Газета Спорт-Экспресс № 190 (4770) от 25 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
ФУТБОЛ |
А ПОД ЗАНАВЕС - ДУЭЛЬ НА ДИКТОФОНАХ
Чемпионом Игр-2008 стала сборная Аргентины, выигравшая у нигерийцев благодаря голу Анхеля Ди Марии.
Финал
НИГЕРИЯ - АРГЕНТИНА - 0:1 (0:0) |
Гол: Ди Мария, 58.
Нигерия: Ванзекин, Оконкво, Апам, Аделейе, Кайта, Обинна, Айзек (Экпо, 70), Окоронкво (Аничебе, 64), Аджилоре, Адефеми, Одемвингие.
Аргентина: Ромеро, Гарай, Монсон, Сабалета, Гаго, Рикельме, Ди Мария (Банега, 88), Пареха, Маскерано, Месси (Лавесси, 90+3), Агуэро (Coca, 79).
Наказания: Обинна, 51. Апам, 68. Ди Мария, 74. Монсон, 81. Рикельме, 82 (предупреждения).
Судья: Кашшаи (Венгрия).
23 августа. Пекин. Национальный стадион. 89 102 зрителя.
Слава МАЛАМУД |
из Пекина |
КАК ГОВОРИТСЯ, ДЕРБИ
Всегда бывает приятно, когда люди малоизвестные, сосланные в отдаленные районы страны, находившиеся все эти дни, никем не замечаемые, на задворках Олимпиады, все-таки получают шанс выйти на главную сцену. Не одним же аристократам из метания копья занимать "Птичье гнездо", не правда ли? Пришел звездный час и одного из игровых видов олимпийской программы. В финальном матче турнира по игре в мяч нижними конечностями (среди фанатов он лучше известен под английским термином "футбол") встретились представители двух стран, достигших в этом виде спорта определенного уровня мастерства - Аргентины и Нигерии.
Посланцы южноамериканского государства настолько сильны, что некоторых из них среднестатистический олимпийский болельщик без особого труда узнает в лицо. К таким, например, относились молодые люди Лионель Месси и Хуан Рикельме, приехавшие в Пекин помогать своей стране выиграть второе подряд золото в полюбившемся ей виде спорта. Напомню, что четыре года назад аргентинцы выиграли Олимпиаду, не пропустив в свои ворота ни одного мяча (или, выражаясь специфическим футбольным языком, "гола"), в то время как нигерийцы были чемпионами Атланты-1996, победив ту же Аргентину. Еще раз перейдя на узкофутбольную терминологию, рискну назвать происходившее в субботу на Национальном стадионе в Пекине "олимпийским дерби".
ЖАРКОЕ ЛЕТО РИКЕЛЬМЕ
Вряд ли стоит удивляться тому, что все билеты на финальный матч были проданы. Дело даже не только в олимпийской экзотике, а еще и в том, что футбол в Китае необычайно популярен, несмотря на прискорбную игру национальной сборной. Китайцы называют свою любовь к этому виду спорта формой мазохизма. Трудно представить себе другую страну, где могло бы происходить подобное.
Кроме китайцев, однако, на матче присутствовали: болельщики обеих команд, жара, олимпийский факел, простой русский парень Питер Одемвингие и другие официальные лица. Факел горел, жара и Одемвингие стояли, а болельщики истекали потом. Зато группа нигерийцев, заполнивших сектор под номером 228 на одной из боковых трибун, всю игру от самого начала до самого конца, исполняла костюмированные народные танцы под аккомпанемент духовых и ударных инструментов. Впрочем, в густом, раскаленном воздухе пекинского полудня их трубы звучали скорее печально, как оркестр на свадьбе импотента.
Матч начался со всей лихостью, на которую были способны расслабленные жарой тела футболистов. В какой-то момент игрок аргентинской команды оказался на газоне (что с игроками этой команды случается чаще, чем с любыми другими в мире), и судья принял решение назначить штрафной удар. Рикельме пнул мяч, тот послушно улетел далеко за пределы поля, а вратарь Нигерии сделал то, что считал в этой ситуации единственным эффективным действием, - перекрестился.
Пару минут спустя аргентинцы провели атаку, используя маневр под названием "длинный пас". Мяч был послан из центра поля на правый фланг, где должен был попасть на ногу Рикельме, но попал в затылок. Хорошо известный футболист остановился, попытавшись дать оценку произошедшему, и лицо его приняло задумчивое выражение. "Вот же, поехал с сопляками за олимпийской мечтой, черт бы ее побрал, - наверное, думал Хуан. - А в Буэнос-Айресе скоро весна..." И, кстати, был прав.
Примерно в этот же момент над сектором 228 и дудевшими в нем нигерийцами взметнулся флаг Российской Федерации. На матч пришли хозяева футбола, и это обещало многое.
ПИТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ
На 31-й минуте обе команды вдруг остановились (то есть в отличие от того, что они делали в предыдущие тридцать, - одновременно и полными составами) и пошли к кромке поля. Оказалось, что судьи взяли официальный тайм-аут - для водопоя. Видимо, в олимпийском футболе (или в китайском?) это важная составная часть игры.
