Газета Спорт-Экспресс № 273 (4553) от 27 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧМ-2010 |
БОЛЬШОЙ ФУТБОЛ В КРАЮ ЗУЛУСОВ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Дурбана |
Если считать жеребьевку увертюрой к мировому чемпионату, то она была исполнена в Дурбане без запинок и фальши. Выдерживался заранее выработанный поминутный план церемонии, четко работал пресс-центр.
В то же время увертюра - лишь приглашение к действу, несопоставимому с ним ни масштабами, ни сложностью задач. Иметь дело с послушными официальными делегациями и журналистами - одно, контролировать тысячи возбужденных болельщиков из разных стран - другое. Но лиха беда начало. Край зулусов и индийцев с первой задачей справился.
САМИМ ПО СЕБЕ ЛУЧШЕ НЕ ГУЛЯТЬ
По версии путеводителя, название "Дурбан" переводится с языка зулу как "место, где сходятся океан и земля". Для портового города, окрестности которого образуют курортную зону, звучит правдоподобно. Но, видимо, это лишь легенда для туристов. На самом деле британские поселенцы назвали местность в честь правителя Капской колонии по фамилии Д'Юрбан. Прибрежную территорию протяженностью в 25 миль они получили в дар от легендарного зулусского короля Чаки, создавшего в начале XIX века огромную империю, границы которой захватывали землю современного Зимбабве. Милость англичанам Чака оказал за то, что путешественник по имени Генри Финн помог залечить ему полученную в бою рану.
Сегодня Дурбан с 3,4 миллиона жителей - второй по численности населения город ЮАР. Естественно, ему выделена весомая часть программы ЧМ-2010: городу, если все пойдет по плану, предстоит принять пять матчей групповых турниров, одну игру 1/8 финала и полуфинал. Местом их проведения должен стать новый 70-тысячник "Мозес Мадиба", строящийся на месте снесенного стадиона "Кингз Парк". Вот только не слышно дружного хора, который подпевал бы официальному оптимизму. Немало людей ворчит.
В гостинице ужаснулись, когда я собрался среди бела дня совершить небольшую пешую прогулку. "Черные пацаны давно дожидаются гостей, - сказал пожилой индиец. - Приставят пистолет и оберут. Лучше бы забрали этот чемпионат у Южной Африки и передали Австралии".
Индусы составляют пятую часть населения Дурбана (зулусов более 60 процентов). В 60-е годы позапрошлого века британцы надумали разбить на юго-востоке Южной Африки плантации сахарного тростника. Заставить работать на них гордых воинов-зулусов не удавалось, и тогда завезли рабочих-контрактников из Индии. Сюда, между прочим, в 1893 году приехал, чтобы осесть более чем на 20 лет, молодой адвокат Махатма Ганди, будущая легенда своей страны.
Ненасильственное сопротивление - плохое подспорье в борьбе с грабителями. Приехавшие на жеребьевку официальные представители национальных федераций рассказывали, что их тоже предупреждали и всячески отговаривали от самостоятельных вылазок из отеля. За портовым Дурбаном закрепилась репутация криминальной столицы ЮАР, хотя за это звание, по-моему, могли бы поспорить и другие города. Устроителям же было важно избежать эксцессов. Ведь первый африканский опыт в организации мирового футбольного чемпионата и без того многими подвергается сомнениям. Прежде всего указывают на темпы строительства стадионов и гостиниц.
РАБОЧИМ ОБЕЩАНО МЕСТЕЧКО НА АЛЛЕЕ СЛАВЫ
Южноафриканцы уважают формальности. Перед посещением строящейся арены "Мозес Мадиба" желающим было предложено подписать документ о том, что на объект запрещается проносить взрывчатые вещества, алкогольную продукцию, наркотики, бейсбольные биты, всякое оружие, включая традиционное (читай, луки со стрелами и копья), а также фото- и видеотехнику. Тем не менее фотографировать объект никто не препятствовал. А что в самом деле скрывать? Пока трибуны в зачаточном состоянии и напоминают полуразрушенный Колизей. Сказать, что конь не валялся, было бы преувеличением. Кругом торчат высотные краны с флагами ЮАР на макушках, снует в среднем темпе строительная техника. Ни простоев, с одной стороны, ни аврального азарта - с другой, не наблюдается.
Между тем, словно назло организаторам ЧМ-2010, незадолго до жеребьевки все строящиеся в стране стадионы охватила забастовка. Причем зародилась она как раз в Дурбане, и едва ли имеет место случайное совпадение: объективно представился прекрасный случай заставить работодателей пойти навстречу требованиям простых трудящихся, которым в стране с 40-процентным уровнем безработицы платят установленную государством минимальную месячную зарплату в 2000 рандов (около 300 долларов). Правда, каждый год она индексируется в соответствии с инфляцией.
