Газета Спорт-Экспресс № 167 (4747) от 29 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 10 дней |
ВЕЛОТРЕК |
Михаил ИГНАТЬЕВ: "В ПЕКИНЕ НАДОЛГО НЕ ЗАДЕРЖУСЬ"
Звонок корреспондента "СЭ" застал олимпийского чемпиона Афин в групповой гонке на треке Михаила Игнатьева в Италии. Именно там 23-летний гонщик готовится к Играм в Пекине. Мы продолжили наш разговор, начатый примерно месяц назад в Петербурге.
В АФИНАХ МНЕ ПОВЕЗЛО
-Давайте вернемся на четыре года назад, в Афины, где вы в 19 лет стали олимпийским чемпионом в гонке по очкам. Как сейчас воспринимаете тот свой триумф?
- Чем больше гонок остается у меня за спиной, тем отчетливее понимаю: мне тогда во многом повезло. После победы в Афинах казалось: вот как здорово все складывается. И если уж ты сейчас выиграл, значит, успех может прийти еще много-много раз. Тем более олимпийская золотая медаль досталась, казалось бы, без сверхусилий. И только потом начинаешь осознавать - все время побеждать, тем более легко, невозможно. И даже постоянная работа не гарантирует тебе побед в будущем. Она просто подразумевает такую возможность. А если ежедневно не тренироваться, то и возможности такой не будет.
-Если я правильно понял, победа в Афинах отчасти стала неожиданностью и для вас самого?
- Я бы так не сказал. О победе на Олимпиаде мечтал довольно давно и очень долго и много об этом думал.
-В Афинах вам было всего 19 лет. Простите, но это как-то не совсем вяжется со словами "давно и долго об этом думал"...
- Не стоит забывать о том, что как спортсмены мы воспитывались в "системе Кузнецова". То есть в советской системе. А в ней все подчинено одной цели - выступлению на Олимпиаде. Даже методика тренировок у нас была выстроена с учетом четырехлетнего цикла. И, я считаю, это правильно. Ведь при таком подходе у тебя есть цель, к которой ты стремишься, система подготовки превращается в идеологию, если хотите. А без идеи добиться чего-то в спорте довольно трудно.
-А что в "советской системе", на ваш взгляд, было неправильно?
- Через довольно жесткий отбор на различных этапах проходило огромное количество людей - дальше шли только лучшие, остальные отсеивались. С одной стороны, это дает тебе очень много. С другой - неправильно то, что множество способных мальчишек чуть ли не в самом начале карьеры вынуждены были ее заканчивать. Принцип-то какой был: раз этот вроде не очень, значит, он не нужен - вон сколько ребят поздоровее будут. И такие вот "не очень" вынуждены были уходить. Сейчас такого нет. Набрали, скажем, человек сто и всех ведут дальше. Ведь есть такие велосипедисты, которые "нагоняют" остальных, раскрываются несколько позже. Еще один минус "советской системы" - ты должен работать только за идею, а не за деньги. Но ведь спортсменам и питаться надо нормально, и одеваться. И просто жить, как и всем нормальным людям хочется. Поэтому, когда в свое время про тех же хоккеистов не совсем уважительно говорили: вот, мол, уехали в НХЛ играть за большие деньги, - мне лично становилось непонятно, почему они не должны были этого делать? Но самое главное, что те люди, которые так говорили и говорят, окажись они в такой же ситуации, за деньги первыми сделали бы то же самое. Правда, сейчас все эти моменты сгладились. А вот несколько лет назад...
-Раз речь зашла о деньгах, позвольте задать нескромный вопрос: призовые за победу на Играх вам выплатили?
- Да. И вообще мне в финансовом плане грех жаловаться - можно сказать, что все получилось очень хорошо.
ЧТО ТАКОЕ "МЕДНЫЕ ТРУБЫ"?
-А внутреннее самоощущение после Афин изменилось?
- С одной стороны, четыре года назад, после того как добился своей цели, стало полегче. С другой - сейчас практически невозможно расслабиться. Например, после "Джиро де Италия" позволил себе заехать в родной Петербург. Казалось бы - отдыхай. Но позволить себе дать слабинку не мог, поскольку понимал - иначе сделать в Пекине шаг вперед будет невозможно. В общем, даже с друзьями просто так пообщаться не удалось - в голове все равно сидело, что завтра ты должен тренироваться. Да и моральная ответственность перед самим собой сейчас намного сильнее, чем тогда, четыре года назад.
