Газета Спорт-Экспресс № 123 (4703) от 6 июня 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

7 июня 2008

7 июня 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Слава МАЛАМУД

НАРИСУЙТЕ МНЕ ГОЛ

Всех нас, на ближайший месяц выпадающих из Вселенной, хочется проводить в дальний путь чем-то одновременно бодрым и мудрым. Жаль только, что ваш собкор - не самый лучший в отечественной прессе спец по напутствиям. Так езжайте же, парни... Нет, не получается. Лучше просто расскажу вам о том, какие мысли меня сейчас, следуя древнему обычаю мыслей, обуревают.

Мне тоже, как и всем вам, хочется, чтобы российская сборная не нашла в Альпах удобной для ударяния лицом грязи. Считается, что выход (или даже выполз) из группы будет именно тем, что позволит ей избежать этой привычной участи. Дай бог, как говорится, здоровьичка.

Мне ведь что в последние годы казалось? А то, что глубинная причина наших футбольных неудач - чересчур серьезное отношение к акту пинания круглого мяча. Ведь если подумать, то более простой игры, чем футбол, у человечества нет. За это он, собственно, и любим всеми народами мира. И успехов в нем, как правило, добиваются те, кто относится к нему просто, творчески, без мозговых завихрений: рабоче-крестьянские англосаксы, разболтанные латиняне и непосредственные африканцы. Исключение составляют лишь обделенные чувством юмора среднеевропейские народности вроде немцев, но их копировать никому невозможно, и уж тем более нам, стихийным, сиюминутным...

Наше помешательство на любимой забаве английских люмпенов дошло до такой степени, что мы слепили для себя из футбола какой-то невозможный хрустальный замок души. Мы разбираемся в нем, как ни одна страна в мире, при том что умение применять сию экспертизу на практике чаще всего приводит к плачевным результатам. Наш прекраснодушный народ может не помнить девичью фамилию супруги, однако никому не слабо сказать, что "в игровом рисунке не было видно тренерской мысли". Я давно мечтаю о том, чтобы кто-нибудь нарисовал мне этот самый игровой рисунок - с хорошо видной тренерской мыслью и без. Желательно акварелью.

Мы создали себе эзотерический культ из игры, весь глубинный смысл которой заключается в том, что бегать надо быстрее, лупить по мячику сильнее и стараться, чтобы он не попал к людям в трусах другого цвета. И потом еще имеем наглость удивляться, что все, посвященные в эту нашу секту (от самого первого Денисова до самого последнего дублера "Химок"), ведут себя как верховные магистры масонских лож. Причем не только с прессой, но и на поле. А то ж. Они ведь - хранители Великой Тайны.

В результате получается, что наши футболисты выходят на поле не только с сознанием величия соперника (которое наносит мощный удар по чувству ответственности), но и с сознанием величия собственного. Которое никуда не денется даже в случае поражения: родной народ все простит.

Надо сказать, что примерно то же самое наблюдалось некоторое время и в хоккее, хотя в этом виде спорта у нас нет ни капли футбольного коленопреклонизма перед Западом, а наоборот - царят посконность и славянофильство. Там мы многие годы молились на истукана под названием "советский хоккей", тщетно пытаясь повернуть историю вспять. И только забыв о прошлом, настроившись на веяния сегодняшнего дня и сыграв наконец-то по-русски - "на зубах" и кураже, - хоккеисты смогли сбросить с себя груз отжившей психологии и победить.

Футболистам (да и болельщикам), мне кажется, пора перестать молиться в Храме Великой Игры - на себя, ее жрецов. В конце концов, это смешно, когда речь идет об игре, которую 99 процентов из нас осваивали, бегая по полю из битых бутылок, лупя по воротам из двух портфелей и чувствуя себя при этом безмятежно счастливыми.

Проще надо, проще к футболу относиться, друзья. К черту "игровые рисунки"! Любить футбол платонически и страстно, как это мы делаем уже давно, - штука хорошая, но "обладания" она не подразумевает. Обладание - приз для наглых, напористых и твердолобых. Таких, какими в футболе мы бываем чрезвычайно редко.

Кстати, я полностью отдаю себе отчет в том, что, если нашим ребятам удастся выиграть в своих Альпах что-то совсем большое, границы этой галактики немедленно станут тесны для их раздутых щек. Но думаю, что мы простим им это, как прощаем им все и всегда. Лишь бы напомнили, пусть даже слегка, о хоккеистах.

Вашингтон