Газета Спорт-Экспресс № 116 (4696) от 29 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

29 мая 2008

29 мая 2008 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

До EURO-2008 - 8 дней

АРБИТРАМ ОШИБАТЬСЯ МОЖНО. НО ТОЛЬКО В НАШУ ПОЛЬЗУ

Александр ПРОСВЕТОВ

Судейство матча сборной СССР, бывало, воспринималось у нас как своего рода тест арбитра на политическую лояльность. Насвистел лишку не в ту сторону - значит, антисоветчик, фашист, враг. Человеческая ошибка исключалась, злой умысел рассматривался как данность.

Оглядываясь назад с приличного временного расстояния, не решусь полностью отметать те обвинения в необъективности в адрес иностранцев как по экономическим (кому были нужны нищие советские болельщики?), так и идеологическим причинам. Иной арбитр мог и впрямь недолюбливать наше специфическое государство.

Другое дело, что свой черный список "судей-убийц" отыщется в любой стране, независимо от социально-экономического строя. Италию, например, арбитры поистине замордовали на ЧМ-2002, не засчитав пять правильно забитых голов. Да, ошибок на крупнейших футбольных форумах хватает, но болельщицкая память избирательна: она обычно хранит на "жестком диске" обиды, но часто отказывается записывать выгодные судейские просчеты. А ведь за неправильно незасчитанным голом Зырянова на "Уэмбли" последовал ошибочный пенальти в ворота англичан в Лужниках.

С предыдущего чемпионата Европы память привезла досадное удаление Овчинникова в матче с португальцами. Эпизод, однако, был сложным. То, что наш вратарь не играл рукой за пределами штрафной, стало ясно только после тщательного видеопросмотра, и обвинять норвежского арбитра Хауге в заведомых симпатиях к хозяевам чемпионата не приходилось.

Иное дело судейство Мерка в матче с Японией на ЧМ-2002. Защитник Тода обхватил за шею и уложил на газон Семшова, а немец пенальти не назначил. В перерыве японские телевизионщики крутили эпизод во всех ракурсах, поэтому сомнений в том, что нарушение было, не осталось ни у кого. Примечательно, что после этого матча спорные моменты на большом экране в ходе турнира в Японии больше не показывали.

Мерк принял и ряд других странных решений. Однако ранее коста-риканский арбитр засчитал бельгийский гол в японские ворота, забитый после офсайда, так что особо удивляться судейской пристрастности не приходилось.

С одной стороны, поражение не ставило крест на турнирных перспективах сборной России - надо было лишь не проигрывать Бельгии, с другой - арбитр не назначил пенальти при счете 0:0. Почему не предположить, что россияне, вдохновившись голом, одержали бы победу, вышли из группы? Глядишь, и оценку выступлению команды в целом дали бы иную.

Не умаляя заслуг на ЧМ-2002 корейской сборной, которой руководил Гус Хиддинк, позволю себе задаться вопросом: какую еще команду столь усердно тащили за уши?

В преддверии европейского первенства не пристало ставить под вопрос кристально чистую судейскую честность, но невольно думаешь: может, и хорошо, что Россия не попала в одну группу с Австрией или Швейцарией, положительный результат в матчах с которыми подразумевался бы?

Одно судейское решение может перевернуть ход не только отдельного матча, но и целого турнира. Не верите? Вернемся на два года назад в Германию. Валентин Иванов не назначает пенальти в ворота Швейцарии за игру рукой в матче с Францией, мексиканец Арчундия с помощниками не засчитывает гол Виейра корейцам, хотя мяч на добрый метр пересек линию ворот. В результате Украина счастливо избегает встречи в 1/8 финала с Францией, которая занимает в группе второе место и движется к финалу тернистым путем через Испанию, Бразилию, Португалию. Более того, если бы не сомнительный пенальти в дополнительное время, Италия могла и не пробиться в восьмерку, а команда Олега Блохина разыгрывала бы путевку в квартет сильнейших с хиддинковской Австралией.

Мораль же проста: идеального судейства не было, нет и не будет. А болельщики повсюду сделаны из одного теста, и потому снисхождения от них арбитрам не дождаться. Хотя очень не хотелось бы кого-то из них проклинать месяцами и годами после очередного Euro. Пусть если уж и ошибаются, то так, чтобы мы могли сделать вид: ничего особенного не произошло.