Газета Спорт-Экспресс № 190 (4770) от 25 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

26 августа 2008

26 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ДО ЛОНДОНА-2012 ВСЕГО 1432 ДНЯ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Пекина

Сегодняшнее утро станет для бригады "СЭ" последним пекинским. В то время, когда вы возьмете в руки эту газету, мы будем выносить из гостиницы чемоданы и садиться в автобус, отправляющийся в аэропорт. Мы будем прощаться с этой Олимпиадой - одной из самых необычных, удивительных, волнующих, одной из самых успешных в истории и совершенно точно - самой хорошо организованной. С Олимпиадой, которую мы успели полюбить.

Она тоже нас полюбила. Стоит мне сейчас оторваться от ноутбука, выйти из офиса "СЭ" и пройтись по коридорам прощально-суетливого Главного пресс-центра Игр, как навстречу попадется множество китайцев-волонтеров. Каждый из них улыбнется и непременно скажет: "Хелло, сэр!" Я отвечу по-китайски: "Ни хао". Такая у нас игра была все эти три недели - ни к чему не обязывающая, обоюдно приятная. Вчерашняя ее особенность заключалась в том, что здоровались мы друг с другом в последний раз. Оттого и улыбки, и китайские глаза (чаще всего почему-то за очками в маленькой оправе) были вчера не чуть лукавыми, как обычно, а неуловимо грустными.

Мы не увозим, к сожалению, этот праздник с собой и не оставляем хозяевам - он просто заканчивается. Праздник, в который раз заставивший посмотреть на себя со стороны и задуматься. И осознать: едва ли не главное среди всех пекинских открытий - сама страна под названием Китай.

Народ, сумевший провести такую Олимпиаду, достоин глубочайшего уважения.

За все время Игр не случилось ни одного организационного сбоя. Мы не видели пробок на олимпийских трассах и людских заторов у спортивных объектов. Искренне восхищались космическими "Птичьим гнездом" и "Водным кубом". Перемещались на безукоризненно точных автобусах-шаттлах на любую арену Игр, где все всегда работало, крутилось и вертелось. Как журналисты, имели полный и оперативный доступ к любой информации, касающейся Олимпиады, идеально организованную систему питания, безупречные бытовые условия. И еще - еженощные бдения одной и той же девушки-коридорной, неизменно стоящей (!) на этаже в четыре утра, когда мы добирались до кроватей. Когда она спит, мы до самого отъезда так и не поняли.

Олимпиада запомнится прежде всего идеальным порядком и сияющими со всех сторон людскими улыбками.

УДАЧНЫЕ ИГРЫ ИЛИ НЕТ?

Важно не забыть при этом, что хозяйское хлебосольство и гостеприимство совершенно не распространялось на спортивное соперничество. Китайцы не просто сняли большой медальный урожай, не только выжгли на местных пьедесталах все, до чего дотянулись их трудолюбивые руки, - они ошарашили и напугали собой остальной спортивный мир. Жесточайшая система отбора, феноменальный уровень подготовки, наличие мощной инфраструктуры, стремление учиться у кого угодно, гигантский человеческий ресурс, мало чем ограниченное финансирование, лоббирование своих интересов во всевозможных технических комитетах, федерациях и комиссиях. Китай предстал идеальной спортивной машиной, склонной к совершенствованию и регенерации. К Лондону-2012 она не станет слабее, что бы там ни говорили.

А чем предстала в Пекине Россия? Запланированное третье общекомандное место нам занять удалось. Добыто 23 золотых, 21 серебряная и 28 бронзовых медалей. Страна узнала своих героев, которые заслуживают восхищения. Елена Исинбаева, летающая все последние годы выше неба. Максим Опалев, добывший в пекинской воде медаль, к которой греб всю сознательную жизнь. Елена Дементьева, настоящий олимпиец по духу, Бувайсар Сайтиев, человек-легенда. Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова, привыкшие жить в воде по девять часов в день.

Да кого ни вспомни из наших победителей и призеров - за каждым стоит трудная судьба, каторжный труд, добровольный отказ от многих радостей жизни, стрессы и травмы. Всем, кто героически вывел Россию на третье место в медальном зачете, кто всю Олимпиаду заставлял страну говорить о спорте, думать о спорте, болеть спортом и радоваться из-за спорта, - поклон с благодарностью.