- Мы горды работать на строительстве стадиона, который будет принимать первый в истории Африки футбольный чемпионат мира, - сказал мне плотник-зулус Джейкоб Наубо. - Но 2000 рандов, которые я получаю, едва хватает, чтобы свести концы с концами, хоть как-то прокормить и одеть восьмерых детей. Мы просили ежемесячно выплачивать премии в размере 1500 рандов. Нам обещали выплатить два раза по 2 тысячи - 14 декабря и 31 мая. Поживем - увидим.
Триста долларов - это больше, чем получают многие россияне. Но русские, постоянно живущие в ЮАР, уверяют, что уровень цен в этой стране выше, чем в нашей. Недавно вот состоялась забастовка школьных учителей, недовольных зарплатой в 10 тысяч рандов. Считается, что для белой семьи это - прожиточный минимум. А чтобы не отказывать себе ездить в отпуск куда-то за границу, якобы надо зарабатывать тысяч сорок.
Но несмотря на возникавшую забастовку и иные проблемы, президент ФИФА Йозеф Блаттер уверен, что стадион в Дурбане построят до истечения установленного возглавляемой им организацией крайнего срока - к октябрю 2009 года. Проблема улажена, строители и работодатели приняли на себя взаимные обязательства: одни будут трудиться в ударном ритме, другие - выплачивать бонусы. После завершения строительства имена всех рабочих должны увековечить наряду с известными спортсменами и политическими деятелями на Аллее славы, которую проложат к стадиону от центра города. Чем не стимул? А задержка в осуществлении проекта из-за недельной забастовки роли не играет, так как строительство, если верить Блаттеру идет даже с некоторым опережением графика.
ВОЖДЬ КОМПАРТИИ ВМЕСТО КОРОЛЯ
Любопытно, что у части населения вызывает недовольство смена названия стадиона. "Вам, приезжим, безразлично, как именовать арену - по-новому или по-старому, а мы привыкли к "Кингз Парк" и продолжаем использовать это имя", - сказал мне местный фоторепортер. К словосочетанию "Кингз Парк" я и в самом деле не привыкал, но понять людей могу: до сих пор иногда в Москве приходят на ум названия улиц и станций метро из советского прошлого.
Попутно возникло противоречие политического свойства. Поначалу предлагалось окрестить новую арену именем зулусского короля Санзангаконы, отца упоминавшегося выше воинственного Чаки. Но затем было принято решение назвать стадион в честь другого вождя - покойного генерального секретаря Южноафриканской компартии Мадибы, в среде зулусов почти совсем неизвестного. Поскольку в Дурбане вдобавок в результате переименований появились улицы Фиделя Кастро и Че Гевары, пошли разговоры, что правящая партия Африканский национальный конгресс попирает зулусскую культуру и вычеркивает из истории страны зулусских деятелей. Имели место уличные протесты.
С другой стороны, критически настроенные люди задаются вопросом, нужен ли в принципе городу 70-тысячный стадион. Ради рентабельности его делают многофункциональным. В частности, проложат беговые дорожки. Предусматривается, что на "Мозес Мадиба" будут также проводить матчи по регби.
Между тем бок о бок со строящимся сооружением находится стадион ABSA, надпись на фасаде которого гласит: Ноmе of the Sharks ("Дом Акул"). Имя страшных обитателей океанских глубин носит дурбанская команда по регби, одна из лучших в стране. Сейчас на регбийном стадионе проходят футбольные матчи, но его будущее в тумане. Прежде предполагалось сделать его теннисным, теперь же руководитель стратегических проектов в Дурбане Джюли-Мэй Эллингтон объявила о планах отдать стадион будущей спортивной академии. "Шаркс" же покидать обжитой дом не желают.
Эллингтон сообщила и интересные факты относительно создаваемого сооружения. Так, материалы, высвободившиеся при сносе старого стадиона, стараются максимально использовать. Например, световые мачты перевезли на стадион в пригороде Умлази, которым команды - участницы ЧМ-2010 смогут пользоваться как тренировочной базой. Согласно проекту, разработанному южноафриканским бюро, над стадионом зависнет дугой арка. Причем к ее верхней точке, расположенной в 106 метрах над землей, можно будет подняться, чтобы осмотреть окрестности, либо с помощью канатной дороги, либо, если спортивная подготовка позволяет, преодолев 550 ступенек.
