Газета Спорт-Экспресс № 182 (4762) от 15 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ОЛИМПИЗМ |
Юрий ЮРИС
В некоторых олимпийских видах спорта есть весовые категории, но возрастных нет ни в одном. Это не только позволяет по-прежнему жить и здравствовать архаичному девизу "Главное - не победа, а участие", авторство которого до недавнего времени ошибочно приписывали Пьеру де Кубертену, но и делает безразмерными во времени амбиции действительно великих атлетов.
Впрочем, величие в спорте можно трактовать по-разному. И вовсе не факт, что все стоит сводить к количеству завоеванных титулов, особенно олимпийских. У наездника из Японии Хероши Хокецу таких титулов нет, несмотря на то, что отсчет собственного олимпийского времени он начал - страшно вымолвить - в 1964 году! На Олимпиаде в Токио Хероши было 22 года, к Олимпиаде в Пекине, нетрудно посчитать, исполнилось 67! Самый "старый" (в данном случае сложно обойтись без кавычек, хотя поэт Михаил Светлов в свое время предупреждал, что ставятся они исключительно для дураков) участник Игр еще о-го-го! Неугомонный японец говорит: "Хочу занять высокое место". Но если не займет, мы все равно станем ему аплодировать. И объяснять не нужно, за что.
Если Хокецу является ярко выраженным ветераном олимпизма, то другой конник - австралиец Лори Ливер в свои 60 лет только дебютирует на Играх в Пекине. У нас в таком возрасте оформляют пенсионное удостоверение. Ливер выправил себе олимпийское.
Американский яхтсмен Джон Дейн сумел сделать это на два года раньше, чем Ливер, - в 58. Сюжет его личной Olympic story захватывает и потрясает. В настоящее время владелец фирмы, выпускающей яхты, Дейн свою первую попытку отобраться на Олимпиаду предпринял еще в 1968 году. На чемпионате США занял второе место в классе "Дракон", но, чтобы поехать в Мехико, нужно было стать чемпионом. После этого Дейном было предпринято еще шесть (!) безуспешных попыток прорваться на Игры, на что ушло еще четверть века... При этом ниже четвертого места на чемпионатах США ведомые Джоном экипажи не опускались.
"Сейчас или никогда!" - сказал себе упрямый американец, выступающий теперь в классе "Звездный", за три года до Пекина. Как человек небедный, нанял двух персональных тренеров и каждое утро выходил на пять часов в море. И прожил в таком сумасшедшем режиме сорок месяцев подряд!
8 августа совершенно счастливый Дейн шагал вместе с американской командой на церемонии открытия Олимпиады. Пробил его звездный час. Свершилась мечта, на погоню за которой ушло 40 лет. "Если ты участвовал в церемонии открытия, значит, ты уже олимпиец", - резонно заметил Дейн, и наверняка не найдется человека, который попытается эти слова оспорить.
Олимпийское долголетие конников, яхтсменов или стрелков еще как-то оправдано. Его можно, наверное, объяснить особенностями этих спортивных дисциплин, где не столько физические нагрузки, сколько необыкновенная целеустремленность и опыт, который копится годами, дают возможность десятилетиями держаться в седле, уверенно управлять яхтой, хладнокровно посылать в "яблочко" пулю за пулей.
Современное плавание с его сумасшедшими тренировочными нагрузками и умопомрачительными скоростями к такому долголетию совсем не располагает. Поэтому появление на Играх в Пекине 41-летней американской пловчихи Дары Торрес тоже можно считать событием феноменальным. За плечами у четырехкратной олимпийской чемпионки пять Олимпиад. Пекинская - шестая. И кто может поручиться, что этот восхитительный счет будет закрыт на Играх в Китае?
Французская велосипедистка Жанни Лонго-Сипрелли (именно она, признаюсь, и вдохновила меня на эту колонку) после пекинской велосипедной разделки, где от бронзовой медали ее отделила всего одна секунда с хвостиком, сказала, что намерена исправить несправедливость судьбы через четыре года. В таком заявлении не было бы ничего удивительного, если не знать, что во время Олимпийских игр в Лондоне француженке будет почти 54 года... По большому счету Лонго, выступившей уже на семи Олимпиадах и неоднократно поднимавшейся на пьедестал, грех жаловаться на судьбу. Она и не жалуется. Просто продолжает крутить педали - на радость себе и всем нам.
О таких людях вряд ли скажешь строчкой из песни: "дорогие мои старики". Они гонят старость подальше олимпийской метлой. Дорогие, но не старики.
Пекин