Газета Спорт-Экспресс № 86 (4666) от 18 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

19 апреля 2008

19 апреля 2008 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

До EURO-2008 - 50 дней

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ ХИДДИНКА

Если бы мне предложили заключить солидное пари на то, кто точно поедет в Австрию в июне (в случае, конечно, отсутствия какого-нибудь форс-мажора), то одним из первых я бы непременно назвал Александра Анюкова.

Этого защитника "Зенита" Гус Хиддинк очень любит. В прошлом сезоне голландец вызывал Анюкова в сборную и выпускал в составе даже тогда, когда тот полировал лавку в клубе и подумывал о смене футбольной прописки.

Не понадобилось. В итоге все наладилось - во многом как раз благодаря психологической поддержке главного тренера национальной команды, а Анюков оказался наряду с Андреем Аршавиным одним из двух игроков сборной, которые в 2007-м выходили на поле во всех десяти ее матчах.

Что же так привлекает Хиддинка в правом защитнике "Зенита"? Отвечая на этот вопрос, можно понять, какие именно качества голландец прививает российским подопечным. Скорость, выносливость, умение вести борьбу все 90 минут, высокая работоспособность - вот он, тот джентльменский набор, который Хиддинк, безусловно, хочет видеть у каждого из двадцати полевых игроков, отобранных им на Euro.

Поняв однажды, что в технике и комбинационной игре нам на данном этапе лучшие команды Европы не переиграть, Гус явно сделал ставку на напор, быстроту и умение не уступить в борьбе. А для такой игры Анюков - находка. Стремительно прорваться по флангу и, наоборот, не позволить сделать того же сопернику - это он умеет лучше всего. В последних же играх у номинального оборонца стал получаться еще и прицельный огонь: в этом сезоне он записал на свой счет уже два мяча в чемпионате России и один - в Кубке УЕФА. Для защитника результат отменный.

И как, скажите, Хиддинк может отказаться от такого футболиста, имея очень небогатый выбор в защитной линии? Тем более у Анюкова есть еще два весомых козыря. Козырь номер один - универсальность, умение сыграть как классического крайнего защитника, так и бровочника, отвечающего за весь правый фланг (и опыт игры на левом имеется). Тактическая же схема нашей сборной как раз и варьируется между вариантами, где нужно либо то, либо другое из этих двух амплуа. Значит, Анюков органично вписывается во все командные построения, а его присутствие на поле позволяет видоизменять схему в случае необходимости.

Козырь номер два - наличие в команде большого количества одноклубников Анюкова, которые к тому же демонстрируют весной очень яркую игру в Кубке УЕФА. Так или иначе в Австрию поедет внушительный отряд зенитовцев. И Хиддинк вполне может сделать ставку на их сыгранность и взаимопонимание.

Правда, последний фактор имеет и свой минус для Анюкова: при всем богатстве петербуржцев в сборной сзади в том или ином виде будет играть армейский блок, в который зенитовца надо еще до конца вписать. Впрочем, рационализм, присущий его действиям на поле, позволит сделать это быстрее, чем кому бы то ни было еще.

Исходя из всех этих фактов, предсказать включение Анюкова в список 23 несложно. И даже в состав одиннадцати его можно вносить с большой долей вероятности. Другое дело, что это не значит, будто зенитовец безгрешен и лишен недостатков.

Главное, что хотелось бы пожелать Анюкову, - разнообразить репертуар при действиях впереди. При том, что он в любом амплуа появляется у чужой штрафной весьма часто, добавить в игровой хитрости не помешало бы. Частенько Анюков бывает прямолинеен, что на уровне лучших сборных Европы дивидендов точно не принесет. Тем более что поучиться изощренному футбольному лукавству есть у кого: главный сейчас российский специалист в этом немаловажном компоненте игры - его друг Аршавин.

Не секрет, что для журналистов правый защитник сборной - не подарок. Разговорить как следует выходца из Самары очень непросто. С другой стороны, это не главное. Главное - чтобы был повод для разговора. Который, разумеется, появляется лишь благодаря эффективным действиям на поле. Будет в июне настоящий повод - мы не только Анюкова, но и Игнашевича разговорим!

Борис ЛЕВИН