Газета Спорт-Экспресс № 35 (4615) от 16 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

17 февраля 2008

17 февраля 2008 | Биатлон

БИАТЛОН

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Свен ФИШЕР: "ЛЮБИМОЙ ВИНТОВКЕ НЕ ИЗМЕНЯЛ"

Лина ХОЛИНА

из Остерсунда

Знаменитый немец Свен Фишер в представлении не нуждается. Четырехкратный олимпийский чемпион, обладатель двух серебряных и двух бронзовых медалей Олимпийских игр. Шестикратный чемпион мира, обладатель четырех серебряных и семи бронзовых медалей. Двукратный обладатель Кубка мира. Думается, комментарии к такой коллекции титулов излишни.

Накануне старта чемпионата мира мы случайно столкнулись с великим немцем у входа в гостиницу, где живет российская команда. Смотрю, выходит из такси спортивный такой человек, и через долю секунды понимаю - это тот самый Фишер, который еще год назад гонял по трассам Кубка мира без перчаток, без шапки и с допотопной, по нынешним меркам, винтовкой за плечами.

-Здравствуйте! Не против в один из дней чемпионата мира поговорить с полчасика?

- Без проблем. Я буду сильно занят, так что, как только заметите меня, - сразу хватайте.

В следующий раз я увидела Фишера лишь в среду и тут же воспользовалась его советом.

ДВА ФИШЕРА

-На прошлогоднем чемпионате мира в Антерсельве все болельщики видели вас на трассе и на пьедестале эстафетной гонки - вы были в отличной форме. Так почему же вы все-таки решили покинуть биатлон?

- Мне 36 лет! Я начал выступать за сборную с 1993 года и провел в Кубке мира 15 сезонов. Я занимался биатлоном более 25 лет! Да, у меня было много побед, много успешных гонок, но я решил изменить свою жизнь, ее основное направление, цель, к которой я стремлюсь. В любом случае я не собираюсь расставаться со спортом окончательно, так или иначе по роду своей деятельности я хотел бы быть рядом с биатлоном. Я люблю его (эту фразу Свен произнес по-русски. - Л.Х.). Сейчас работаю на телевидении, в компании, которая ведет трансляции на Германию.

-Думаю, немецкие поклонники биатлона просто счастливы, что у них есть такой комментатор. Вы ведь прекрасно понимаете все, что происходит на трассе и на огневом рубеже.

- В Германии биатлон смотрят миллионы людей. Мне приятно помогать им, разбираться в гоночных ситуациях. Я уверен, что молодые люди, не только в Германии, но и в России, и по всему миру увлекаются этим видом спорта. Это здорово. И мне кажется, что я показываю им неплохой пример того, как можно прожить жизнь в биатлоне: прийти сюда молодым человеком, возмужать, достичь своего пика, повзрослеть, покинуть спорт ради чего-то нового и получить отличный шанс проявить себя в другом амплуа.

-Вы сейчас упомянули о 15 годах в Кубке мира, а вы никогда не задумывались, что есть люди, например в России, считающие, что вы пришли в биатлон немного раньше?

- Как так? Не понял.

-А вы помните Фрица Фишера? Он начал выступать раньше вас, затем вы выступали вместе, а когда он ушел, вы остались единственным Фишером. Так вот Фриц Фишер и Свен Фишер, простите, слились в памяти народа в один персонаж.

- Да что вы говорите! А ведь такое действительно может быть: он завоевал золото в эстафете на Олимпийских играх в Альбервилле, а я - спустя два года на Играх в Лиллехаммере.

-Кстати, вы оба выступали в этих гонках на последних этапах.

- Вы меня удивили. Я об этом как-то не задумывался...

НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ДЫШАТ В СПИНУ

-За 15 лет спортивной карьеры вам пришлось много чего пережить. Что вспоминаете с особым трепетом?

- Дружеский дух, которым проникнут весь коллектив Кубка мира. За сезон нам приходится путешествовать по многим странам, среди нас много спортсменов-победителей, но дружеские отношения существуют между всеми спортсменами. Сегодня выигрывал один, завтра другой, но мы всегда поддерживали друг друга. Не надо далеко ходить за примером: на днях на огневом рубеже я столкнулся с Максимом Чудовым, который стал чемпионом мира уже в Остерсунде, мы тепло поздоровались, пожали друг другу руки. Мне, как биатлонисту с приставкой "экс", это было приятно. Я в очередной раз понял: несмотря на то, что я уже не выступаю в гонках, меня помнят и я до сих пор являюсь членом большой биатлонной семьи.

-А какие-то удачи или, наоборот, провалы в своей карьере вспоминаете?

- Самый потрясающий момент - приезд на мой первый чемпионат мира. Это было в 1993 году в Боровце. Тогда я получил две медали: золотую в командной гонке и бронзовую в эстафете. После этого были Олимпийские игры в Лиллехаммере - бронза в индивидуальной гонке и золото в эстафете. Эти два сезона слились для меня в один невероятный год. Думал ли я тогда, что все пойдет столь же удачно и дальше? Я уже не помню.

Разумеется, за 15 лет у меня были и неудачи. Тогда я думал: какая это несправедливость, или: вот я и старею. Правда, это бывало не так часто, все же остальные моменты были классными. Обожаю, когда никто не дышит мне в спину и не давит на меня ни на трассе, ни на стрельбище. Я люблю, когда все тихо и мирно.

-Проштудировала статистику и поразилась: начиная с 1993 года вы были на всех чемпионатах мира и Олимпийских играх и с каждого из этих крупнейших турниров привозили медали. Личные или командные. Золотые, серебряные, бронзовые. По одной или сразу несколько.

- (Улыбается.) К нынешнему моменту у меня действительно собралась довольно внушительная коллекция сувениров - медалей чемпионатов мира и Олимпийских игр. Ах, это было отличное время!