Но давайте попытаемся теперь однозначно ответить на один простой вопрос. Удачными были для нас пекинские Игры или неудачными? Да или нет?

Я решил провести короткий опрос среди коллег по "СЭ". Он показал: два типовых ответа слишком мало. Большинство предложило свою, третью формулировку. Например, такую: "Игры удачнее, чем могли бы быть". Или: "Репутацию России спасли два вида спорта". Или: "Итог ожидаемый". Были еще ответы: "Игры неудачные". И только первую версию, призывающую считать Олимпиаду успешной, не озвучил никто.

Обратимся к статистике. Пекинские Игры - четвертые в новейшей истории России. И самые слабые для нас за последние 12 лет. Лишь в Атланте-96 мы заработали меньше наград - 63, зато добыли чуть больше золота - 26 при 21 серебряной и 16 бронзовых медалях, заняв при этом второе общекомандное место.

Сидней-2000: 32-28-28=88, второе место.

Афины-2004: 27-27-38=92, третье место.

То есть лучше мы и впрямь не стали.

ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ КИТАЙСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

В этот момент я собираюсь предложить вам сойти с математической дорожки. Мне кажется, не очень корректно строить выводы на небольшой разнице между вполне сопоставимыми числами. Были у России в Пекине и упущенные шансы, при желании их можно записать на свой гамбургский счет и ходить гоголем вплоть до Лондона-2012. Но предпочтительнее в данном случае вести речь о вещах системных, бросавшихся в глаза все три недели, что были прожиты нами в Пекине. И начнем мы снова с китайцев.

С завистью наблюдая за ними, гребущими медали лопатой, вилами, граблями, а для верности еще и песочным совком, мы в какой-то момент поймали себя на мысли, что ничего не знаем о китайских чемпионах. Неразборчивые имя и фамилия, не говоря уж про лицо, делают их похожими друг на друга, как на солдат Терракотовой армии. Жизненных материалов в некитайской прессе про них не найти, официальные китайские источники тоже не спешат делать из своих героев мировых звезд. "А ведь за каждым из этих парней и девчонок - изломанная судьба человека, прошедшего горнило жуткой конкуренции", - решили мы. После чего я отправился к коллегам из пекинской спортивной газеты Titan - решать вопрос со сбором материалов для повести о настоящем китайском человеке.

Уже на следующий день мы без малейших проблем встретились с таким человеком в Олимпийской деревне. С глазу на глаз, не считая переводчика. Потенциального героя будущей повести звали Хуан Сюй. 29-летний малыш с синяками на бицепсах и трицепсах - действующий капитан золотой команды китайских гимнастов.

Сразу скажу, повести не получилось. Сюя не находили в детстве в дремучих лесах, у него не умирали от ящура родители, он не преследовался Министерством безопасности и не имеет протеза на левой ноге. Он был самым обычным парнем, этот Хуан Сюй. Который много тренировался, не жалея себя. Все остальное за него делало государство.

В пять лет отец привел Сюя в гимнастическую школу города Нантун. Ему повезло, конечно, что там была государственная гимнастическая школа. Но если бы ее не было, его отдали бы в какую-нибудь другую, потому что китайчонком Сюй был подвижным. До десяти лет он шесть дней в неделю с утра учился, а с 4 до 7 вечера тренировался. Потом он что-то выиграл на городском уровне, и его забрали в региональный центр Нанкин, в училище олимпийского резерва. Там учиться юный товарищ Хуан стал по понедельникам, средам и пятницам, да и то полдня. В другие полдня, а также все вторник, четверг и субботу он тренировался. В воскресенье, как и раньше, у него был выходной.

Вот, собственно, и вся повесть. То есть ясно, конечно, что потом его заметили, призвали в сборную, заставили работать еще больше, окончательно разбив Сюеву жизнь на воскресенье и другой кусок времени, долгий и трудный. Зато он был на полном государственном обеспечении. Отказа не было в еде-питье в уютной этой колее. Да и запросы Сюя были небольшими: регулярные калории, комната для сна, одежда, деньги на карманные расходы. Взамен он начал давать стране угля, то есть медалей, победив в команде на Олимпиаде-2000.

