Газета Спорт-Экспресс № 152 (4732) от 11 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

12 июля 2008

12 июля 2008 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

В Вильнюсе прошли трехдневные торжества, посвященные 20-летию великой победы нашей сборной на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. На грандиозный праздник в Литву съехались баскетбольные знаменитости из самых разных стран.

МУШКЕТЕРЫ СЕУЛА. 20 ЛЕТ СПУСТЯ

Они действительно очень похожи на мушкетеров Дюма. Их дружба - не дружба, а священное братство. Стоит кому-то назвать эту сборную "командой", тут же со всех сторон слышится: "Мы - не команда. Мы - семья!"

20 лет назад они перевернули баскетбольный мир. На голом энтузиазме. И без гроша в кармане - по сегодняшним меркам. Теперь они стали мудрее, раздались в плечах. В глазах вместо голодного блеска - спокойная уверенность состоявшихся людей. Но судьбы мира - по-прежнему в их руках. И не только баскетбольного. Что Сабонису, что Марчюленису, пожелай они стать президентом Литвы, достаточно было бы высказать это желание вслух - и все. Конечный результат обеспечен. Если, конечно, баллотироваться не пожелают оба сразу. Волков - член украинской Верховной рады. Куртинайтис несколько лет проработал литовским министром спорта. И был единственным человеком в правительстве, сохранявшим свой пост вне зависимости от перестановок в высших эшелонах.

Но главное для них - все-таки не политика. Потому что переделывать мир можно и по-другому. Что меня поразило больше всего: эти люди, отдавшие себя баскетболу целиком, без остатка, по-прежнему уверены, что находятся перед баскетболом в неоплатном долгу. Что баскетбол дал им куда больше, чем они - баскетболу. Именно поэтому Марчюленис, продираясь локтями сквозь строй советских бюрократов, мешавших ему уехать в НБА, чуть не в голос кричал: "Я еду не себе деньги зарабатывать! Мне нужно построить в Литве спортшколу!"

Детские баскетбольные школы строили и другие игроки великой сборной 80-х. Сабонис, Куртинайтис, Валтерс. За собственные деньги. Едва завершив карьеру, а иногда - и до ее завершения. Они раздавали свои долги перед великой игрой. И продолжают делать это по сей день.

Когда я спрашивал у них о современных баскетболистах, которые за месяц получают больше, чем герои Сеула - за весь советский период карьеры, в глазах моих собеседников можно было прочитать все что угодно, кроме зависти. По-моему они, наоборот, немного жалеют нынешнее поколение. Просто по-человечески. Не понимают: как можно не поехать на сбор национальной команды. Даже если твое тело, годами не знающее полноценного отпуска, переломанное и изрезанное скальпелями хирургов, выглядит как после кровопролитного сражения с армией гвардейцев кардинала... Как можно покупать автомобили стоимостью в годовой бюджет нескольких деревень - и не вложить ни копейки в вырастившую тебя спортшколу...

Не понимают - но и не осуждают при этом. Они просто продолжают делать то, что считают нужным. Спокойно, с осознанием своей высшей правоты.

...Идея сеульского юбилея родилась зимой этого года. Сергею Кущенко из-за какой-то ошибки не забронировали отель во время командировки в Вильнюс, и начальник ЦСКА поехал ночевать на дачу к своему другу Шарунасу Марчюленису. В результате душевных ночных посиделок был составлен предварительный план нынешних вильнюсских торжеств. Теперь, полгода спустя, он был с блеском реализован.

Более радушного хозяина, чем Марчюленис, я в своей жизни не встречал. Ни один из десятков гостей не почувствовал себя обделенным. Ну а Кущенко взвалил на себя обязанности ведущего и диджея в одном лице.

Бог мой, сколько я отдал бы, чтобы в 40 - 50 лет выглядеть так же здорово, как эти великие великаны. С мягкими кошачьими движениями, на плавности которых совершенно не сказывается груз прожитых лет. Говорят: "косая сажень в плечах". Здесь - та же сажень, но в улыбке! А как они танцевали... После блистательного всеобщего канкана под "Песню про зайцев", уже официально провозглашенную гимном сборной-88, пришло время сольных номеров. На мой субъективный (и уже не самый трезвый) взгляд, пальму первенства здесь завоевал Игорс Миглиниекс. Джон Траволта умер бы от зависти, глядя на твистовые этюды латышского разыгрывающего. Достойную конкуренцию Миглиниексу составил нынешний генменеджер сборной России Сергей Тараканов. Ну а титул "королевы вечера" по общему молчаливому признанию достался очаровательной дочке Кущенко - Насте.

Главное, что подкупает в этих людях, - какие-то эпические искренность и открытость. Мы с Хомичюсом, охладившись в водах озера, которое находилось метрах в двадцати от танцпола, потом засели в бане. И за полчаса разговора "за жизнь" с Вальдемарасом я про эту самую жизнь понял куда больше, чем за пять лет изучения философии в университете. Верность самому себе. Верность своим мыслям и слову Умение жертвовать собой ради великой цели... Всего этого нет в никаких учебниках. Я чувствовал, как вместе с банной испариной выходят из моих пор раздумья о собственных нерешенных проблемках, доселе казавшихся столь сложными и безрадостными. Можете считать меня наивным мечтателем, но... Каждому из нас нужен такой свой Хомичюс. В законодательном порядке! Тогда не было бы ни войн, ни этнических конфликтов, ни коррупции. Только где ж их столько взять - Хомичюсов-то?..

Три дня пролетели, как один час. Завершилось все грандиозным гала-вечером, главным героем которого был, разумеется, покойный тренер этой великой сборной. Александр Яковлевич Гомельский. Когда Папа раз за разом произносил с гигантского экрана тосты за здоровье, в горле набухал предательский комок. Никто из живых слов для тостов тоже не подбирал. Слова возникали сами - и казались единственно уместно-правильными.

На прощанье - последняя картинка, стоящая у меня перед глазами до сих пор: олимпийские чемпионы на берегу озера отправляют в ночное небо маленькие светильники - воздушные шары - со своими игровыми номерами 20-летней давности и зажженными свечами внутри этих шаров.

Светящиеся точки - какие медленнее, какие быстрее - взлетают над черными деревьями. И постепенно становятся неотличимыми от звезд.

Спасибо всем, кто был в эти дни в Вильнюсе. Спасибо всем, кто это придумал и организовал. Эти три дня я сохраню в памяти на всю жизнь. И буду хранить очень бережно - чтобы не расплескать ни единой капли драгоценных воспоминаний.

Владимир МОЖАЙЦЕВ

Вильнюс - Москва