-Это происходит потому, что вам в Пекине предстоит защищать титул, а не завоевывать его впервые?
- Да. Ко мне многие люди подходят и спрашивают: "Ну как, выиграешь Олимпиаду? Давай-давай, смотри не подведи!" Защитить же титул, на мой взгляд, гораздо сложнее, чем завоевать его впервые. Так считают и очень многие спортсмены, с которыми я общался: гимнасты, боксеры, борцы. В том числе и двукратные олимпийские чемпионы.
-Судя по всему, вам после Афин удалось пройти испытание "медными трубами". Каким, если не секрет, образом?
- Мне кажется, что нечто подобное звездной болезни со мной все же было. Но, во-первых, я не сразу приехал тогда домой, а только через пару месяцев. Всеобщий ажиотаж по поводу Игр в Афинах к тому времени несколько спал. Вот если бы я был футболистом, то подобные вещи наверняка оказались бы гораздо более ярко выраженными. А велоспорт все же не настолько у нас популярен.
-Вас это не задевает?
- Ни в коем случае. Это абсолютно нормально. В каждой стране есть свои любимые виды спорта. У нас сейчас многие говорят: давайте развивать велоспорт до такого уровня, чтобы он стал в России не менее популярным, чем, скажем, в Италии. Вон у них как в этом плане все классно - люди без ума от велоспорта, сами все катаются. Но я не считаю, что такие вещи надо делать искусственно. В нашей стране есть, допустим, традиционно популярный хоккей. Да такой, которого и близко нет в той же Италии. А если возвращаться к теме "огня, воды и "медных труб", то задумывался об этом совсем недавно. И пришел к выводу, что из всех этих трех понятий последнее - самое абстрактное.
ВСЕ, КАК В ФУТБОЛЕ
-Тогда расскажите, что изменилось у вас за четыре года - от Афин до Пекина - в жизненном и профессиональном плане?
- В жизненном - квартира вот у меня в Петербурге появилась. Там, правда, сейчас идет ремонт - самому заниматься им некогда. Еще я переехал работать из Испании в Италию. В Испании мы занимались с Александром Анатольевичем Кузнецовым, но потом получилось так, что мы от него ушли. Опять же потому, что это была советская система. Я не говорю, что она плохая. Просто со временем она никак не реформировалась. На мой же взгляд, какие-то изменения волей-неволей должны были произойти. В свое время эта система выигрывала за счет того, что по сравнению со всеми остальными работала на опережение. Александр Анатольевич говорит, что если так было на протяжении 30 лет, значит, будет и сейчас. Нет - сейчас такого не будет. Более того, те, кто раньше отставал, сейчас эту систему уже опередили. Ведь она стоит на месте. А профессионалы всегда должны идти вперед. Нет, конечно, здорово, что в том же Петербурге построили трек. Но из года в год происходит одно и то же. Пока маленькие ребята подрастают - для них это все классно. Но, допустим, в 22 года они перестают видеть, за счет чего и как им прогрессировать, идти дальше.
-Как вам дался переезд в Италию?
- За пять лет в Испании выучил только несколько дежурных фраз. А сейчас уже практически свободно общаюсь на итальянском. Хотя в августе будет только два года, как переехал.
-В чем же секрет такого прогресса?
- Здесь я - в итальянской команде, вот и общаешься с ребятами на их языке гораздо больше. К тому же итальянский - официальный язык клуба. Ведь в велоспорте клубы устроены так же, как в футболе. Да, спонсор у нас российский. Но базируемся мы в Италии и привязаны к определенному городу. Кстати, как и в футболе, спонсор перечисляет средства клубу, а тот, в свою очередь, платит налоги.
-Если брать состав вашей команды, то он, судя по рассказам некоторых ваших одноклубников, подобрался веселый.
- Очень. А еще интернациональный. За нас выступают российские ребята, белорус, итальянцы. Одним словом, быть членом этого коллектива - приятно.
НА ТРЕКЕ - ДЕФИЦИТ ЛЮДЕЙ
-Сейчас вы вовсю гоняетесь в шоссейных гонках. В то же время не забываете и о треке, на котором стали олимпийским чемпионом и будете выступать в Пекине. Как бы вы сами определили вашу специализацию?
