Газета Спорт-Экспресс № 272 (4552) от 26 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
До EURO-2008 осталось 194 дня |
Итоги сезона сборной в беседе с корреспондентом "СЭ" подвел ее капитан.
Андрей АРШАВИН: "ТРИ ДНЯ ОТ ИЗРАИЛЯ ДО АНДОРРЫ - ХУДШИЕ В ЖИЗНИ"
-Сборная прожила очередной год. Какими останутся воспоминания о нем?
- Стабильной игры на протяжении всего этого года мы не показывали, с этим не поспоришь. Но были отдельные матчи, которые с удовольствием будут вспоминаться и много лет спустя. А особняком, конечно, стоит игра с Англией, которая помогла поверить, что мы чего-то стоим как команда.
-Каких матчей было больше - хороших или плохих?
- К сожалению, плохих. Но итог - попадание на чемпионат Европы - сгладит, надеюсь, для истории все эти локальные неудачи.
-Что изменилось в нашей сборной за этот год?
- Если сравнивать со второй половиной прошлого года, то ничего. Особая, раскрепощенная атмосфера в команде установилась сразу после прихода Хиддинка. Все очень рады приездам в сборную, все поддерживают друг друга, нет никаких накачек и недоговоренностей.
-С лучшим матчем сборной в 2007-м все понятно - это игра с Англией в Лужниках. А вот на звание худшего претендентов гораздо больше...
- Думаю, им стал злополучный матч в Тель-Авиве. И дело даже не в самом факте поражения - проиграть тоже можно по-разному. Нам же настолько не удалась игра, что со стороны можно было подумать, будто футболистам российской сборной наплевать на то, что происходило на поле. Однако это далеко не так, поверьте. Все игроки были убиты тем обстоятельством, что проиграли решающий для себя матч противнику, которого обязаны были обыгрывать. Три дня от "Рамат-Гана" до Андорры были одними из худших в нашей жизни.
-После чего у болельщиков сложилось впечатление, что и в Андорре вы выкладывались отнюдь не до конца...
- С Андоррой совсем другая история. Очень тяжело играть, понимая, что от тебя самого ничего не зависит. Мы осознавали, что Андорру Россия должна обыгрывать даже на одной ноге, и совершенно не думали об этом матче. Наверное, неправильно, но что можно было сделать, когда все мысли были далеки от горного княжества - все ждали только сообщений из Лондона. Главным в Андорре был результат: не игра и не счет, а именно результат, которого, уверен, мы добились бы в любом случае.
-На игре в Израиле сказались все те разговоры, которые вокруг нее ходили?
- Нет. Во всяком случае, между собой мы на подобные темы вообще не разговаривали.
-Почему же тогда вышли на поле столь несобранными?
- Менталитет - вот в чем мы пока проигрываем ведущим футбольным державам. Все идет от головы - если итальянцы и французы выходят на решающий матч, тем более с уступающим в классе соперником, с инстинктом хладнокровного убийцы, то мы - с грузом ответственности за возможное невыполнение задачи. А в итоге получается то, что емко сформулировал Костя Зырянов в послематчевой интервью в Тель-Авиве. И нам самим от этого хуже, чем кому бы то ни было.
-Но если бы самоотдача команды в каждом матче была такой же, как в московской встрече с англичанами, никто бы никогда вас и не упрекнул...
- Никто из нас никогда не выходит на поле отбывать номер. Однако если в игре с Англией нам нечего было терять, то в Тель-Авиве все было по-другому. И то, что происходило на поле, шло от нашего менталитета, который не позволяет расслабиться и показать свою лучшую игру в такой ответственный момент. Если мы хотим чего-то добиться, а мы, конечно же, хотим, то его, безусловно, надо менять. Для этого нужны еще такие же победы, как над англичанами, - только тогда мы сможем по-настоящему поверить в себя.
НЕ ДАЙ БОГ, НАКАЖУТ НА ТРИ МАТЧА!
-У части болельщиков, да и у многих журналистов тоже, есть мнение, что в сборной собрались заевшиеся эгоисты, которых волнует только одно - количество цифр на собственном банковском счету. Это вас не задевает?