С тех пор в жизни Хуан Сюя почти ничего не изменилось. В Пекине он выиграл свои вторые Игры. Является аспирантом спортивного университета, после выпуска из которого сможет стать тренером или менеджером. Страна дала ему трехкомнатную квартиру. Машины нет, поскольку не нужна. Жены тоже нет. Когда появится жена, купит и машину.

Спроецируйте эту историю на весь спорт в Поднебесной, и вы легко поймете, в чем залог китайских побед. Дополнительно учтите, скажем, такой факт: чемпионат Китая по тяжелой атлетике проводится заочно, по клубам, в разных городах и в разные даты. Участвуют в нем несколько десятков тысяч человек. До Олимпиад добираются десятки. Наверное, сильные, черти.

Какие, однако, из всего этого следует сделать выводы? Самый главный: нам такая схема не подходит. По нескольким причинам. В России нет столь жесткой государственной централизации и тотального контроля. Нет множества новейших спортивных арен и баз. Нет такой численности населения. Соответственно, нет орды юных талантов, из которых наверх пробиваются только суперталанты. Наконец, у наших спортсменов выше личные запросы, они не готовы с головой пеленаться в спортивный кокон до 30 лет.

Что же из этого следует? Надо искать другой путь.

В КАКОЙ ПОЗЕ СТОИМ?

Честно признаюсь, писать повесть о настоящем американском человеке я не планировал. Потому что ее много раз писали и до меня. Тут все более или менее ясно: в США сумасшедшая экономика, дико развитый университетский и школьный спорт, независимые спортивные федерации, стройная пирамида отбора, доходные лиги, богатые клубы и бизнес-регуляторы во главе угла. Доллар всему голова, доллар - драгоценность, им не сори. Да еще и законы какие-то, говорят, там изредка выполняются.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что и от этой системы мы далеки, как младогегельянцы от моря Лаптевых. Просто перечитайте предыдущий абзац и загните пальцы во всех случаях, когда что-то покажется вам не родным, не расейским. Только не сломайте, если они, пальцы, вдруг кончатся. Все у нас не то чтобы другое, а совсем другое. Вместо децентрализации - властные вертикали, вместо нормальных условий развития или хотя бы существования - метод "ща мы вас научим", вместо ориентированной на спорт налоговой системы - такой же оброк со стадионов, как и с ликеро-водочных заводов.

Так что давайте тему сравнений нашего спортивного устройства с китайским и американским прикроем за полным отсутствием идентичности и посмотрим на секундочку, в какой системе координат мы нынче живем. В какой именно точке висим между двумя крайностями - Китаем и США? Или в какой позе стоим, что в сущности одно и то же.

Система управления нашим спортом претендует на всеохватность, но при этом имеет крайне размытые контуры. Худой мир между ОКР и Федеральным агентством по ФК и спорту верховная власть порушила доброй ссорой с участием нового Министерства спорта, молодежи и туризма. Сейчас по всему выходит, что до образования министерства все развивалось не совсем правильно и систему руководства спортом надо строить заново. О'кей, давайте объединять и укрупнять, разделять и властвовать, мы тоже хотим как лучше, да только где гарантия, что в этот раз снова не ошибемся?

Моде на высоких чиновников во главе спортивных федераций дал отличное определение в недавнем интервью "СЭ" Сергей Кущенко. Власть имущий человек в спорте - это хорошо. Он денег поможет достать, льготами разжиться. В самом виде спорта, правда, мало что понимает, потому как болельщик, но это можно пережить. А вот то, что после его ухода надо будет нового благодетеля искать, - это уже ни в какие ворота. Пожарные назначения государевых людей-совместителей - свидетельство отсутствия стройной системы и незащищенности федерации от всего на свете, кроме дождя. Спорт в России становится все больше зависим от настроения богачей или чувства долга чиновников. Им впору петь осанну за их труды, но работающая крепкая система с тенденцией к самоокупаемости - это, знаете ли, все равно надежнее. Не поможете построить, господа чиновники?

ПОЧЕМУ ПРОИГРАЛ БОРЗАКОВСКИЙ?

