Газета Спорт-Экспресс № 279 (4559) от 4 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

4 декабря 2007

4 декабря 2007 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

ЧТО В КОНЬКАХ?

КАТКИ ЕСТЬ. ОСТАЛОСЬ НАЙТИ ТЕХ, КТО БУДЕТ БЕГАТЬ

Ольга ЛИНДЕ

Происходящее в российских коньках представляется чем-то парадоксальным. За последние пару-тройку лет в России введены в строй аж три крытых конькобежных стадиона, однако никакого прорыва в результатах не произошло.

Да, зима 2006-го с шикарными победами Светланы Журовой и Дмитрия Дорофеева несколько выпадает из общего печального ряда, но этому феномену есть легкое объяснение. Каток в Крылатском, принявший под свою крышу конькобежцев аккурат в период подготовки к олимпийскому сезону, сыграл роль некоего кратковременного катализатора - и это вкупе с другими объективными и субъективными обстоятельствами помогло нашим сильнейшим спринтерам выдать "на гора" тот потенциал, который копился в них годами. Наличие качественного катка дома позволило не отвлекаться на разного рода бытовые сложности (как, например, жизнь в отелях вдалеке от дома по семь-восемь месяцев в году), сконцентрировавшись непосредственно на профессии. Что и вылилось в итоге в медали и титулы.

Однако затем эффект катализатора сошел на нет. По той простой причине, что результат не зависит только от наличия, качества и количества катков. Должны быть те, кто на этих самых катках будет бегать! А вот с этим-то как раз проблемы. Те, кто сегодня составляет костяк сборной и с кем связаны хоть какие-то надежды на медали, моложе не становятся. Многие, увы, уже прошли пик своей карьеры, и ждать от них ощутимого прогресса не представляется возможным.

И пускай никого не обманывают рекорды России, установленные в начале ноября на этапах Кубка мира в Солт-Лейк-Сити и Калгари. Во-первых, это два абсолютно быстрейших катка мира, на льду которых возможны всяческие чудеса. Во-вторых, чтобы хотя бы минимально объективно оценить ситуацию, смотреть надо не на секунды, а на места, которые с этими рекордными для России секундами заняли их авторы. А здесь-то как раз ничего не меняется - наши лидеры остаются на прежних позициях. В лучшем случае это ближние подступы к пьедесталу - исключая разве что спринтера Дмитрия Лобкова да женский квартет в командной гонке, которым удается вклиниваться в число призеров.

В женских коньках командная гонка вообще единственный вид, где Россия хотя бы теоретически может рассчитывать на медали, причем исключительно бронзовые. Именно поэтому тренерский штаб сборной сделал командную гонку основной специализацией россиянок по крайней мере на нынешний сезон. От задачи показать что-либо приемлемое на отдельных дистанциях (о многоборье речь вообще не идет), судя по всему, окончательно отказались.

При этом в мужских коньках ситуация несколько иная: поскольку медали в многоборье нам может принести только чудо, главный тренер сборной Николай Гудин открыто объявил главной целью сезона чемпионат мира на отдельных дистанциях, где наши надежды, правда, тоже ограничены - это обе спринтерские дистанции и полуторка.

Что дальше? Большой вопрос. В последние дни я разговаривала со многими нашими заслуженными, умудренными опытом специалистами - и практически все они в один голос сетовали на то, что между нынешними сборниками и резервом громадный разрыв в классе. Молодых скороходов, приходящих в главную команду страны, фактически нужно заново учить бегать на коньках, потому что технически их навыки не выдерживают никакой критики. И это не вина ни их, ни их тренеров, а общая беда.

Вице-чемпион мира и Олимпийских игр Дмитрий Дорофеев озвучил не новую, но приобретшую в наших условиях оттенок откровения мысль - о том, что с молодыми спортсменами должны работать тренеры, по классу не уступающие тем, кто работает со сборными. А то и превосходящие их. Только вот, к сожалению, специалистов действительно высокого уровня у нас сейчас даже на основную сборную с трудом хватает.

Поэтому-то три крытых катка, вступившие в строй за последнее время, и не стали ожидаемой панацеей.