Газета Спорт-Экспресс № 20 (4600) от 30 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ |
Александр СТЕБЛИН: "БЕСПЛАТНО ХОККЕИСТОВ ИЗ МОСКВЫ ТЕПЕРЬ НЕ ОТДАДИМ НИКОМУ"
Месяц назад президент Федерации хоккея Москвы Геннадий Дегтев в интервью "СЭ" озвучил планы своей организации, в числе которых введение жестких юридических мер по удержанию воспитанников московского хоккея в главных столичных клубах. Рассказать о том, каким образом это предполагается сделать, мы попросили экс-президента ФХР, а ныне исполнительного вице-президента Федерации хоккея Москвы Александра Стеблина. Будучи президентом ХК "Динамо", он сумел выстроить такую систему, при которой игроки команды не убегали, а уезжали в НХЛ цивилизованным путем.
1000 ДОЛЛАРОВ ОСТАВШИМСЯ
-Так что за механизм вы придумали тогда в "Динамо" и нельзя ли его применить сейчас?
- В те годы мы, что называется, шли впереди времени. В первую очередь учитывали человеческий фактор - у нас была хорошая команда руководителей, тренеров, игроков. Каждый год мы садились за стол и думали, как сделать необратимый процесс отъезда игроков безболезненным для команды. Например, в какой-то период оставшимся в команде игрокам выплачивали по тысяче долларов за каждого уехавшего в НХЛ хоккеиста, и если, к примеру, команду покидало пять человек, то оставшиеся получали по пять тысяч долларов. Да, это были другие, чем сейчас деньги, но это не позволило процессу отъезда принять хаотичный характер.
Что касается сегодняшнего дня, то, на мой взгляд, выход тут один: подписывать контракт с учетом того, что игрок, если он разрывает контракт или уезжает в НХЛ, должен платить неустойку своему клубу. Еще в бытность президентом ФХР мы с коллегами из футбольной и баскетбольной федераций обращались в Госдуму с предложением, чтобы она внесла поправки в трудовой кодекс. Но нам тогда не пошли навстречу. Сейчас же этот вопрос решается.
-Лучший воспитанник в истории "Динамо" Александр Овечкин уехал в НХЛ бесплатно. Возможно ли было такое при вашем руководстве?
- Там была другая ситуация. В тот год закончился срок действия договора с НХЛ, а новый президенты клубов подписывать не стали. Согласился с этим и тогдашний руководитель "Динамо", который сказал, что миллион - это не та сумма, которую клуб рассчитывает получить за Овечкина, поэтому они будут судиться. Что из этого вышло - сами знаете. В таких ситуациях я всегда вспоминаю поговорку "Дают - бери, а бьют - беги". Если проанализировать, то за все годы действия договора с НХЛ российский хоккей получил совсем немаленькие деньги, и лишь две звезды уехали бесплатно - Овечкин и Малкин.
МОСКВЕ НУЖЕН ЦЕНТР ХОККЕЯ
-В своем недавнем интервью "СЭ" президент ФХМ Геннадий Дегтев посетовал также на то, что воспитанников московского хоккея забирают не только НХЛ, но и провинциальные клубы. Как, на ваш взгляд, избежать этого?
- В принципе выпускники московских спортшкол могут уходить только в том случае, если в них не заинтересованы столичные клубы. Естественно, сегодняшние неуправляемые взаимоотношения "игрок - агент клуб" заставляют нас думать, как эту ситуацию взять под контроль. Необходимо сделать так, чтобы игрок мог уезжать только в том случае, если не найдет себе работу в московских клубах. Но и тогда он не должен уходить бесплатно - клуб, желающий его приобрести, должен заплатить за подготовку хоккеиста.
А вот с агентами просто беда. В свое время ПХЛ проводило лицензирование агентов, и мы их всех знали. Сейчас же ФХР этого не делает, и я слабо представляю, кто вообще работает на этом рынке. Агентская деятельность должна быть цивилизованной, и мы ищем возможность контролировать этот процесс.
Вообще же в Москве надо создавать центр хоккея, чтобы он мог усовершенствовать систему управления нашим огромным хозяйством. Этой проблемой самым серьезным образом занимается Москомспорт. Прежде всего требуется укрепить аппарат ФХМ, так как нынешним числом сотрудников не решить тех больших задач, которые стоят перед нами. Мэр столицы Юрий Лужков дал поручение разработать концепцию развития хоккея в городе. Того, что на сегодняшний день имеет огромный мегаполис, явно недостаточно. К примеру, у некоторых ДЮСШ настолько плотный график занятий, что командам элементарно не хватает льда. И как в ситуации, когда в нарушение всех методических устоев тренировки продолжаются лишь 45 минут, ставить перед школами задачи воспитывать высококлассных игроков? Кроме того, Москва переживает бум любительского хоккея. Сейчас у нас более 100 команд, и им тоже надо дать возможность играть. А ведь со следующего сезона мы хотим восстановить студенческий хоккей, и уже в этом году попробуем провести несколько пробных турниров.