- Задевает. Но как с этим бороться? Среди ваших коллег хватает людей, которые могут написать все, что угодно, не неся никакой ответственности за свои слова. Если бы мы играли только за деньги, в сборную никто бы вообще не приезжал, тем более, с таким желанием, как в нашей команде. Ведь в сборной платят несравнимо меньше, чем в клубе, а риск получить травму и лишиться основных заработков достаточно велик. Мы не воруем, мы зарабатываем свои деньги. И те, кто делает выводы, глядя не на отношение футболистов к игре, а только лишь на их зарплаты, подвержен такому пороку, как зависть, - других объяснений у меня нет. К сожалению, к подобному отношению я уже привык. И понимаю, что бороться с ним почти бесполезно.
-Почему? Есть, на мой взгляд, простой способ от него избавиться - показывать хорошую игру и побеждать.
- Если кто-то думает, что мы этого не хотим или делаем что-то в сборной спустя рукава, то он заблуждается.
-Одной из главных проблем нынешней сборной журналисты и специалисты считают отсутствие стопроцентного лидера, человека, который мог бы завести всех и на поле, и в раздевалке. В связи с этим у многих есть претензии к вам как к капитану команды. Что скажете по этому поводу?
- Я выполняю ту роль, которую могу выполнять. И качествами, о которых вы говорите, в полной мере, наверное, просто не обладаю. Если найдется человек, у которого такие качества есть, я готов передать ему капитанскую повязку и всячески помогать - как на поле, так и в быту. Но это вопрос к тренеру - он назначил капитаном меня, и я в меру своих возможностей пытаюсь вести команду. Все, что могу сказать игрокам или сделать на поле, говорю и делаю. Другое дело, повторюсь, что человек с более ярко выраженными лидерскими чертами мог бы сделать это лучше. Но у нас отличный коллектив, и никого воспитывать или подгонять особо не надо.
-Финальную стадию чемпионата Европы сборная наверняка начнет с другим капитаном - вы будете отбывать дисквалификацию...
- Обиднее которой в моей карьере не было и, скорее всего, не будет. Конечно, виноват в случившемся только я сам, но от этого лишь тяжелее. Давным-давно красных карточек не получал, а тут сорвался.
-Андоррцы достали?
- Да, они играли очень грубо и, я бы даже сказал, бесцеремонно. Но отвечать на это, конечно, надо не ударами по ногам, а голами. Увы, человеческие слабости мне не чужды. А теперь ничего уже не вернешь. Не дай бог, накажут тремя матчами - тогда вообще, наверное, придется ехать не на Euro, а в отпуск...
ГОТОВ УЙТИ В ТЕНЬ, ЛИШЬ БЫ КОМАНДА ПОБЕЖДАЛА
-Когда мы говорили после подведения итогов конкурса "СЭ" "Звезда" в сентябре, вы сказали, что, победив в чемпионате России и отборочном турнире Euro-2008, можно будет и бутсы на гвоздь вешать...
- Я говорил не так - победив в "Звезде" октября и ноября, можно и гвоздик забивать. Но октябрьский-то конкурс выиграл Рома Павлюченко. Поэтому вопрос с повестки дня снят.
-Откуда после таких израильско-андоррских встрясок игроки сборной будут черпать эмоции для предстоящих матчей "Зенита" в Кубке УЕФА?
- Адвокат должен помочь найти нужные кладовые. Это будет непросто, но европейский турнир - хороший раздражитель, чтобы заставить себя играть в любом состоянии. Тем более что мы можем все решить уже в ближайшей игре с "Нюрнбергом".
-Есть мнение, что нынешний сезон в клубе Андрей Аршавин провел менее ярко, чем предыдущий...
- Зато клуб провел его куда сильнее! Если приведенное вами мнение верно, то получается парадокс - чем менее ярок Аршавин, тем сильнее "Зенит". Если это так, я готов уйти в самую глубокую тень, лишь бы команда побеждала. До этого сезона у меня не было каких-то побед, сейчас они пришли - и я очень им рад. Удовольствие от процесса очень приятно, но удовольствие от результата более глобально.
-При этом у вас имидж человека, которому важны лишь личные интересы...
- Его пытаются создать некоторые журналисты, с которыми я не хочу по тем или иным причинам общаться. Но знающие меня люди подтвердят, что это не более чем измышления.
-Если вернуться к сборной, какую оценку вы поставили бы ей за этот сезон?
- Если добавить балл за решение главной задачи - то "четверку". У нас сейчас подобралась группа очень перспективных футболистов, и если нам удастся до конца поверить в свои силы, то сборная России будет способна на качественный футбол.
-В сборной методом проб и ошибок выкристаллизовался основной состав в 14 - 15 человек. Этого достаточно?