Невооруженным глазом было видно, что нигерийцы отдают предпочтение индивидуальным действиям. Они пили порознь, разбредаясь по всему полю, - в центре, на флангах, в штрафной площадке, - и как-то расслабленно и не очень рьяно. Аргентинцы же пили целеустремленно, действуя всей командой. В их питье присутствовала тренерская мысль: игроки сгрудились вокруг наставника. Эта разница в тактике в полной мере дала о себе знать во второй половине матча.
А в первой еще не все сказал Одемвингие, вдохновленный флагом Родины. Питер начал самую острую атаку первого тайма, прорвавшись на скорости по левому флангу. Мяч в результате попал к капитану команды по имени Промис Айзек, что означает "обещай мне, Исаак". Однако центральный нападающий, нанося удар в упор, попал по мячу так хитро, что тот полетел в ворота "свечой". Вратарь аргентинцев, порадовавшись возможности поразить девушек на родине, очень красиво взял его в падении.
ГОЛ ИМЕНИ САВИЧЕВА
Да, на такой жаре что Рикельме, что Айзек - все Одемвингие. То есть я хотел сказать "одинаковые". И, видимо, когда перед аргентинцами в перерыве открылась жестокая правда о том, что матч может перейти в овертайм, дух гордых гаучо взыграл в них со страшной силой.
На 58-й минуте поединка у латиноамериканцев наконец-то получился сложный маневр с длинным пасом. Пасовал Месси, показав свой недюжинный класс, поскольку адресату - Анхелю Ди Марии - мяч попал отнюдь не в затылок. Как написали потом корреспонденты китайских агентств в официальном отчете о финале, "мяч был стратегически подхвачен Ди Марией", который убежал на свидание с вратарем по имени Амбрусе Ванзекин. Тот покинул пост у вверенного ему объекта, выбежав навстречу нападающему, но Ди Мария спокойно перебросил мяч через голову вратаря. Это было до такой степени копией случившегося ровно 20 лет назад в Сеуле, что по всей Аргентине наверняка разнесся комментаторский клич: "Анхель, забей, я тебя умоляю!" - а где-то в Германии человек по имени Юрий Савичев, вполне вероятно, икнул.
Олимпийский дух африканцев, однако, оказался крепок, потому что Нигерия начала нечасто, но достаточно регулярно атаковать.
На 63-й минуте нигерийские мечты едва не сбылись, когда Виктор Обинна бил с близкого расстояния и попал во вратаря Серхио Ромеро. В благодарность за хорошую работу защитник аргентинцев тут же споткнулся о Ромеро и упал на него. Минуту спустя с поля ушел нападающий Соломон Окоронкво, навеки унеся с собой тайну того, кем он приходится защитнику ФК "Москва" Айзеку.
Все дальнейшие атаки Нигерии отличала одна особенность - удары мимо ворот. Возможно, что эта тактическая задумка в итоге и принесла бы плоды, но у нигерийцев было слишком мало времени на ее воплощение. У Аргентины же продолжал играть только Месси, которому, как несложно было заметить, это дело вообще нравится.
"У ТОРБИНСКОГО ТОЖЕ ЕСТЬ МЕДАЛЬ"
В конце концов судья матч прекратил, скорее всего, потому, что ему надоело выслушивать причитания тренера аргентинской команды, и ребята в бело-голубых полосках начали бурно праздновать победу. Причем почему-то делали это по-русски хороводом в центре поля. А вот на церемонии награждения, как показалось, они получали гораздо больше удовольствия оттого, что стояли выше бразильцев, чем собственно от золотых медалей.
После игры корреспондент "СЭ" поговорил с добродушным и улыбчивым Питером Одемвингие, который, в частности, поведал, что:
- Олимпиаду он особо не прочувствовал, потому что большую ее часть провел в других городах и в компании женских футбольных сборных;
- Олимпийская деревня, в которой он прожил последние пару дней, очень неудобна - в ней маленькие комнаты;
- как самый старый игрок команды, он был освобожден от лишней работы (в Нигерии уважают старших), и партнеры называли его "синьор мэн";
- игра была бы лучше, если бы матч проходил вечером;
- серебряная медаль будет повешена в раздевалке "Локомотива", но Торбинский, у которого есть бронза чемпионата Европы, вряд ли обзавидуется;
- Аршавина не обменяют в "Барселону" на Месси.
В это время Месси и примкнувший к нему Диего Марадона (старожилы его помнят) давали интервью аргентинскому телевидению прямо на поле. Заполучить их себе пишущие журналисты, конечно же, не могли и мечтать. Сердобольные китайцы специально принесли в микст-зону телевизор с большими колонками, и акулы пера немедленно начали дуэль на диктофонах за право подобраться поближе. Большое и доброе сердце футбола в этот момент билось в такт дыханию идеалов Олимпии.