Газета Спорт-Экспресс № 279 (4559) от 4 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

4 декабря 2007

4 декабря 2007 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА с Александром БЕЛЕНЬКИМ

БОЕЦ МЕСЯЦА

Мигель Анхель КОТТО, НАКОНЕЦ-ТО ВЗЯВШИЙ ВЫСОТУ

А вот здесь придется отдать пальму первенства не Джо Кальзаге, а Мигелю Анхелю Котто. Объяснение этому самое простое. При всей эффектности его победы Кальзаге одолел боксера, который далеко не был ему ровней; Котто хоть и со скрипом, но справился с живой легендой, которой еще год назад ему абсолютно нечего было противопоставить. И дело не только в том, что легенда уже на сходе, но и в том, что сам Котто наконец-то на долгожданном подъеме, и подниматься он стал как раз тогда, когда от него уже почти перестали этого ждать.

Вообще, сколько карьер не состоялось именно оттого, что человеку когда-то слишком рано сказали: "Вася, ты можешь! Мы верим в тебя! Мы на тебя смотрим! Мы почти поднимаем это бревно вместе с тобой! Чувствуешь, как тебе это помогает? А ну-ка, раз-два, взяли!" Но Вася, который только что и на самом деле вроде мог, почему-то не воодушевляется от этих трудовых выкриков. Наоборот, он начинает чувствовать невыносимое бремя ответственности на своих плечах. Он начинает бояться не оправдать ожиданий. Он становится похож на стрелка, который видит не цель, а все, что вокруг нее. А вокруг все чаще воодушевляющие крики переходят в упреки: "А ну-ка, еще раз взяли-и-и-и! Ну что ж ты не берешь? Бревнышко же такое легонькое! Мы так в тебя верим! Мы так тебе морально помогаем! Мы так глотки надрываем! А ты-ы-ы?"

Что-то в этом роде случилось и с Мигелем Ахнелем Котто. Промоутерам были нужны молодые звезды, чтобы поддерживать интерес широкой публики к боксу, и тогда ему сказали что-то вроде: "Мига, ты можешь!" А он и правда почти мог, но только почти. Для побед над не самыми сильными соперниками хватало и почти, но для того, чтобы поселиться в сердцах у зрителей и жить там припеваючи, - категорически нет.

Долгое время мне казалось, что Котто, в конечном счете повторит судьбу таких боксеров, как Майкл Нанн и Марк Бриланд. Им тоже слишком рано стали прочить великое будущее, задрали планку до небес, а они ее так и не смогли взять. И от каждого очередного крика "Ты можешь!" они "прыгали" все ниже и ниже, пока наконец не распластались по настилу ринга.

Надежда на то, что Котто все-таки выполнит наказ партии болельщиков, окрепла в июне этого года, когда он нокаутировал Заба Джуду. Было бы неверным сказать, что в той встрече Котто победил не столько Джуду, который на самом деле был уже не тот, сколько его имя. Джуда провел очень приличный бой. Более приличный, чем от него ожидали. Однако все-таки утверждать, что Котто стал три раза молодцом после такой победы, было бы перебором. Нет, только один раз, и только до следующего боя.

Следующий бой состоялся 10 ноября в Нью-Йорке, и на этот раз противником был выдающийся боксер Шейн Мосли, у которого далеко не все осталось в прошлом, а кое-что сохранилось и до сих пор. Вот здесь Котто пришлось напрячься по-настоящему, и он напрягся. Вполне возможно, что имя соперника подействовало вопреки логике на него успокаивающе. Просто логика бывает разной. Можно капитулировать перед именем, а можно решить, что такому знаменитому проиграть никому не стыдно и от этого психологически расслабиться.

Не берусь судить, что именно произошло с Котто, но он, безусловно, провел свой лучший бой. Думаю, со мной согласятся даже те, кто считает, что он его проиграл. Чтобы так проиграть Шейну Мосли, надо быть весьма примечательным боксером. Впрочем, как я уже говорил, большинство, к которому принадлежу и я, считает, что бой он все-таки выиграл. Котто поднял-таки бревнышко, когда зрители осипли от собственных подбадривающих криков, и перемахнул через планку, задранную на очень большую высоту. И даже если больше он ничего подобного не совершит (а мне как раз кажется, что совершит), всегда можно будет сказать, что хотя бы один день Михель Анхель Котто был настоящей звездой.