстоит играть матч на первенство мира, - здесь. Закончились времена, когда один игрок мог диктовать условия организаторам. Единственный, кому это удавалось, был Каспаров. Сейчас незаменимых нет. Не хочет играть один - придет другой. Главное - иметь спонсоров, структуру и турнир.
-Здесь, в Бильбао, много революционных новшеств. И самое значительное из них - это то, что впервые элитные шахматисты играют фактически на улице. Мы видим, как толпы простых любителей почти вплотную приникли к стеклянному кубу, где идет игра, и не отходят от него в течение пяти часов. Это новая философия элитных шахмат?
- Да, это новая философия. Мы пришли к выводу, что все большие турниры должны объединиться, как в теннисе. И чтобы в конце был итоговый турнир. Сейчас в мире у людей много развлечений. Люди могут пойти куда душе угодно. А раз так, то уже мы должны прийти к людям. Должны выйти на улицы, чтобы показать всем: у нас спектакль, у нас культура, у нас традиции. В Бильбао это удается - и это везде удастся. И я думаю, что на Красной площади в Москве тоже будет очень хорошо.
Я намерен официально отправить приглашение президенту РШФ Александру Жукову и первому вице-президенту Аркадию Дворковичу, с тем чтобы Мемориал Таля стал участником "Большого шлема".
-Статуэтка, которую вы держите в руках, тоже связана как-то с "Большим шлемом"?
- Да, эта статуэтка из Аргентины. Губернатор Родригес Саа из Сан-Луиса (именно в этом городе проходил чемпионат мира-2005. - Прим. "СЭ") лично связался со мной и сообщил, что Сан-Луис очень хочет проводить у себя турнир "Большого шлема". Я сейчас готовлю все документы и в декабре поеду на переговоры в Аргентину. Надо иметь в виду, что в провинции Сан-Луис благодаря усилиям губернатора шахматы введены в качестве обязательной программы в 270 школах. И если губернатор хочет провести у себя супертурнир, он его проведет.
Попутно замечу, что благодаря нашим усилиям в декабре Китай собирается провести у себя очень крупный турнир - 20-й или 21-й категории с очень большим призовым фондом. Уже разосланы приглашения Ананду, Крамнику, Топалову, Иванчуку, Карлсену. Плюс будет один китайский гроссмейстер.
-Вопрос о "футбольной" системе подсчета очков - так теперь будет всегда на турнирах "Большого шлема"?
- Эту систему предложили организаторы из Бильбао. Она проходит проверку и если оправдает себя, то, возможно, мы ее будем применять и дальше. Я не вижу большой разницы между традиционной системой и "футбольной". Но все же победа "стоит" дороже, чем две ничьи. И, конечно же, эта система должна повысить зрелищность шахмат, стимулировать желание бороться.
-Теперь о контроле времени. Не слишком ли он жесткий по сравнению с традиционным: полтора часа на 40 ходов и по полчаса без добавления до конца партии? По "софийским правилам" (по ним соперники не могут согласиться на ничью. - Прим. "СЭ"), принятым здесь, Иванчук, имевший лишнюю пешку и лучшую позицию в партии с Анандом, но не имевший времени на реализацию преимущества, должен был продолжать игру и проиграть из-за просрочки времени...
- Идея этого контроля как раз Иванчуку и принадлежит. Он сказал мне как-то в Испании, когда я его приглашал в Софию, что "софийские правила" тяжелы для традиционного семичасового контроля. И предложил этот. Мне идея понравилась. Мы ее обкатали в Софии, результат был отличный. Иванчук победил там с блестящим результатом. Но вопрос присуждения ничьей в его партии с Анандом целиком лежал в компетенции судьи. Считаю, что, как в футболе, как в других игровых видах спорта, в шахматах мы должны дать большую свободу арбитрам. Что мы видим в футболе? Арбитров постоянно критикуют: что-то он не заметил, неправильно дал свисток или, наоборот, не дал. Пусть критикуют арбитра и в шахматах! Почему нет? Можно дискутировать, правильно или нет поступил арбитр в партии Ананд - Иванчук, но это было его решение.
А что касается контроля, то я думаю, что семичасовой контроль себя уже изжил. Здесь партия длится максимум пять часов. Постепенно придем к четырем часам игры, а в идеале - к трем. Кто мне скажет, что три часа мало для того, чтобы сыграть хорошую партию? Если учесть, что теория ныне развилась до того, что первые 20 ходов уже известны.
-Как думаете, негативные последствия "туалетного скандала" в Элисте вам удалось преодолеть?
- Возвращаясь назад - к матчу Крамника и Топалова, могу сказать, что абсолютно правых и абсолютно виноватых в той истории не было. Матч на первенство мира - это война. Это самый большой адреналин. И все мы были жертвами наших эмоций. Думаю, что для блага шахмат мы должны забыть старые ошибки - а их, подчеркиваю, допускали все - и смотреть в будущее и работать во имя будущего шахмат.
-А будущее шахмат - это игра за стеклом?
- Считаю, да. Хочу поставить такой же стеклянный куб на Красной Площади и посмотреть, сколько будет народу на этом грандиозном спектакле.
Будущее шахмат - это игра по "софийским правилам" - без права предлагать ничью. Игра на улицах и площадях крупных городов. И вот тогда, я уверен, к нам придут корпоративные спонсоры.