Газета Спорт-Экспресс № 179 (4759) от 12 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

12 августа 2008

12 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Я ШАГАЮ ПО ПЕКИНУ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ ПАЛЬЦАМИ

Слава МАЛАМУД

из Пекина

Незадолго до начала Олимпиады в китайской прессе и на телевидении демонстрировалось краткое пособие для болельщика. Состояло оно из четырех картинок, на которых была изображена улыбающаяся девушка - олицетворение китайского поклонника спорта. На картинках девушка производила телодвижения, приличествующие ее высокому званию.

Шаг первый. Хлопаем в ладоши три раза и кричим: "Olympics!"

Шаг второй. Выставляем вперед два больших пальца и кричим: "Go!" He убирайте пальцы далеко, они пригодятся вам в шаге четвертом.

Шаг третий. Опять хлопаем в ладоши три раза и кричим: "China!" (To есть "Китай!")

Шаг четвертый. Снова выставляем пальцы и снова кричим: "Go!"

Все понятно? Теперь потренируйтесь дома перед зеркалом. Партия и правительство постановили, что именно таким образом вы сможете переполнить гордостью своих спортсменов, ввергнуть в ужас врагов и показать всему миру ваш высокий уровень культуры, в том числе и болельщицкой.

Конечно же, когда целый необъятный народ надо учить болеть за своих спортсменов, не очень сложно узреть некую базовую проблему. В конце концов, для того чтобы запомнить, в трусах какого цвета свои спортсмены выступают, и радоваться, когда у них что-то получается хорошо, не нужно быть запредельно умным человеком. Во всяком случае, без инструкций в газетах можно как-то обойтись. Я, например, прекрасно помню, что после победы сборной СССР по хоккею на Кубке Канады-81 прыгал на диване и бегал докладывать радостную весть бабушке на кухню. А в те золотые годы ваш корреспондент еще не всегда с первого раза попадал ногами в штаны, не то что газеты читал. Ничего, сам разобрался.

Более того, эта реакция является вроде как универсальной для самых разных мировых культур. Европейцы могут на трибунах петь песни, бразильцы - танцевать там же самбу, американцы - кричать свое "Let's go!", но общий принцип всем понятен: нашему спортсмену хорошо, нам - тоже. Неужели китайцы не в курсе?

Озабоченный этим вопросом, я сходил в первый день Олимпиады на женскую тяжелую атлетику. Просто потому, что там у Китая была абсолютно железная золотая медаль (это я хорошо высказался) и мне хотелось посмотреть на то, как простой, трудовой китаец будет выражать по этому поводу радость. Для этого пришлось немножко подождать: местная любимица-фаворитка была настолько сильнее всех, что не подошла к штанге до тех пор, пока все ее конкурентки не посыпались на тех весах, которые она и за тренировочные не считает. Жители народной республики сидели тихо и примерно, корректно подбадривая понравившихся им спортсменок. Симпатичной турчанке похлопали, например. Одна компактно мускулистая таечка перед каждым подходом пронзительно визжала, и зрители послушно визжали с ней вместе.

Но вот вышла китаянка, что-то громко сказала штанге, чуть-чуть подождала (ответа?) и без видимых усилий подняла рывком на девять килограммов больше, чем любая из соперниц. И тут китайская торсида показала себя. Хлоп-хлоп! Чай-на! Паль-цы! Го-у! В унисон. По-английски. Как учили. Объяснение такой организованности находилось рядом и смущенно улыбалось. Маленькая очкастая девушка в форме олимпийских волонтеров стояла у первого ряда трибун и демонстрировала соотечественникам, что и как делать. Это была ее единственная обязанность, и она добросовестно ее выполняла каждый раз, когда на помост выходила китаянка. В полном соответствии с решениями руководящих органов.

Китайцы послушно следовали примеру своей милой дирижерши, хотя искренность их радости за успехи родной школы штанги не вызывала сомнений. А вот когда на втором ярусе два живописно разодетых тайца начали работать в жанре фольклорной песни и трясти колокольчиками, хозяева Игр повставали с мест и подоставали фотоаппараты, а некоторые даже отправились на экскурсию из другого сектора. Диковинка.

- У нас нет культуры боления, - сообщил мне как страшный секрет китайский коллега. - На футболе громко кричат, и это, пожалуй, все. Зато почему-то наши болельщики очень плохо действуют на наших спортсменов. Многие из них просто ненавидят выступать дома. Вот в стрельбе из пневматической винтовки Ду Ли только пятое место заняла: было видно, как у нее рука ходит.

Тяжелый, как говорится, случай. Вот и на боксе давеча была замечена группа детишек, которым заранее раздали какую-то светящуюся атрибутику. Порядок выхода с трибун дети соблюдали безукоризненно, ходили парами, организованно махали своим хозяйством. Великий народ. Есть ли надежда на его спасение?

Но тут настал большой баскетбол. Китай - США! Яо Мин против звезд-мечтателей! И выяснилось, что есть еще на свете веши, которые могут сделать из китайцев сумасшедших фанатов без всякого вмешательства партийного руководства. Каждое попадание в американскую корзину встречалось мощным взрывом стихийного народного энтузиазма. Не думаю, что этим взрывом управляла специально обученная девушка, но если это было так, то она должна была быть обучена кунг-фу и страдать эпилепсией.

Что-то во всем этом, правда, все-таки смущало. Потом выяснилось, что китайцы бурно праздновали действительно каждое попадание. От начала матча и до его конца! Включая тот отрезок времени (два с половиной периода), когда результат игры не вызывал никакого сомнения, и им полагалось бы, как говорят футбольные комментаторы, "потянуться к выходам с трибун". Наверное, я недостаточно хорошо знаком с конфуцианством, чтобы все это понять. Впрочем, дай им бог здоровья. Го-у, как говорится, Чай-на. Хлоп-хлоп.