Газета Спорт-Экспресс № 70 (4650) от 31 марта 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 5
ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 3-й тур |
СВОЯ КОЛОНКА |
Игорь ЛАРИН
РЕКВИЕМ МОЦАРТА
Мне, как репортеру, который специализируется на НХЛ, крайне интересно смотреть за матчами российского футбольного первенства. Пожалуй, не найти в мире двух других чемпионатов, которые при примерно одинаковых финансовых составляющих по всем остальным параметрам отличались бы друг от друга, как небо и земля. Как нынешний век и Средневековье.
Смотрел в субботу матч "Химки" - "Спартак" и ради интереса подсчитывал, какое количество матчей дисквалификации получил бы опорный полузащитник красно-белых Моцарт, совершай он свои выходки в НХЛ. Весь матч преследуя судью, жестикулируя, подталкивая и осыпая его проклятиями, выбивая мяч при розыгрыше стандартного положения. Насчитал пятнадцать! Ради интереса после игры позвонил нашему главному штрафнику в истории НХЛ Андрею Назарову и попросил его уточнить "диагноз".
"В НХЛ самое страшное наказание для игрока - это дисквалификация, ведь каждый матч "стоит" 1/82 от суммы контракта, то есть около 10 тысяч долларов штрафа, - проконсультировал наш хоккейный эксперт.
- В свое время в НХЛ десять игр отсидки мне впаяли только за то, что во время драки я локтем чуть-чуть и, естественно, неумышленно задел лайнсмена. Если бы до вбрасывания выбил шайбу, то добавили бы еще пять. Ну а если бы толкнул главного судью, то двадцать игр посчитал бы наказанием своей мечты. При этом за кредитную историю - как штрафнику со стажем - мне бы еще десяточку подкинули. Ну и как легионеру, не североамериканцу - еще пяток. Итого - полсезона коту под хвост".
- Так что вашему "композитору" по-доброму завидую - если бы в НХЛ была такая анархия, то я в своей карьере избежал бы сотен тысяч долларов штрафов и создал бы более яркие музыкальные произведения, - рассмеялся Назаров.
Итак, в НХЛ Моцарт, который, кстати, как и Назаров, штрафник со стажем и неоднозначной репутацией, "присел" бы матчей на двадцать и потерял бы полконтракта. Но это, как было сказано выше, решение XXI века. В нашем средневековье законы другие. Предположу, что мы погладим бразильца по головке одноматчевым наказанием, а клуб сделает все возможное, чтобы тот не потерял ни цента.
Впрочем, дело не в Моцарте. Дело в другом: стряхивание пылинок с легионеров - отличительная черта всей российской спортивной жизни. Примеров тому - десятки, от Карвалью до Одемвингие, и в очередной раз даже не хочется их повторять. И это стряхивание идет во вред всем - и клубам, и чемпионату, и сборной.
В той же НХЛ, уверяю вас, игрок уровня и с репутацией Моцарта в клубе просто не заиграл бы! Имея в запасе своего, подающего надежды и почти созревшего "опорника" Рената Сабитова, ни один энхаэловский клуб не стал бы держать в этом амплуа проблемного легионера. "Спартак" держит - и страдает в двойном объеме, имея в ключевой зоне неконтролируемого футболиста и теряя в консервации Сабитова. К слову, страдает от этого и национальная сборная, в которой до недавнего времени игроков этой зоны в природе просто не существовало. Во всяком случае, Хиддинк, как ни старался, на территории одной десятой части суши не мог их найти.
И еще один важный момент. Клубы НХЛ контролируют своих легионеров еще и с помощью прессы, отправляя их под журналистское увеличительное стекло. О минимальном лишнем весе, об опоздании на тренировку, о загуле тут же становится известно местным изданиям. И они словно по команде начинают легионера песочить. Классической стала история с известным защитником "Монреаля" Владимиром Малаховым, которого в ходе сезона канадские репортеры застукали катающимся на горных лыжах. Тут же ими было выяснено (так и хочется написать - разнюхано), что по контракту такое рискованное занятие игроку воспрещено, после чего карьера хоккеиста в "Монреале" была сломана - по сути, именно прессой.
В России, увы, все наоборот: клуб и легионер гребут в одной лодке, журналисты - совсем в другой. В итоге нормальной регаты, увы, не получается.
Ну а напоследок - прогноз. В ближайшие дни увидим, в каком веке мы живем. Если в средневековье, то "Спартаку" просьба зарыть голову в песок и стряхивать с бразильца дисквалификацию. Ну а если в двадцать первом, то... То в субботу в Химках бразильский Моцарт написал себе реквием.
Я прогнозирую, что живем мы в средневековье.