-У вас так много побед - неудивительно, что все вам кажется приятным!

- Нет-нет. Даже когда я промахивался или моя скорость на лыжне была далека от максимальной, мне удавалось мириться с этим и получать удовольствие от самого процесса гонок.

КУРИЛ РАЗ В ЖИЗНИ, И ТО В ШУТКУ

-Наверняка вы получали удовольствие и от процесса тренировок. Помню, в 1999 году во время финального этапа Кубка мира в Ханты-Мансийске я ехала со стадиона. Был поздний вечер, горели фонари, скрипел мороз, а какой-то биатлонист в тонком лыжном костюмчике бежал на разминку. Это были вы. Я тогда еще подумала - силен мужик!

- (Смеется.) Тренировки, тренировки и еще раз тренировки - вот ключ к успеху. И постоянный контроль за собой. Поиск баланса между тобой - спортсменом и тобой - обычным человеком. Разумеется, и у меня были каникулы. И я очень любил эти моменты. Но когда ты на соревнованиях, у тебя нет времени для отдыха, ты должен быть сфокусирован только на тренировках. Кроме того, хорошо подготовленным должно быть не только твое тело, но и лыжи и оружие. Только в таком случае ты празднуешь победу.

-То есть, чтобы добиться успеха в биатлоне, спорт должен стать образом жизни?

- Совершенно верно. Нельзя быть биатлонистом шесть месяцев в году, а в остальное время делать все, что заблагорассудится. Как невозможно, на мой взгляд, быть спортсменом и при этом курить.

-Но один раз я видела, как вы курили!

- (Смеется.) Это было по окончании финала Кубка мира. И это была шутка - мы с ребятами закурили сигару. Но я никогда в своей жизни не курил сигарету. Понимаете, для спортсмена очень важно думать о своем теле. Усиленно тренироваться возможно, только если ты все время контролируешь такие вещи, как правильный отдых, правильное питание.

-У вас было много прекрасных партнеров: вы начали выступать с Марком Кирхнером, продолжали с Франком Лукком и Рикко Гроссом, заканчивали с Михаэлем Грайсом. Общаетесь с ними до сих пор?

- Конечно, мы поддерживаем отношения. Но особым другом для меня является Марк. Когда я пришел в команду, он был уже велик - завоевал все золото чемпионата мира 1991 года. Марк прекрасный парень и феноменальный, очень успешный спортсмен. На Играх-92 он был героем - получил золото в спринте и эстафете и серебро в индивидуальной гонке. Это суперрезультаты. Он очень быстро бегал и отлично стрелял. Обыграть его было очень трудно. Сейчас таким атлетом является ваш Максим Чудов. Он невероятно быстр.

-Вы упомянули серебро Кирхнера в Альбервилле. Я даже помню, кто его обыграл - наш Евгений Редькин!

- Евгения я видел здесь - в Остерсунде. Свое золото он завоевал давно и много лет назад завершил карьеру, но остается на связи со спортом. Я же говорил, биатлонисты - одна семья.

-Что для вас - Олимпийские игры?

- Это что-то невероятное, заоблачное. Я с надеждой жду Олимпиаду в Ванкувере. Собираюсь быть там, смотреть гонки, работать на телевидении. Наверное, это будет здорово - расслабиться в кресле и смотреть, как другие борются за медали. Знаете, когда сейчас я вижу на экране знакомых ребят, то закрываю глаза и чувствую себя там - на трассе, на огневом рубеже, в борьбе. Подчас это дается тяжело, и я стараюсь уговорить себя: мол, все в порядке, сам я уже нагонялся. Все-таки лучше быть здесь, на месте событий, чем перед экраном телевизора дома. Такого бы я, наверное, не перенес!

НЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ УЖЕ НЕ МОГУ

-Вы продолжаете находиться среди спортсменов и сами остаетесь спортсменом. Смотрю на вас и вижу, что вы явно находитесь в прекрасной форме.

- Конечно, в форме - я ведь продолжаю тренироваться! Когда годами выступаешь на соревнованиях, постоянно тренируешься, то постепенно изменяешь свое тело, становишься сильнее, быстрее. И даже когда прекращаешь выступления, твое тело требует активности и ты не можешь просто взять и остановиться. Это невозможно.

-Вы и сейчас катаетесь по трассам Остерсунда?

- Конечно. Но выступать здесь я не собираюсь (смеется}.

-Михаэль Реш, Александр Вольф, Андреас Бирнбахер, Михаэль Грайс - это хорошая компания. Почему же вы их покинули?

- На этих ребят мне было легче оставить биатлон! Если бы не было в немецкой команде таких сильных спортсменов, я бы, возможно, продолжал сомневаться до сих пор. Если бы ребята не были столь хороши, я бы изводил себя мыслями о том, что все еще необходим команде.

-Вы до последнего не расставались с винтовкой старого образца. Почему так и не перешли на современное оружие? Что за привязанность такая?

- К своей винтовке я очень привык. Около 20 лет стрелял только из нее. В итоге она фактически стала частью меня. Менял ложе, подгонял под себя, но конструкция винтовки всегда оставалась прежней.

-Какой совет многократный чемпион всего и вся дал бы нынешним биатлонистам?

- Важно думать, извините, о нуждах вашего тела. Не разрушать его плохими привычками. Удачи могут сменяться неудачами, но при тренированном и здоровом теле ты всегда сможешь все преодолеть и снова выйти на свой пик. И не надо относиться к спорту как к тяжелой работе, в нем надо искать моменты радости, удовольствия. Тогда тренироваться и соревноваться станет гораздо легче. Еще нельзя замыкаться на себе - необходимо с кем-то делить свои радости и горести. Вот, собственно, и все.