Газета Спорт-Экспресс № 185 (4765) от 19 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Китайская тема - едва ли не самая благодатная для олимпийского журналиста. Все вокруг новое, непривычное, колоритное до невозможности, звонкое, забавное и на редкость дружелюбное. А главное, сколько про него, про китайское, ни пиши, оно все не кончается.
В бригаде "СЭ", скажем, разве что Макс-компьютерщик о хозяевах Игр не передал пока ни строчки, да и это, сдается мне, дело времени.
Попробую и я вступить сегодня в общество китайских бытописателей и пейзажистов несколькими зарисовками о Поднебесной и ее жителях.
Поздний вечер. Возвращаемся с коллегой с одной из редчайших получасовых прогулок по близлежащим улицам, напоминающим... Да ничего не напоминающим: такого бетонного чрева городских окраин я не видел прежде нигде. Проходим КПП на входе в Olympic Green, олимпийскую резервацию, где все мы живем, работаем и смотрим соревнования. Осатаневший от работы китаец помогает входящим уложить на ленту металлоискателя их нехитрый скарб, мобильные телефоны, кошельки и так далее. На улице под сорок, по его лицу рекой струится пот, он пребывает в постоянном движении и все время что-то говорит: "Пожалуйста, сюда. Проходите, кладите. Будьте добры, приложите аккредитацию к контрольному сканеру..."
На вид он отпахал не менее пяти-шести часов. Но на китайском лице - широченная улыбка. Мы отупело и молча, с гримасой раздражения, топчемся, кладем на ленту сумки, лишь бы поскорей убраться с жаркой улицы. В этот момент китаец говорит мне, улыбаясь еще шире: "Спасибо за сотрудничество, сэр!" Я обезоружен и потрясен.
Собрались на обед. Заходим в лифт, в котором уже стоит китаец, готовится жать на кнопку. Завидев нас, он расплывается в улыбке и спрашивает: "Вам вниз?" Киваем. Китаец, извинившись, выходит из лифта. Ему надо вверх, поэтому он пошел вызывать другой лифт.
Стандартно задержались в офисе глубокой ночью. Сидим, работаем втроем, забыв совершенно, что ни у кого из нас нет ключа - его обладатель Владимир Гескин отбыл в гостиницу для отхода ко сну, тем самым нас обесключив. Вызываем китайцев. Приходит улыбчивая девочка-волонтер и охранник-мандарин, у которого за плечами явно работа в китайских тюрьмах. На поясе фонарик и рация, руки за спиной, суров, как пустыня Гоби. Начинается десятиминутный гортанный разговор. "Уа-х-ние-сью! Ойе-ого-хе-куа-тщи!" Стоим, слушаем. Потом девочка говорит: "Извините, мы не можем открыть эту дверь без согласования с высшим руководством". Переглядываемся. Нам не надо открывать, нам надо ее закрыть! Еще 10 минут журчания реки Янцзы в исполнении китайских товарищей. В конце концов приходит злой сонный Гескин и нас выпускает.
Рядом с офисом "СЭ" в олимпийском пресс-центре - контора китайской газеты Titan Sports, наших коллег по ассоциации европейской спортивной прессы ESM (для них сделали исключение в связи с Олимпиадой, потому что Китай - это вообще-то Азия). Ребята помогают нам столь рьяно, что иной раз становится неудобно: у них ведь тоже полно своей работы. Сесть с нами в такси и отвезти в любую точку Пекина - неважно, в личных или служебных целях - для них не проблема. А потом еще и заплатить за это такси, что уж совсем ни в какие ворота.
А тут потребовалась профессиональная помощь. Захотелось встретиться с китайским чемпионом, чтобы понять, что это не автомат и не бездушная статуэтка, а живой человек. "Титановцы" живо подсуетились, и уже на следующий день в Олимпийской деревне у меня состоялось эксклюзивная встреча с Хуан Сюем, капитаном золотой команды китайских гимнастов. Об этом обязательно напишу позже, сейчас о другом. В нагрузку коллеги из "Титана" дали мне отпечатанное интервью с моим героем. Естественно, на китайском языке. Я обратился к знакомому тассовцу-китаисту, давай, мол, переведем, фактов нароем. Он на минуту уткнулся в иероглифы. Потом сказал: "Вообще-то это интервью с тренером сборной Китая по баскетболу". В чем тут был фокус, я так и не понял.
О Китае и китайцах можно писать бесконечно. Смеяться, иронизировать, удивляться, не понимать... Но вот я сейчас набираю все это, а передо мной лежит свежий - понедельничный - номер Titan Sports (газета эта, кстати, выходит все семь дней в неделю). На первой полосе - "шапка", не содержащая букв, только цифры и символы. "35>32". Это означает, что по числу пекинских золотых медалей китайцы уже превзошли афинскую планку. А до конца Игр еще неблизко.
Продолжаем смеяться.
Пекин