Газета Спорт-Экспресс № 291 (4571) от 18 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2
ШАХМАТЫ |
КУБОК МИРА |
Эмиль СУТОВСКИЙ: "ШАНСЫ КАМСКОГО В МАТЧЕ С ТОПАЛОВЫМ НИКАК НЕ ХУЖЕ"
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Ханты-Мансийска |
Бывают в жизни случайности, которые становятся знаковыми событиями. Чем, как не случайностью, можно было объяснить проигрыш известного и сильного израильского гроссмейстера Эмиля Сутовского (2655) китайскому шахматисту Чжоу Цзяньчао (2566) в первом круге Кубка мира? А в итоге получилось, что Эмиль вылетел сам, но не дал вылететь Гате Камскому!
Я нарочно опускаю свои вопросы (они будут подразумеваться в ответах) и приведу монолог тренера - секунданта Камского, Эмиля Сутовского:
- Дебюта у Гаты, по существу, не было. С первых минут нашего сотрудничества я с ужасом ощутил ту громадную работу, которую мне предстояло здесь проделать. В некоторых вариантах представления Гаты о дебюте были на уровне 1996 года. За последнее десятилетие шахматы ушли колоссальным скачком вперед. Всеми этими компьютерными анализами, перевернувшими представление о современной теории дебюта, Гата, естественно, не владел.
На протяжении трех недель мы с Гатой ежедневно работали по 6 - 8 часов. Я работал побольше. Пока он спал, я готовил для него варианты и планы в дебютах, которые подходили бы ему по стилю. Я уже чувствовал, что подходит ему, и предлагал это, когда мы наутро встречались после его сна. И Гата - буквально с листа (!), как это он делал и в детстве, - играл то, что видел в первый раз в жизни. Например, в четвертой партии с Шировым он впервые в жизни пошел в сицилианской защите 3. Сb5. А до этого первый раз с тем же Шировым играл сложнейший в стратегическом отношении вариант Брейера в испанской партии. С Петром Свидлером блестяще исполнил сложнейший вариант английского начала, который также впервые встретился в его практике. С Пономаревым он впервые в жизни избрал острейший вариант сицилианской защиты, который я очень много анализировал и которым Гата не занимался никогда. Мне было, конечно, очень приятно, что после 15 ходов в партии Камский - Пономарев у них стояла на доске та же позиция, которая была у нас в гостиничном номере накануне.
Я не только показывал Гате новые для него идеи и планы, мы каждый раз для лучшего усвоения материала "немного двигали фигурки на доске". Чтобы он мог почувствовать основную концепцию. И после этого он исполнял ее так, как будто играл ее всю жизнь! Хотя я и был внутри процесса, всякий раз поражался восприимчивости Гаты. Такое по силам только шахматным исполинам.
Парочка моих неплохих новинок действительно была "засвечена", но так как Гата меня пригласил и я обязан был "соответствовать" (и при этом понимал, что Камский идет к крупному успеху), то приходилось "мостить дорогу" к титулу такими вот "жертвами". Но я нисколько об этом не жалею - напротив, счастлив, что удалось помочь такому огромному таланту, каким является Гата.
Однако я вовсе не склонен приписывать себе "половину победы" Гаты. Ведь все решается за доской. А играл Гата здорово!
Сегодня трудно говорить о том, как будет проходить матч Камского с Топаловым. Мне кажется, за полгода, которые есть у Гаты перед этим матчем, многое можно сделать. Топалов, конечно, блестящий знаток дебютов, у него наигранные схемы, он отличный счетчик и вообще фантастический шахматист, но Камский более универсален. У Гаты есть ряд серьезных преимуществ перед болгарским гроссмейстером. Я не хотел бы сейчас конкретизировать, какие именно это преимущества, но считаю, что в предстоящем матче его шансы никак не хуже.
Другое дело, что реализовать эти шансы можно будет только в одном случае: если Гата будет серьезно работать.