Газета Спорт-Экспресс № 97 (4677) от 5 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

5 мая 2008

5 мая 2008 | Баскетбол - Евролига

БАСКЕТБОЛ

ЕВРОЛИГА. "Финал четырех"

Вчера поздно ночью по московскому времени в Мадриде ЦСКА и "Маккаби" разыграли титул чемпиона Евролиги-2007/08. А в пятницу армейцы победили в полуфинале испанский "Таугрес".

ВЫСОКАЯ КУХНЯ

Лев ТИГАЙ

Бог мой, как же это было вкусно!..

Нет, я не о паэлье, хамоне, гаспаччо и прочих знаменитостях испанской кухни. Я о баскетболе, случившемся в испанской столице в конце минувшей недели.

Не знаю, какой десерт приготовят нам на последний, воскресный вечер мадридского пиршества - сладкий или с горчинкой. Это зависит от финального матча между ЦСКА и "Маккаби", исход которого мы с вами уже знаем сейчас, но не знал я в момент составления этих заметок. Для того чтобы осчастливиться "высокой кухней" "Финала четырех"-2008, специальным корреспондентам "СЭ" вполне хватило пятницы. И дело здесь не в том, что в полуфинальный день наша команда выиграла, а не проиграла. Просто... Ну как тут объяснить... Это словно ломящийся русский стол. В лучших традициях столетней давности, о которых мы читали у Гиляровского. Помните? Слева - печенка одного специально-правильного зверя, справа - икра другого, чуть сбоку - зажаренный целиком третий с начинкой из четвертого, пятого и мохнадцатого, а прямо в центре - запотевшая "как слеза"...

При чем тут баскетбол? А вот давайте-ка попробуем продолжить "скрещивание" одного и другого. Итак, едоки со всей Европы числом под 15 тысяч ртов - больше орущих, нежели жующих - съезжаются к шести вечера по-местному, и начинается настоящий пир горой.

Сначала - итальянские закуски из Сиены. Маленький, хорошо прожаренный Макинтайр прекрасно возбуждает аппетит. Особенно в сочетании с "мозгами а-ля Стоунрук", которые сервируются в центре обороны и украшаются пышной шапкой волос-спагетти.

Правда, для Каммингса, которому "главный повар" Шерф опрометчиво доверил первым "продегустировать" Макинтайра в стартовые минуты, это блюдо оказалось чересчур острым. Темнокожий разыгрывающий "Сиены" совершенно распоясался и устроил на чужой половине площадки такой пожар, что его пришлось тушить добрых полчаса, причем наугад - пробуя одно за другим различные изделия израильской кухни. От одних становилось чуть лучше, от других - даже хуже. А помогло - самое старое, проверенное, даже немного черствое. Зато кошернее некуда: маца "Деррик Шарп"! Кто не в курсе, ее уже 12-й сезон подают в Тель-Авиве. Причем под таким обильным желто-фанатским соусом, что неопытному гурману недолго подавиться.

"Сиена" и подавилась. Ну если не подавилась, то поперхнулась уж точно. Итальянское меню на поверку оказалось хоть и продуманным, но слишком однообразным для такого пиршества, как "Финал четырех". На первое - трехочковые в масле, на второе - трехочковые в уксусе, на третье - трехочковые в вине... В общем, пришлось молодому кулинару Пьянеджани признавать свое поражение и уступать место куда более опытному соотечественнику, уже третий год работающему в самом дорогом баскетбольном "ресторане" Москвы, а пожалуй, и всей Европы.

Кому-то могло показаться, что Мессина и К° в пятницу были не в своей тарелке. На самом деле это не так. ЦСКА сыграл на своем хорошем уровне. "Таугрес" - выдал едва ли не лучший матч сезона. Снимаю шляпу перед хорватом Спахией: он блестяще выстроил тактическую рецептуру, и благодаря этому мы увидели увлекательнейшую дуэль двух настоящих маэстро тренерской кухни.

Мессина не без оснований опасался длинной бразильской кулебяки - центрового Сплиттера. А Спахия взял да и придержал свое коронное блюдо в духовке - дал ему потомиться несколько лишних минут. Да вдобавок рекламную кампанию под это организовал. Накануне матча в первых 15 минутах тренировки "Тау", на которые в зал были допущены журналисты, Сплиттер не участвовал вообще. Он сидел на скамейке с безучастным выражением лица, словно какой-то посторонний. Мол, я "отшень-отшень больен". Разумеется, тут же пошли слухи о травме. А когда на следующий день бразильца, правая рука которого была едва видна под разноцветными повязками и лентами пластыря, не поставили в стартовую пятерку, невольно подумалось: а может, действительно не выйдет?

Еще как выйдет! После того как квадратно-коричневая буханка по фамилии Макдональд вполне достойно выдержала стартовый отрезок, Спахия поднял со скамейки Сплиттера. Защитники "Тау" тут же начали целенаправленно швырять бразильцу под щит один апельсин за другим, и немалая часть этих "плодов" переправлялась затем в "авоську без дна", привязанную к армейскому кольцу. А ведь у Мессины на паркетном "столе" и других проблем хватало. Шишкаускас и Лэнгдон, поначалу явно не справлявшийся с Планиничем, довольно быстро схлопотали от гурманов-судей по три фола и отправились поостыть в запасной холодильник, Смодиш вдруг совершенно разучился печь трехочковые блины и чередовал перелё... пардон, пережаренные с недожаренными, а Папалукас вместо сладких передач-конфеток выдавал партнерам нечто совершенно сырое и неудобоваримое. Если тупо судить по счету первой половины матча, можно решить, что армейцы провалились в защите. В действительности главная беда была как раз с нападением. Парадоксально, но факт: почти до самого большого перерыва у ЦСКА толком некому было забивать!

Вот именно: почти! У Мессины в загашнике оставалось еще одно, последнее блюдо. Самое, что ни на есть, русское. Не догадались?.. Сейчас подскажу: Холден+молодец=... Конечно, холодец!

Я бы даже сказал: холодец по-мадридски. Испанская столица уже имела честь быть насильно попотчеванной сим неповторимым деликатесом в сентябре прошлого года, когда обрусевший американец в том же зале за три секунды до финальной сирены финального матча отобрал у хозяев чемпионата Европы-2007 континентальное золото, которое они заранее считали своим. Теперь от Холдена досталось на орехи и испанскому клубу - последнему представителю этой страны в нынешней Евролиге. Реактивный 10-й номер ЦСКА забил, перехватил, опять забил - и вскоре кухня Мессины вновь заиграла привычным многообразием оттенков вкуса и запаха.

В итоге подавляющее большинство армейских козырей все равно сработало. И Сплиттера, которому наши вполне сознательно устроили жесточайший "конвейер", в конце концов отбили в классически-плоский венский шницель. И Лэнгдон, вернувшись на площадку после затяжной паузы, угостил Планинича суровой оборонительной строганиной с Аляски. И крепкий, словно выдержанная ракия, Смодиш свои очки набрал: не забил издали - так затолкал из-под корзины. И "осьминог" Папалукас, взяв себя в щупальца, четко отдирижировал на последних минутах. Отведали "поварята" Спахии и по-фруктовому сочных бросков Андерсена, и выдержанных, как доброе вино, проходов Шишкаускаса.

Накормил-таки их Мессина. До отвала накормил. А мы, сидя в ложе прессы, захлебывались слюной, глядя на все это многослойное творческое буйство человеческих тел и умов. Творчество - оно везде творчество. Что у кухонной плиты, что на баскетбольной площадке.

Мадрид