- В данный момент отдаю предпочтение шоссе. А на треке гоняюсь только потому, что там в нашей сборной не хватает людей. Ситуация в этом смысле вообще складывается парадоксальная. Деньги для спортсменов есть, но их некому платить, потому что нет самих спортсменов. Ведь до того, как спортсмен начнет получать грант, то есть фактически - зарплату, он должен прийти в свое время в спортшколу, получить велосипед, под руководством тренера дойти до определенного уровня, выступить хотя бы на чемпионате Европы... Причем такие спортсмены должны расти в регионах - вот чему сегодня надо уделять больше внимания, а не конечным результатам.
-И все-таки в Пекине вы будете выступать именно на треке...
- Групповая гонка, которую я выиграл в Афинах, мне и самому очень нравится, поэтому и в Пекине поеду ее с удовольствием. В другие же дисциплины на треке меня ставят во многом по той же причине - не хватает людей. Но одно дело - участвовать в личных гонках, и совсем другое - в командной. Это гораздо сложнее. Когда едешь вчетвером, даже техника другая. Иными словами, на групповую гонку можно прибыть дня за три-четыре до старта и нормально подготовиться, а на командную, чтобы как следует "вкататься" вместе с остальными ребятами, - это надо делать минимум за две недели. В этом плане есть большие сложности.
-А на шоссейные дисциплины вы не претендуете?
- Раньше там тоже народу было не набрать. А сейчас довольно сложно пробиться в стартовый состав - у нас появилось много хороших профессионалов. Карпец, Гусев, Меньшов... К слову, я приезжал на чемпионат России по шоссейным гонкам, но цели отобраться на игры в этих видах себе не ставил.
-А на трековых дисциплинах отбор был ?
- Я уже говорил, сейчас так мало народу в трековых дисциплинах, что и выбирать-то особенно не из кого. Конечно, можно устроить специальный олимпийский отбор. Причем, если я или еще некоторые ребята не приедут, - не брать нас на Игры. Но что из этого в итоге получится? К слову, нечто подобное у нас уже устраивали, а потом отказались. Здесь надо понимать такую вещь: у нас в велоспорте сейчас очень много профессионалов. И просто так на тот же отбор никто не поедет. Ведь чтобы слетать туда-обратно, тоже нужно время. А у нас - цикличный вид спорта, в котором тренироваться надо каждый день. Если же отказаться от профессионалов, то федерация будет в проигрыше. В итоге, как мне кажется, было принято абсолютно правильное решение. Отбора как такового не было, но 29 июля мы соберемся на сборе в Афинах, причем народу будет - на два состава. Так что тренеры, увидев нас всех вместе, смогут выбирать и решать, кого на какую гонку ставить.
-Каковы лично ваши олимпийские планы?
- Естественно, мне бы очень хотелось выиграть групповую гонку. Думаю, что поеду и командную. Но что-то более конкретное можно будет сказать только после сбора в Афинах. В том числе ради этого на него мы и едем.
МОРКОВКА ПО-КОРЕЙСКИ
-Приближение Игр уже чувствуете?
- Пока - нет. Дело в том, что только в прошлом году я начал ездить за взрослых, и тогда мне все было в новинку и интересно. Сейчас стараюсь не выбиваться из прошлогодних рамок, но делаю все спокойнее.
-Когда собираетесь непосредственно в Пекин?
- 9 августа, то есть за четыре дня до стартов. Мне кажется - это оптимальный вариант, в том числе и с точки зрения акклиматизации.
-Говорят, вам в этом плане предлагали провести сбор не в Афинах, а в Южной Корее...
- Во-первых, чем меньше переездов, тем лучше. Во-вторых, не очень-то было известно, где бы мы там катались. В-третьих, могли возникнуть проблемы из-за питания. Все-таки как ни крути, а еда у них совершенно другая. Не наша. Та же морковь приготовлена так, что не поймешь - морковка это или картошка, а может быть, и мясо. Одним словом, лучше уж приехать как можно ближе к старту.
-Пекинская Олимпиада будет для вас второй. Волноваться уже не будете?
- Все равно буду. И это хорошо, когда перед стартом у тебя есть определенный мандраж - значит, результат, скорее всего, окажется лучше, чем если бы ты был абсолютно спокоен. С другой стороны, я уже знаю, как там, на Играх, все устроено. То есть на этот раз приеду и буду думать только о гонке, а не об олимпийском ажиотаже или о чем-нибудь другом. Да и в Пекине я уже бывал. Странный немного город. Центральные улицы - "сделаны", а чуть отойди - сразу все становится гораздо беднее. К слову, уже 1 сентября я должен стартовать в испанской "Вуэльте". Так что на Олимпиаде в любом случае задержусь не больше, чем на два дня после наших стартов.
Сергей ЦИММЕРМАН