Газета Спорт-Экспресс № 186 (4766) от 20 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
Юрий ЮРИС
В сентябре 1988 года украинский шестовик Сергей Бубка стал олимпийским чемпионом в Сеуле.
В августе 2008 года россиянка Елена Исинбаева выиграла золотую олимпийскую медаль в Пекине.
Что общего между этими двумя событиями, кроме того, что 24-кратную рекордсменку мира Исинбаеву давно и привычно называют "Бубкой в юбке"? Общее заключается в том, что и в Сеуле, и в Пекине обоих спортсменов привел на высшую ступеньку олимпийского пьедестала один человек. Тренер Виталий Петров.
История спорта знает немало примеров творческого долголетия тренеров, которым всю жизнь суждено оставаться в тени у великих атлетов. Однако случай с Петровым - особый. Если не сказать уникальный.
Чемпионы-шестовики - настолько штучный продукт, что повторение пройденного одним тренером с разными атлетами и с двадцатилетним интервалом во времени кажется почти неправдоподобным. Именно это "почти" является водоразделом между тренером-кудесником и обыкновенным тренером.
Петров - безоговорочный кудесник. В 1983 году он сделал из Бубки первого в истории легкой атлетики чемпиона мира в прыжках с шестом, а в 2003-м привел на ту же вершину итальянца Джузеппе Джибилиско. Здесь тоже, как вы заметили, получается двадцатилетняя разница. Прямо какой-то "цикл Петрова"!
Ничто из ничего не возникает. 62-летний Петров - прямой ученик Гавриила Раевского, который был первым советским шестовиком, преодолевшим в 1935 году 4-метровый рубеж. Судьба свела их в начале 60-х на факультете физвоспитания Харьковского пединститута, где Раевский преподавал, а Петров грыз гранит науки. Откладывал рубли со скудной стипендии, чтобы купить приличный бамбуковый шест. Прыгнул с первого раза на 3,10, о чем всегда вспоминает со смехом, потому что Бубке эта высота покорилась... в пятом классе. Да и потолок у Петрова-шестовика оказался невысоким: 4,20 - с металлическим шестом, 4,40 - с фиберглассовым. Уровень кандидата в мастера по тем временам.
К счастью, он родился не спортсменом, а тренером. Да еще трудоголиком, готовым день и ночь проводить на стадионе или в манеже.
Петров - апологет прыжковой классики. Приверженец традиционной формулы прыжка с шестом "Техника - скорость - сила". Он убежден: если скорость и сила у каждого шестовика имеют природные ограничители, то технику прыжка можно совершенствовать до бесконечности. Именно за счет отточенной техники Бубка в свое время достиг подавляющего перевеса над соперниками. Эту истину Петров теперь внушает Исинбаевой. Как видим, небезуспешно.
Ее переход к Петрову без малого три года назад носил скандальный оттенок. "Пришел на готовое", - говорили завистники, имея в виду высокий уровень подготовки Исинбаевой и меру отпущенного ей Богом таланта. Однако эмоции не могут жить слишком долго. В конце концов они всегда уступают место разуму и профессионализму. Да и переход произошел по инициативе не тренера, а самой спортсменки.
Исинбаева, кстати, первый серьезный опыт работы Петрова в женском шесте. Об этом мало кто знает: лет двадцать назад, когда этот вид спорта только зарождался, Петров имел шанс поэкспериментировать с собственными дочерями, которые неожиданно увлеклись прыжками. Старшая, Наташа, стала чемпионкой Украины среди девушек - 3,20, младшая, Лена, третьим призером - 3,00. Отца, однако, это совсем не вдохновило: заслуженный тренер СССР, воспитавший к тому времени не только Бубку, но еще полдюжины мастеров спорта международного класса, посчитал увлечение дочерей баловством.
Возможно, с тех пор на вопрос о принципиальной разнице между мужским и женским шестом Петров отвечает одинаково, с долей иронии: "Примерно то же самое, только на метр ниже". И признается, что работать с мужчинами-шестовиками все же полегче.
Семнадцать лет назад он уехал в Италию. Живет и работает в Формио, где расположена база олимпийской подготовки итальянских легкоатлетов. Чувствует себя вполне комфортно. Воспитал для страны, не имевшей никаких шестовых традиций, несколько сильных прыгунов, в их числе - чемпиона мира.
Несомненно, что тренера, равного Петрову, в мире шестовиков сейчас нет. В этом году под эгидой ИААФ он открыл в Формио прыжковый центр, взяв под свою опеку дюжину перспективных спортсменов из Польши, Бразилии, Аргентины, Канады, Норвегии, Бельгии, Италии... Вот такой шестовый интернационал имени Виталия Петрова.
Пекин