Газета Спорт-Экспресс № 266 (4546) от 19 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

19 ноября 2007

19 ноября 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2008. Отборочный турнир

Группа Е

ИЗРАИЛЬ - РОССИЯ - 2:1

Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА

КТО КРАЙНИЙ?

Я шел по ночному Тель-Авиву и чувствовал себя штангой, в которую попал Сычев...

"Эх, не обеспечил!" - слова, которые довольно часто бывают с улыбкой обращены к комментатору после матча, закончившегося неудачно для наших, на этот раз звучали горько и почти всерьез. Но еще чаще из уст попадавшихся на пути мужчин, женщин и даже (несмотря на поздний час) детей я слышал: "Почему? Почему проиграли?"

Недавно одна телевизионная программа вспомнила восьмилетней давности гол "имени Филимонова". Видел, честно говоря, только анонс, но запомнилось звонкое название проекта. История вратаря нашей сборной, неловким движением похоронившего надежду России на попадание в финальную часть чемпионата Европы-2000, была поставлена в ряд с другими случаями - разной степени трагичности, но объединенными одним словом: "Крайние".

Так вот, тогда, после матча с Украиной болельщики не спрашивали: почему? Все было ясно. Был крайний.

Легче всего объяснить происшедшее стечением обстоятельств. Точнее, тем, что футбол непредсказуем и не всегда поддается высоколобому анализу. Два сантиметра в сторону - и Сычев становится автором победного гола. Метр в ту же или, если хотите, в другую сторону (но только не по центру ворот в руки израильскому голкиперу) - и Билялетдинов ударом с убойной позиции становится создателем дубля. И мы даем безукоризненную оценку: да, матч получился на удивление сложным, но наши проявили мужество... Или: да, соперник бился до конца, но в итоге сказался более высокий класс российских игроков...

Впрочем, если мелочи вот так решают все, то давайте и о мелочах другого характера. Хиддинк оставил в запасе Акинфеева. Нет, не спешите вступать в полемику на вратарскую тему. Я не о выборе голкипера, тем более что Габулов вряд ли мог спасти нас от мячей, забитых с выходов один на один. Акинфеев был не готов на все сто процентов и логично оказался вне списка - даже запасных.

А вот был ли стопроцентно готов его клубный партнер Игнашевич, приложивший ногу ко второму пропущенному мячу и во многом виноватый в первом, забитом точнехонько из его зоны? Наш центральный защитник только-только перенес сотрясение мозга. И, честно говоря, я невольно вспомнил об этом, глядя на то, как он медлит вблизи собственных ворот, не замечает явной опасности и в итоге привозит второй гол.

Возможно, Игнашевича просто изначально некем было заменить, ведь Колодин тоже только что после травмы. Возможно, Игнашевич убедил тренерский штаб в своей готовности великолепным голом со штрафного в ворота "Рубина". Ему, кстати, дали исполнить и первый "стандарт" на "Рамат-Гане". Получилось бледненько. После чего бил Торбинский, которому, почему-то в итоге были отданы на откуп едва ли не все штрафные.

Вроде бы и не бросишь камень в трех питерских "мушкетеров". Но Анюков ближе к концу матча, по-моему, уже еле стоял на ногах. Зырянов пытался вести игру, снова был у нас одним из лучших на поле, держался дольше других. Поэтому, когда и он у кромки поля не смог принять элементарный пас, подумалось: это все. Аршавин сделал одну голевую передачу. И вторая - когда Сычев послал мяч в штангу - обязана была стать такой же. Но даже при этом мы в очередной раз ждали и не дождались от капитана чего-то большего. Поднять на бой "спящих гигантов" ему, увы, не удалось.

Не попал в игру, видимо, все же не совсем здоровый Погребняк, еще один чемпион России, на которого Хиддинк по традиции сделал ставку как на палочку-выручалочку. А лучший бомбардир сезона Павлюченко? А "незаменимый", но замененный уже в первом тайме и покинувший поле с каменным лицом Семшов?

Стоит ли продолжать? Ведь вы уже чувствуете, как неуклонно на роль крайнего начинают серьезно претендовать все или почти все. Включая Хиддинка. Кстати, на послематчевой пресс-конференции наш тренер не назвал ни одной фамилии.

На моих глазах за неполных три дня на Кипре он сделал, казалось, почти невозможное, приведя к общему знаменателю эмоционально опустошенных (кто - со знаком плюс, кто - со знаком минус) под конец долгого сезона игроков разных клубов. Подтянулись они и физически, забегали, прибавляя от тренировки к тренировке.

А в субботу стрелки часов словно отвели назад - как в предматчевом анонсе на Первом канале.

Если отвести их еще дальше - до августа 2003-го, можно увидеть, как после такого же, только "товарищеского" 1:2 от Израиля тренер уходит в добровольную отставку. Уверен, хиддинковские недоброжелатели уже поспешили напомнить ему и всем нам об этом поступке Валерия Газзаева. Ведь контракт с голландцем официально еще не продлен.

24 ноября Хиддинк в качестве главного тренера российской сборной собрался в Южную Африку на жеребьевку чемпионата мира-2010. Гус, не надо сдавать билет на самолет!

Задорным наскоком в Лужниках остановить более мощного соперника нам удалось (однокоренное слово - удача). А вот месяц спустя самим сыграть с позиции силы не получилось. Остается надеяться, что не получилось пока.

Да, полотно, которое так тщательно создавал голландский мастер, оказалось испорченным. Но в сердцах разорвать картину легче всего. Очень надеюсь на мудрость Хиддинка и его работодателей. Возможно, эти слова излишни, и никакой паники нет, но, извините, пишу под эмоциональным гнетом все той же грустной тель-авивской ночи, в которой помимо уже упомянутого выше вопроса настойчиво звучало: "Голландец уходит!"

Каюсь, в конце израильского телерепортажа я сделал то, что не делал до этого никогда: подверг самоцензуре строгие статистические выкладки и не выдал их в эфир. А ведь, если подсчитать очки, даже после поражения у сборной России остается надежда на европейскую путевку. Для этого сборная Англии должна (всего-то!) дома проиграть уже ничего не жаждущим хорватам. Но, признаюсь, оставить телезрителей с такой надеждой язык не повернулся. Уж слишком это было бы похоже на издевательство.

В отличие от меня Хиддинк на пресс-конференции заметил, что даже невозможное возможно, ведь, мол, немотивированный Израиль с нами бился, так почему бы подобным образом не поступить и хорватам. Впрочем, голландец сразу осекся: "Но все же будем реалистами".

А пока... По рабочему, проведенному заранее распределению матчей между комментаторами я не буду у микрофона в Андорре. И, признаюсь, впервые в жизни не знаю, как вообще можно комментировать эту игру.

Тель-Авив