От общего - к частному. Англичане, с которыми мы столь героически боролись за третью строчку, несколько лет назад реконструировали знаменитый велотрек в Манчестере. Вложили больше 30 миллионов фунтов. Создали современный центр подготовки супергонщиков, подключили все лучшее в науке и медицине. Результат налицо: из 19 английских золотых медалей в Пекине 7 - на счету трековиков. Всего же они добыли на треке 12 наград из 47. Мне кажется, это неплохой пример для подражания. Нелишне будет знать, что англичане обошлись без государства: рулила всем британская велофедерация. Искала кредиты, спонсоров, подрядчиков, поставщиков.

Общий медальный прогресс англичан, полагаю, тоже не случаен. Через четыре года - Лондон-2012. Это значит, что вслед за треком появится, к примеру, плавательное ядро, тяжелоатлетический центр, стрелковый комплекс. Значит, в этих видах тоже следует ожидать медального подъема. А чего ждать нам, имеющим тенденцию к снижению числа завоеванных наград? Борьбы за 4-е место с Австралией? Или за 5-е - с Германией?

Посмотрим теперь российский медальный расклад в Пекине по видам спорта. Перекос, как и у англичан, налицо. Из 72 медалей 18 завоеваны в легкой атлетике, 11 - в борьбе. Из 23 золотых - по 6 в каждом из этих видов, остальное - россыпью. Слава руководителям соответствующих федераций - Валентину Балахничеву и Михаилу Мамиашвили! (Ни тот, ни другой, кстати, не являются делегатами в спорт от властных верхов).

Но ведь даже по этим ведомствам есть, извините, вопросы. Натурализованные дагестанцы и осетины берут олимпийские медали под флагами самых разных стран, отнимая их у России. Отпуская борцов за рубеж, мы ослабляем конкуренцию в собственной сборной и усиливаем соперников. Александр Карелин назвал Олимпиаду чемпионатом Южного федерального округа и окрестностей. Можно что-то изменить в этом вопросе? И если можно, то как? Целых 11 медалей завоевали мы в борьбе или всего 11?

Тема номер один в очень успешной легкой атлетике - разумеется, допинг. Складывается ощущение, что процесс поимки и наказания виновных в этом виде спорта непредсказуем и необратим. То ходоков зацепят кучно, то совсем не связанную вроде бы друг с другом "группу в полосатых купальниках", где сплошь претенденты на медали. И все это - перед самыми Играми. Защиты от зарубежных допинг-"копов" у нас нет, свои сто лет уже никого не ловили и, судя по всему не собираются. Плывем по течению от залета до залета. Почему?

Не хватает мощности лабораторий? Обратитесь по инстанциям, деньги в спорте сейчас крутятся хорошие. Дорого? А переломанные человеческие судьбы и отнятые медали дешевле? Если вы не заодно с допингоманами, господа из федерации, может, наладите их поимку до, а не после вселенского скандала? Ведь это в ваших же интересах!

И что, скажите, теперь думать, зная про непредсказуемость допинговых "черных шаров", о пекинском поражении Юрия Борзаковского? В самом конце июля наш знаменитый средневик показал на турнире в Монте-Карло второй результат сезона в мире и первый в Европе - 1.42,79. А двадцать дней спустя он же не попал в финал Олимпийских игр, уступив в полуфинале с результатом 1.46.53. Четырехсекундная потеря формы накануне главных стартов четырехлетия - не многовато ли для явного претендента на медали?

В такой ситуации в голову могут приходить разные мысли. В том числе и такие: отказ от борьбы за призовые места дает спортсмену возможность по-тихому "соскочить" с неизбежного для всех лидеров допинг-контроля. Это моя личная голова и мои личные мысли, но никто и ничто пока не убедили меня в обратном. А о слухах на этот счет, которые ходили здесь, в Китае, за несколько дней до начала Игр, я на всякий случай промолчу, поскольку проверить их невозможно.

Вопросов, как видите, Олимпиада подняла много. Не все из них приятны руководителям нашего спорта и рядовым болельщикам. Но совершенно очевидно, что большинство требует решительного и обязательно конструктивного вмешательства. Эти игры стали знаком, сигналом: ехать в том же направлении, что и раньше, нельзя. Если заиграем, заговорим эту тему, заболтаем сами себя победными реляциями, устроим очередную драку за кресла и портфели - проследуем рано или поздно через Австралию с Германией прямиком в Антарктиду.

А до открытия Олимпийских игр в Лондоне - всего 1432 дня.