СТО КАТКОВ ДЛЯ МОСКВЫ
-С чего начнете реализацию своей концепции?
- Прежде всего надо улучшить материально-техническую базу. Федерация поставила себе задачу довести количество крытых катков в Москве до ста. Сейчас ищем средства для изготовления технической документации, которую и будем предлагать столичному правительству. Нам очень важно войти со своей программой в бюджет на ближайшие три года, и если этого не случится, будет очень сложно. Сегодня префекты округов готовы предоставить нам территорию, но с учетом того, что борьба идет за каждый клочок, следует поторопиться.
-Новые арены будут задействованы только для хоккея?
- Конечно же, нет. В идеале, если есть место, надо ставить два катка - для хоккея и керлинга. Такие проекты существуют, и они не очень дорогие. Выгода от такого строительства очевидна - экономишь на электроэнергии, расходах на содержание арены, льдоуборочном комбайне и персонале.
Но и это не все. Тот, кто хочет заниматься хоккеем, должен иметь возможность делать это по месту жительства. Это мы в свое время ездили через всю Москву с рюкзаком на плечах, но сейчас другая ситуация - в метро не войдешь, на дорогах пробки, поэтому спортсооружения должны быть максимально приближены к местам проживания и находиться, что называется, в шаге от них. Мы вышли с предложением использовать школьные стадионы, которые в большинстве случаев пустуют с октября по май. Сейчас современные технологии - ставится компактная холодильная установка, кладутся трубы, монтируется коробка, и с октября по апрель мы спокойно можем играть на открытом воздухе.
Для продвижения этой программы надо договариваться с Департаментом образования, потому что она очень перспективна. На таких площадках можно проводить школьные занятия, а вечером это хорошее место для отдыха, ведь там будет свет, музыка, раздевалки. Причем не обязательно ставить контейнеры - можно использовать и школьные раздевалки. В общем, нужно использовать все имеющиеся возможности.
КУСТОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
-Для того чтобы работала такая масштабная программа, нужен огромный тренерский штат, а ведь сейчас специалистов не хватает...
- Подготовка тренерских кадров - вопрос номер один. За прошедшие годы мы многое потеряли, но самое главное - перестали воспроизводить тренеров. Несколько лет назад, когда только начиналась программа строительства 10 катков, в Московской академии физкультуры прошли курс обучения около 40 человек, но на данный момент из того выпуска в школах работают от силы два-три человека. Остальные же ушли в первую очередь потому, что на мизерную зарплату, которую им платили, прожить было невозможно.
Правда, в последнее время сделано многое. В Санкт-Петербурге возобновила работу Высшая школа тренеров, в Московской академии столичные специалисты могут пройти курсы повышения квалификации. Мы нашли законодательные пути, которые позволяют платить тренерам спортшкол нормальную зарплату, в этом аспекте будем продвигаться вперед.
Конечно же, нельзя сказать, что тренеров нет совсем - при командах мастеров остались лучшие кадры, но КПД их работы мал. На данный момент одна из основных наших задач - снять с клубов суперлиги проблему подготовки кадров, снизив им таким образом финансовую нагрузку. Мы должны сами готовить кадры в муниципальных школах, и на этот счет со стороны некоторых директоров ДЮСШ и тренеров есть предложения. К примеру, можно сделать так называемые кустовые направления: то есть за каждым клубом суперлиги закрепить несколько школ, чтобы переходы были только по вертикали, а не по горизонтали. Руководство клуба будет заинтересовано в том, чтобы между ними и ДЮСШ были нормальные договорные отношения: взял мальчишку из какой-либо школы - отдай другого или заплати. Это будут совершенно другие, партнерские отношения, и тогда родители уже не смогут ставить условия: нравится тренер - оставляют своего ребенка, не нравится - уводят в другую школу.
В РОССИИ НЕОБХОДИМО ЕДИНОНАЧАЛИЕ
-Раз уж мы заговорили о суперлиге, то как бы вы оценили нынешнее состояние хоккейного хозяйства в стране?
- Говорить о стиле работы нынешнего руководства не считаю этичным, хотя, с моей точки зрения, которую я довел до сведения Третьяка и Арутюняна (президент и гендиректор ФХР. - Прим. В.Ю.), некоторые их действия не идут на пользу. На мой взгляд, руководство ФХР напрасно не ведет диалог с клубами. Нужно жить жизнью тех людей, которыми руководишь и которые тебя избрали, изучать их проблемы, садиться за стол переговоров, уметь договариваться и только потом принимать решения. Ведь федерация - это не частная контора.
В свое время мы часто собирались с руководителями клубов и всегда обо всем договаривались. Но в то же время я всегда был независим и принципиален: есть регламент - давайте его исполнять. Был случай, когда за пять минут до начала финального матча плей-офф мне позвонил один губернатор и сказал: "Александр Яковлевич, если вы не поменяете судью, я команду на лед не выведу". Я ответил, что, если команда не выйдет на лед, через пять минут ей будет засчитано техническое поражение со счетом 0:5, и повесил трубку. На этом все закончилось!
