Газета Спорт-Экспресс № 100 (4680) от 8 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ХРОНИКА |
Зоя МИРОНОВА
ОНА ВРАЧЕВАЛА ТЕЛО И ДУШУ
Сегодня Москва прощается с великим спортивным хирургом Зоей Сергеевной Мироновой, которая, как уже сообщал "СЭ", скончалась 4 мая на 95-м году жизни. Ее похоронят на Ново-Кунцевском кладбище рядом с могилой мужа Павла Миронова, известного спортсмена - конькобежца, велосипедиста и тренера.
В советские годы почти все, кто серьезно занимался спортом, встречались с Зоей Сергеевной. Встречались не в самые лучшие свои дни, когда их настигали травмы, и они, вырванные из привычной жизни, не находили себе места. Те, кто попадал в руки Мироновой, возглавлявшей Отделение спортивной, балетной и цирковой травмы ЦИТО, потом рассказывали о ней легенды и звали ее Мама Зоя. Потому что она врачевала не только израненное тело спортсмена, но и его убитую горем душу.
Мне казалось, что бог меня миловал: в бытность мою спортсменкой у меня не было столь серьезных травм, где требовалась помощь Мироновой. Но когда я помогала Зое Сергеевне писать книгу и часто встречалась с ней, поняла, что была не права. Когда судьба сводит тебя с человеком такого масштаба, это ее - судьбы - подарок. И потерять такого человека все равно что ненароком разбить драгоценный сосуд.
* * *
Что меня поразило в первую же встречу, это то, что Зоя Сергеевна до мельчайших подробностей помнила события более чем полувековой давности. И всех, о ком рассказывала, называла по имени-отчеству. Это был ее принцип - уважительно обращаться к любому человеку, даже к собственным детям.
Она всегда была окружена молодыми учениками, только кандидатов и докторов наук, подготовленных ею, можно насчитать несколько десятков. Помню забавный случай. В кабинет к ней зашел один из стажеров - посоветоваться. Выяснилось, что пациенту нужно сделать внутрисуставной укол.
- Но я не могу! - взмолился молодой врач.
С непередаваемой интонацией то ли уверенности, то ли покровительства Миронова ответила: "А я все могу!" И в свои 90 прекрасно справилась с задачей.
Кстати, Зоя Сергеевна сама оперировала до 77, а в операционную ходила лет до девяноста - смотрела, давала советы, комментировала. И почти до 93 консультировала. Как-то в ее кабинете я наблюдала такую сцену. Солидный мужчина, когда-то прооперированный ею, привез на консультацию из дальней дали свою дочь. "Только к Мироновой!" - категорически настаивал он.
Тут важно понять, что это было такое - консультация Мироновой. "Зоя Сергеевна обстоятельно беседовала с каждым пациентом не менее получаса, - рассказал Анатолий Орлецкий - ведущий хирург отделения, которым долгие годы руководила Миронова. - А в день она принимала по 10 - 15 человек. И люди уходили от нее не просто довольные - они уходили, разрешив проблему, мучившую их долгое время".
* * *
-Каковы были врачебные принципы Зои Сергеевны? - спросила я Орлецкого.
- Легко построить новую клинику, а вот заложить традиции, воспитать коллектив в едином духе намного труднее. Маме Зое это удалось, - последовал ответ. - В нас она прежде всего воспитывала сострадание к тому, у кого что-то болит, все остальное уходило на второй план. Какие-либо материальные отношения между больным и врачом вызывали у нее полное неприятие, она крайне отрицательно смотрела на платные услуги. В отделении все пропитано духом Зои Сергеевны. У нас либо ты работаешь, как говорится, на единый подряд - либо не работаешь в этой клинике.
* * *
...Так сложилось, что с сыном Зои Сергеевны, Сергеем Павловичем (ныне - академиком РАН и РАМН), я знакома с тех пор, когда он еще не был ни директором ЦИТО, ни заведующим отделением спортивной травмы, а, как и я, увлекался гандболом. И подавал большие надежды, был чемпионом страны среди юношей.
- Думаю, мог бы достичь результатов выше того уровня, что освоил, - сказал Сергей Павлович, когда я ему напомнила об этом. - Но Зоя Сергеевна оказала на меня колоссальное влияние, и профессию я выбрал благодаря этому.
-Не собираетесь увековечить память Зои Сергеевны, превратив ее кабинет в своеобразный музей?
- Нет, кабинет будет использоваться по назначению. Но найдем в отделении место, сделаем витрину, где будут ее награды, рассказ о жизненном и научном пути. В ЦИТО уже есть музей, где представлены все наши выдающиеся ученые, будет экспозиция там и о Зое Сергеевне. Но главное - постараемся сохранить традиции профессионального и человеческого отношения к пациенту, которые она заложила.
* * *
Традиционно Зоя Миронова считается выдающимся спортивным хирургом, но начинала оперировать она еще до Отечественной войны в Яузской больнице. Всю войну проработала в той же больнице - тогда это был эвакогоспиталь, - возвращая в строй раненых бойцов.
Еще в тридцатые, тренируясь под руководством мужа, Зоя Сергеевна стала неоднократной чемпионкой страны по конькам, удостоилась звания заслуженного мастера спорта. А когда война закончилась, Зоя Сергеевна много выезжала врачом на соревнования. Вот тогда ее и заметил основатель и первый директор ЦИТО Николай Приоров - и пригласил участвовать в подготовке советских атлетов к Олимпиаде в Хельсинки. А после Игр, поняв, что спортивная травма - это особое направление в медицине, предложил Зое Сергеевне создать и возглавить Отделение спортивной, балетной и цирковой травмы, которым она руководила до 1986 года, когда на этом посту ее сменил сын Сергей.
* * *
У Зои Сергеевны было много различных наград, но она спокойно относилась к ним, храня регалии в дальнем ящике. Сама была свидетельницей, как пришлось перерыть весь этот ящик, отыскивая Олимпийский орден, чтобы сфотографировать ее с этой наградой. Кстати, Миронова - единственная в нашей стране, у кого два таких ордена. Особняком стоял разве что орден Ленина, к которому она относилась с особым пиететом.
Зоя Сергеевна была участницей семи Олимпиад, где руководила медицинским центром сборной команды нашей страны. Самой ей выступать на Играх не довелось, однако олимпийской чемпионкой она стала. И вот при каких обстоятельствах. Накануне Олимпиады в Риме Зоя Сергеевна сделала операцию гимнастке Софье Муратовой. Когда та выиграла соревнования в Риме, то пришла со свой золотой медалью в медпункт: "Зоя Сергеевна, это ваша медаль. Возьмите!" Эта медаль занимала среди всех призов и грамот Мироновой одно из самых почетных мест.
* * *
- Травма - это всегда вдруг, - любила повторять Зоя Сергеевна.
А смерть?..
Даже если человек не дожил шести дней до своего 95-летия, все равно смерть приходит вдруг. Трудно смириться с потерей такого человека. Мы будем помнить Вас, Мама Зоя. И пусть земля будет Вам пухом.
Елена РЕРИХ