Газета Спорт-Экспресс № 177 (4757) от 9 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

9 августа 2008

9 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

В дни Олимпийских игр особенно остро чувствуешь, как летит время. Это вчера, когда все мы жили в ожидании открытия, равного которому не знала олимпийская история, минуты тянулись мучительно долго, словно набирая критическую массу. А сегодня - уже понеслись вскачь. Так, что совершенно невозможно успеть всюду, куда хочется. Лишь поздним вечером представится первая возможность перевести дух и осознать: день, подаривший миру сразу семерых олимпийских чемпионов, уже прошел.

На любых Играх мы всегда ждем сюрпризов, знаем, что они будут, но упорно пытаемся строить какие-то прогнозы. Как маленькие дети, которые накануне Рождества составляют список для Санта-Клауса. Ведь тоже пишем. Или хотя бы складываем в уме перечень из особенно дорогих имен.

Восточная философия призывает к обратному: не питать надежд, не строить иллюзий. Не ждать, не надеяться, не верить. Принимать мир и все, в нем происходящее, как данность. Тогда, мол, и разочарований больших не испытаешь.

Наверное, это правильно. До сих пор помню, как возвращалась с плавательного стадиона в Сиднее после первого поражения четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова. Убеждала себя мысленно, что никакой трагедии не случилось. Что спорт - это спорт. Что Игры непредсказуемы, а порой и вовсе несправедливы по отношению к великим. Но слезы ручьем лились по лицу и никак не хотели останавливаться.

Не получается не верить и не страдать. Ведь даже китайцы, которые должны, как никто другой, свою философию исповедовать, давно опередили по смелости своих прогнозов весь мир. Там, в этих прогнозах, множество побед и рекордов. Например, самое первое золото Игр, которое уже сегодня, по расчетам хозяев, должно быть вручено китайской штангистке Чэнь Сеся, когда в Москве только начнется утро. Это ведь был именно продуманный расчет: начать Игры в индивидуально-победном ключе и закончить их общекомандным триумфом.

Именно в связи с важностью задачи отбор спортсменки в олимпийскую сборную в самой легкой весовой категории проистекал в жесточайшей борьбе. Причем на уровне, заметно превышающем существующие рекордные планки.

Но Игры есть Игры. А спортсмены, даже китайские, - это всего лишь люди. Какими нервами нужно обладать, чтобы не дрогнуть в момент, когда вся страна ожидает золота, а сам ты обязан со стопроцентной гарантией его предоставить? И что произойдет, если этого золота не случится? А ведь уже не раз подмечали, что китайские атлеты совершенно непоколебимы лишь в том случае, если захватывают лидерство с первого шага. Получается, что в руках крохотной Чэнь Сеся в момент ее выступления и не штанга вовсе. А глобальная стратегия архигосударственной важности. Так что вряд ли найдется в Китае хоть один человек, который станет сочувствовать спортсменке, если она вдруг оступится.

Первый день Игр - день надежд. У каждой из команд свои суеверия и приметы. И если вдруг они начинают приносить удачу, то крылья у спортсменов вырастают и расправляются сами по себе.

Мы тоже ждем побед. Сегодняшних, с самого первого дня. Олимпийское золото кажется недостижимым, лишь когда смотришь на Игры со стороны. Но стоит кому-то победить, у множества спортсменов непременно возникает мысль: "Если он смог, почему не сумею я?"

Олимпийские игры - это всегда отражение национальных амбиций. Пусть в этом не всегда признаются открыто. Наши коллеги из США на днях сказали, что командный итог их не интересует в принципе. Спроси, мол, любого американского болельщика, какое место США заняли в общекомандном зачете в Сеуле или Барселоне, так и не вспомнит никто.

Вот в это я охотно верю. С чего бы американцам те Игры вспоминать? Проиграли они там. С треском...

Правда, на этот раз думать о командном итоге пока не особенно хочется и нам: слишком в неравной борьбе предстоит биться России в Пекине. Но в любом случае сейчас гораздо важнее, чтобы у каждого из тех, кому предстоит выйти на старт, все получилось так, как они сами мечтают.

Тогда и за команду будет не стыдно.

Пекин