Газета Спорт-Экспресс № 273 (4553) от 27 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

27 ноября 2007

27 ноября 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ГРАН-ПРИ

ЗНАЕШЬ ПРИКУП - БУДЕШЬ В СОЧИ!

Пятый этап "Гран-при" завершился в Москве блистательной победой сильнейшего российского дуэта Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Фигуристы набрали рекордное для себя количество баллов и полностью реабилитировались за неудачу, постигшую их на предыдущем выступлении - в Китае.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

с Ходынского поля

СЮРПРИЗ ОТ ДЕБЮТАНТОВ

Четвертое место, занятое в турнире дебютантами взрослого сезона - Екатериной Бобровой и Дмитрием Соловьевым, стало ничуть не меньшим событием, нежели победа фаворитов. Это выступление должно было принести России бронзу, но случилось ЧП - Соловьев упал в произвольном танце в серии твиззлов и спортсмены уступили украинцам Анне Задорожнюк и Сергею Вербилло 0,13, оставшись за пределами пьедестала. В любом случае сенсация была налицо.

В том, что она назревает, никто не сомневался с самого начала соревнований. Именно тогда, после первых тренировок на Ходынке, тренеры дуэта - Светлана Алексеева и Елена Кустарова начали принимать поздравления от иностранных коллег: не так уж часто юниоры (а Боброва с Соловьевым в прошлом сезоне выступали исключительно в юниорской категории и стали победителями мирового первенства) так нагло врываются во взрослую епархию. Тем более что нынешний сезон предъявил к ним не самые простые требования: обязательный танец янки-полька в свое время - в начале 70-х - был исполнен неоднократными призерами чемпионатов мира американским дуэтом Джуди Швомайер и Джеймсом Сладки как оригинальная композиция и до сих пор стоит особняком - как один из наиболее непростых. Именно его танцорам предстояло исполнять на "Гран-при" в Москве.

Боброва и Соловьев показали в этой части программы третий результат.

- Мы всегда втолковываем своим спортсменам, что обязательные танцы нужно любить, - рассказывала мне Кустарова. - Объясняем, что именно с них начинаются любые соревнования, соответственно, складывается первое впечатление. И рады, что дебют получился именно таким: ярким и запоминающимся.

Наверное, так и должно быть: все-таки танцы всегда считались очень "российским" видом фигурного катания. С другой стороны, биография пары лишний раз подтвердила, что в танцах многое происходит не благодаря, а вопреки. Боброва и Соловьев начинали кататься в не очень благополучные для российского спорта времена - 12 лет назад. Сначала тренировались на стадионе Юных пионеров - как одиночники. Потом, уже с Кустаровой и Алексеевой, перебрались на каток "Серебряный", откуда спортсменов спустя какое-то время просто выкинули за ненадобностью - хозяева освобождали лед под гораздо более прибыльное массовое катание. Чуть позже та же история повторилась на столичном "Локомотиве". И лишь сейчас группа нашла пристанище в "Отрадном". Да и неизвестно, удалось бы вообще сохранить школу, если бы не помощь со стороны одного из зампредов московского спорткомитета Юрия Нагорных.

С другой стороны, любой результат - это всегда стечение обстоятельств. Кто знает, получился бы из Кустаровой столь незаурядный тренер, если бы в свое время ее собственная спортивная жизнь сложилась благополучнее. Лена долгое время каталась с Олегом Овсянниковым у своей мамы - Алексеевой (та, кстати, перед Играми в Альбервилле работала с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко), но потом дуэт был насильственно разведен. Овсянников встал в пару с Анжеликой Крыловой и вместе с ней дважды становился чемпионом мира. Кустарова же, помыкавшись без особого успеха с другим партнером, закончила выступать и переключилась на тренерскую работу в маминой бригаде, поскольку идти по большому счету было больше некуда. А получилось, что нашла истинное призвание.

Московский этап "Гран-при" в какой-то степени уже сейчас определил интригу всего сезона: год назад третьей парой на чемпионате Европы и мира Россию представляли Екатерина Рублева и Иван Шефер - подопечные Александра Свинина и Ирины Жук. В Москве эти танцоры остались седьмыми. Так что битва за бронзу (а значит, и за место в сборной) на чемпионате страны пойдет между двумя дуэтами уже на совершенно ином уровне, нежели в прошлом сезоне.

И СНОВА О ПРАВИЛАХ

205,24, заработанные Домниной и Шабалиным в танцевальном турнире, стали рекордным результатом не только для самих фигуристов. Достаточно сказать, что и чемпионы Европы прошлого сезона французы Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер, и чемпионы мира Албена Денкова и Максим Ставиский, выступавшие за Болгарию, до этой планки не дотянули. "Домашний" результат всегда отчасти условен, но налицо был тот факт, что пара впервые совершенно чисто прокатала новый произвольный танец.

Поражение лидеров российской команды в Китае было не более чем несчастным случаем, прекрасно отразившим специфику новых правил. В самом конце программы Максим нечаянно и на долю секунды приподнял Оксану во вращении. Поскольку коньки партнерши оторвались в этот момент ото льда, судьи расценили это как окончание вращения и начало поддержки. И, соответственно, настоящая поддержка, которая шла следом и должна была принести дуэту определенное количество баллов, просто не была засчитана компьютером как лишняя. Вот и вышло, что ерундовое в общем-то нарушение в совокупности лишило лидеров десяти баллов.

Поносить на чем свет стоит существующие правила в фигурном катании модно до сих пор, хотя, на мой взгляд, совершенно бессмысленно. Они есть и никуда (что совершенно очевидно) уже не денутся. То, что эти правила были введены в обиход перед Играми в Турине, безусловно, стало со стороны Международного союза конькобежцев (ИСУ) если не преступлением против фигурнокатательного человечества, то большим свинством, заставившим огромное количество ведущих фигуристов спешно перестраиваться на новый лад, разучивая совершенно необычные для себя и довольно тяжелые для исполнения во взрослом возрасте элементы. Соответственно, посыпались травмы.

Отчасти это сказывается и сейчас. Но становится очевидным и другое. Наиболее яростно клеймят новшества те тренеры, чьи спортсмены так и не сумели подтянуть слабые стороны своих программ. Не умеет, скажем, девочка прыгать лутц с правильного ребра конька - виноваты правила. Не способна танцевальная или спортивная пара выполнить дорожку, сохраняя в ней и предписанные элементы, и скорость, - опять же правила долой. Не помню уже, кто именно из тренеров сказал, что по-настоящему все нововведения станут органично восприниматься лишь тогда, когда в их рамках вырастет новое поколение фигуристов. Тех, кого с самого начала учат совершенно иначе, чем тех, кто катается сейчас. Ну а пока, видимо, у фигурного катания крест такой - изворачиваться, насколько позволяет талант фигуриста и тренерская фантазия. И в идеале, как в карточной игре, помимо всех необходимых навыков, предписанных регламентом, иметь про запас козырного туза - в виде умопомрачительного по сложности выброса, вращения, поддержки или каскада с четверным прыжком под занавес программы. В свете недавнего выбора олимпийской столицы-2014 самое время слегка перефразировать известную поговорку: "Знаешь прикуп - будешь в Сочи!"

Сейчас радует уже то, что ИСУ обещает устроить новый пересмотр правил следующим летом и до Игр-2010 в Ванкувере уже ничего в них не менять. Значит, нужно просто приспосабливаться. И чем скорее, тем лучше.