ВЫЕЗДНОЕ ДЕРБИ "ВОЖДЕЙ" И "ПИРАТОВ"
С окрестностями я знакомился по пути на футбольный матч чемпионата ЮАР. Автобус полз в "пробке", так что было вдосталь времени, чтобы разглядеть легкоатлетический стадион, плавательный бассейн и велотрек, а также приметить указатели, ведущие к теннисным кортам, гольфклубу, клубу стрельбы из лука. Там же находится стадион для крикета, третьего по популярности вида спорта в стране после футбола и регби. Весь этот спортивный комплекс зовется "Кингз Парк", так что полностью старое имя не исчезает.
В Дурбане есть два клуба южноафриканской премьер-лиги - "Амазулу" и "Голден Эрроуз". Однако накануне жеребьевки ЧМ-2010 было решено провести в портовом городе матч чемпионата между двумя популярными командами из Йоханнесбурга - "Кайзер Чифс" и "Орландо Пайрэтс". У этих клубов много достижений и потому имеются многочисленные поклонники и за пределами йоханнесбургской агломерации. Этнический фактор в данном случае роли не играет - клубы в принципе на нем не зацикливаются. Точно так же в советское время немало поклонников было в Москве, допустим, у титулованного киевского "Динамо", и это необязательно были люди с украинскими корнями.
Конечно же, "выездная сессия" была организована в первую очередь для того, чтобы показать товар лицом гостям, приехавшим на жеребьевку, но она стала также радостью для дурбанских почитателей "Вождей" и "Пиратов". Впервые матч юаровского чемпионата транслировался на несколько стран Европы.
Болельщики как желто-черных "Чифс", так и черно-белых "Пайрэтс", к дерби подготовились основательно. На некоторых были причудливые головные уборы, как у традиционных африканских вождей, символизирующие силу и власть. Причем, как мне рассказали, эта мода пошла от почитателей не "Чифс", а "Пайрэтс". Теперь же такие украшения носят фаны всех команд.
Как ни странно, по-африкански звучащее название клуба - "Вожди" имеет неафриканское происхождение. Клуб создал ныне 63-летний Кайзер Мотаунг. Будучи футболистом, он защищал цвета как раз "Орландо Пайрэтс", пока не перебрался в 1968 году за океан, в клуб американской лиги (NASL) "Атланта Чифс". В первом же сезоне Мотаунг забил 15 голов в 16 матчах. Вернувшись на родину, он основал клуб, название которого сложилось из его собственного имени и составляющей имени клуба из Атланты. Впрочем, у команды есть еще и прозвище - "Амакози", что тоже значит "Вожди", но по-зулусски.
"Пайрэтс" - старейший клуб страны, основанный еще в 1937 году. В 95-м он завоевал Кубок африканских чемпионов, а год спустя под руководством российского тренера Виктора Бондаренко играл в финале этого турнира.
Нельзя не обратить внимание на клубный герб: на нем изображены череп и кости. Уже после матча я встретил в центре Дурбана молодых людей, которые, идя навстречу скрестили у груди сжатые в кулаки руки. Не зная, что они намекают таким образом на клубную символику можно было бы после предупреждений о бандитизме и испугаться.
Многие болельщики пришли на матч, вооружившись дудками "вувузеле", издававшими противный истошный звук, как те рожки, что продают у нас перед матчами сборной. На Кубке Африки-2006 в Египте доводилось видеть южноафриканских болельщиков с длиннющими горнами вроде трембиты. На домашнем фронте духовые инструменты были скромнее, но клубные цвета при этом соблюдались. Особенно импозантно смотрелись "пиратские" дудки, раскрашенные под зебру.
Среди вышедших на поле игроков лично мне был известен только ветеран "Чифс" Шон Бартлетт, победитель Кубка Африки 1996 года, который впоследствии играл в Англии. Скучный первый тайм сменился разудалым вторым. Соперники играли технично и быстро, но словно вовсе без защиты. Выходы один на один с вратарями шли косяком, и, если бы футболистов не подводила реализация моментов, счет был бы гандбольным, а не 2:2.
Команды поочередно выходили вперед, так что у болельщиков то одного, то другого клуба ноги, казалось, сами шли в пляс. Вспомнилась южноафриканская кинокомедия There's a Zulu on my step ("На моих ногах висит зулус", если переводить близко к тексту), которая в российском прокате называлась "Приключения янки в Африке". Главные персонажи фильма - американец и чернокожий южноафриканец, скрываясь от преследования, перекрасились и сменили цвет кожи. При этом черный убеждал белого, ставшего черным, что тот неправильно двигается, а потому его узнают по походке. "Надо ступать, как бы пританцовывая", - поучал он, совершая легкие телодвижения.
...У нас кто-то еще мечтает омыть ноги в Индийском океане? Через два с половиной года будет возможность совместить эту процедуру с просмотром футбольных матчей. Если, конечно, "Мозес Мадиба" не подкачает.