- Те 14 - 15 человек, о которых вы говорите, играли в концовке сезона, но в целом наша обойма значительно шире - в нее на полных основаниях можно внести около 25 человек. И если в атаке на поле выходят, условно говоря, Аршавин и Павлюченко, то это не значит, что Сычев, Кержаков, Саенко или Погребняк слабее. Выбор игроков на матч - всего лишь вопрос тактики. И те же Будянский с Широковым, к примеру, которые оставались в запасе в последних играх, - полноправные члены коллектива, способные выйти в любой момент. Поэтому я бы вел речь именно о такой, более широкой, обойме.
-Этих 25 человек хватит на ближайшее время или надо постоянно вести поиск новых кадров?
- Вопрос, наверное, не ко мне. Думаю, у Гуса есть свое видение будущего сборной. Я же считаю, что в России наверняка есть футболисты, которые даже за полгода, остающиеся до чемпионата Европы, готовы совершить резкий скачок и войти в основной состав сборной.
ЛЕТОМ ХОТИМ СТАТЬ "ТЕМНОЙ ЛОШАДКОЙ"
-За право поехать на чемпионат Европы мы должны поблагодарить хорватскую сборную. В какой момент у вас появилась уверенность, что она все-таки обыграет англичан?
- Когда понял по крикам зрителей, что хорваты забили третий гол. Дело в том, что, находясь на поле, не знал, что счет к этому времени был 2:2. Думал, столь бурная радость оттого, что сборная Хорватии повела 3:1 и теперь победу точно не упустит. Потом уже, после собственного удаления, узнал, что события развивались драматичнее. Конечно, мы очень благодарны каждому хорватскому футболисту и тренеру за то, что они проявили образец спортивного характера и сделали такой королевский подарок нам и всей России.
-С кем бы хотелось теперь сыграть в группе чемпионата Европы?
- С теми, кого можно обыграть (улыбается). Надо быть готовыми играть с любым соперником, но я бы, наверное, выбрал немцев, а из первой корзины - греков.
-Что, они слабее Австрии?
- Не забывайте, что австрийцы играют дома. Но на самом деле все эти разговоры беспочвенны - кто выпадет, тот и выпадет. Нам надо радоваться тому, что мы в сложившейся ситуации вообще туда попали. Хотя, с другой стороны, как показывает практика, команда, вышедшая в финальную часть турнира после приключений, подобных нашим, обычно оставляет яркий след и там. Эх, мне бы еще только возможность выйти на поле в групповом турнире...
-В шахматах вообще есть примета - участник, попавший в турнир в последний момент, является главным его фаворитом.
- Фаворитами мы будем вряд ли, но вот "темной лошадкой", хотелось бы верить, станем. В любом случае все зависит от нас самих.
-Многие в России считают, что с таким футболом, какой сборная России показала в последних двух матчах, на Euro вообще нечего делать. А вы что думаете на этот счет?
- Мы и сами понимаем, что надо прибавлять, и значительно. И очень хотим это сделать, тем более что все игроки сборной уверены - Хиддинк изберет правильный план подготовки к турниру. Но есть одно обстоятельство, которое очень огорчает, если честно. Вот Голландия в последних матчах еле-еле обыграла Люксембург и уступила Белоруссии - ей кто-нибудь слово плохое сказал?! Все в стране радуются, что команда едет в Австрию и Швейцарию. У нас же даже радость уходит на второй план - только критика за качество игры. А ведь нам выполнить задачу было значительно сложнее, чем голландцам.
-В том-то и дело, что последние матчи для Голландии ничего не значили, и она могла позволить себе играть вполноги, тем более что проигрыш Белоруссии был ей со стратегической точки зрения "посева" на жеребьевке Еurо-2008 выгоднее, чем победа. Да и критикуют голландцев дома тоже.
- Но в России, такое ощущение, все только и ждут возможности, чтобы приложить сборную как можно сильнее. Даже при достижении результата.
-Играйте так, как с Англией, - и никто прикладывать не будет.
- И тогда некоторые нашлись... А ведь прав Мутко - если мы не будем любить себя сами, никто нас не полюбит. Могу уверить всех болельщиков: мы приложим все усилия, чтобы подготовиться к чемпионату Европы по максимуму. Мы больше кого бы то ни было хотим, чтобы болельщикам не было стыдно за свою команду.
Борис ЛЕВИН
Андорра-ла-Велья - Москва