-Как вы относитесь к решению Владислава Третьяка расформировать ПХЛ?
- Во-первых, лигу никто не разгонял, просто Третьяк отобрал у нее права на проведение чемпионата России. На мой взгляд, это было правильное решение, потому что к тому моменту ПХЛ юридически реорганизовалась в ЗАО во главе с господином Маргеловым (глава попечительского совета ПХЛ. - Прим. "СЭ"), и попыталась добиться полной самостоятельности. В свое время руководители только что созданной Российской хоккейной лиги задали себе вопрос "кто главнее?" и тоже поехали искать ответ на него в Цюрих, но им было ясно сказано, что ИИХФ имеет дело только с национальными федерациями. Поэтому как только я стал президентом ФХР, сразу же забрал у РХЛ права на проведение чемпионата страны. Потом уже, когда по моей инициативе была создана ПХЛ, меня избрали руководителем и этой организации, потому что в России возможно только единоначалие. Раздели сейчас какой-нибудь вид спорта - и ему придет конец. В том же футболе тоже есть профессиональная лига, но у РФС есть рычаги управления ею - исполком утверждает и регламент, и другие нормативные документы.
Так что сейчас не надо ничего придумывать. Юридически ПХЛ еще существует, и ее надо реанимировать, выработав правила игры. Лига должна быть самостоятельной, федерация должна дать ей телевизионные и рекламные права, утвердить регламент - и в путь.
-Как в таком случае относиться к проекту под названием ОРХЛ?
- Каждая новая идея имеет право на существование, но есть принципиальные вещи, которые должны быть оговорены всеми участниками процесса. Мы обсуждали этот вопрос на недавнем заседании исполкома ФХР и обратились к оргкомитету новой лиги с просьбой как можно быстрее закончить работу над уставными документами. Чтобы можно было обсуждать этот вопрос предметно. Так что, прежде чем создавать новую лигу, нужно посмотреть, что это даст хоккею, выиграем ли мы от этого или потеряем. Хоккей - наше национальное достояние, и слепо копировать НХЛ нельзя - у нас другая страна, другие устои, другой менталитет. В первую очередь мы должны думать о престиже российского хоккея на международной арене и создать все условия для успешного выступления сборной России на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
СОВЕТ ИИХФ - ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ
-Знаете ли вы о том, что Третьяк предлагает вывести вас из совета ИИХФ и выдвигать свою кандидатуру?
- Это деликатный вопрос, и, с моей точки зрения, обсуждать его некорректно. Но если говорить о действительности, то нужно понимать, что из 14 членов совета только двое президенты национальных федераций - Финляндии и Словакии. Этот орган - закрытый клуб, куда просто так не пускают. К выборам в совет ИИХФ надо тщательно готовиться, иметь соратников и определенное влияние, потому что на каждое место претендуют по два-три человека. Такие хоккейные страны, как Швеция, Чехия, Германия, вообще не имеют в нем своего представителя. И если мы сейчас поступим опрометчиво, то можем вообще лишиться места в совете, потому что отношение руководства ИИХФ к нынешнему руководству ФХР, увы, далеко не самое лучшее. К тому же Третьяк уже имеет печальный опыт в этом вопросе. В свое время, когда нашу страну в международной федерации представлял возглавлявший судейский комитет Андрей Старовойтов, спортивным руководством СССР было принято решение вместо него выдвинуть Третьяка. Ничего из этого не вышло - Третьяка прокатили "с песнями", а наша страна осталась без места в совете.
ПОМОЩЬ РОДНОМУ ГОРОДУ
-Через некоторое время после ухода с поста президента ФХР вы в разговоре со мной сказали, что больше не будете заниматься активной деятельностью, но теперь вернулись к привычной работе. Что дало толчок к этому?
- Действительно, после отставки я поехал отдыхать в Сочи. Проанализировал в спокойной обстановке свою жизнь и понял, что с 1989 года, когда меня избрали президентом ХК "Динамо", я 17 лет жил в аду, не принадлежал ни себе, ни семье. Все эти годы не вылезал из самолетов, вникал в чужие проблемы, встречался с нужными людьми, решал множество проблем и ушел с чувством выполненного долга, передав преемнику корабль с полными парусами. Естественно, что в тот момент мне не хотелось думать ни о какой работе. Вот и предложение сотрудничать с ФХМ обдумывал долго, но, взвесив все "за" и "против", решил принять его. Я - воспитанник московского хоккея, поэтому должен возвратить долги родному городу. И хотя за восемь лет президентства в "Динамо" принес Москве пять чемпионских титулов, этого, считаю, недостаточно - мои опыт и знания еще помогут столице.
Владимир ЮРИН