Газета Спорт-Экспресс № 255 (4535) от 6 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ХОККЕЙ |
НХЛ. Регулярный чемпионат |
СОВСЕМ ДРУГОЙ КОВАЛЬЧУК
Достижение форварда "Атланты", который в двух последних матчах сделал два хет-трика, комментирует собственный корреспондент "СЭ" в Северной Америке.
Слава МАЛАМУД
Для большинства коллег, с которыми я имел честь встречаться и говорить по душам о нашем всем - хоккее, давно не секрет, что я неровно дышу к Илье Ковальчуку (или просто к Чуку, как его часто называют). И это часто становится предметом жарких споров. У меня есть на то личные причины, ведь его карьера в НХЛ и моя карьера корреспондента "СЭ" начались в один и тот же день: свой первый репортаж я писал о его дебютном матче.
Но дело не в сентиментальной предвзятости (кстати, вспоминается, что в той статье я его за что-то поругал). Дело в том, что многие мои коллеги, редко видящие Чука в НХЛ, судят о нем только по матчам за сборную, в которых он, чего уж греха таить, не блещет. Для них он - избалованная суперзвезда, больше заинтересованная в том, чтобы быть в центре внимания, чем в успехе команды.
Но в Америке существует и совсем другой Чук, сокрытый от критических взоров Родины. Что, конечно, очень прискорбно, потому что этот Чук - явление настолько яркое, распахнутое настежь и стихийное, что, право же, оно смотрелось бы куда уместней на наших психоделических просторах, чем в правильной и корректной Америке. Впрочем, это совершенно не мешает Америке любить нашего Чука как родного, прощая ему все его нередкие чукизмы и всю его периодическую чукнутость.
В Америке его знают, как дерзкого и отчаянно талантливого пацана, который, может быть, к своей зоне иногда и приближается так, будто у синей линии сидит злая собака, зато в чужой не пассажирит. Который всегда готов жахнуть щелчком, зарядить кистевым, посадить интеллигентно с неудобной или отчебучить обводочку с пасом - дай только шайбу. Который спокойно может взять ее сам, а коли соперник упорствует - познакомить его со стеклышком. Для которого худшая пытка - сидение на скамье. Которому не слабо и варежки скинуть (воистину чукалово!), и по матушке послать - все во славу общего оружия, потому что свое чуковское "я" от команды этот конкретный Илья Ковальчук не отделяет.
В Америке его чтят и как осклабившегося гопника, тычущего пальцем в сидящего на лавке Кросби. Эту позу, с Чуком и его указательным пальцем, атлантские фанаты запечатлели на красных майках с золотой звездой на груди и надписью "Армия Ковальчука". Не Хоссы, которого в Атланте обожают, не красавчика Лехтонена, не старого гвардейца Холика - а Ковальчука.
Именно таким, во всем своем великолепии, он и предстал в недавнем матче с "Тампой", в котором сотворил второй подряд хет-трик. Он вышел в меньшинстве (под конец, естественно, но затем его в таких ситуациях и выпускают), когда команда безнадежно проигрывала, забил фирменный гол в молниеносной контратаке и единолично переломил ход игры. Три гола с четырех бросков, одна передача, 26 минут игрового времени (больше всех, даже защитников!), лучший в команде коэффициент полезности... он даже вбрасывание выиграл, черт возьми! Хрестоматийный пример настоящих лидерских качеств - когда человек сам отколупывает свою команду ото льда и на горбу тащит ее к победе. Вы видели Ковальчука таким? То-то же. А в НХЛ его знают как человека, способного именно на это. Когда сойдутся звезды и войдет в зенит планета Чук.
Ну а то, что звезды сходятся далеко не всегда... Ну что ж, в этом тоже проявляется стихийность и искренность Ильи Ковальчука. Такой он, в доску наш. Махнет клюшкой - улочка, отмахнется - отделение милиции. Может песни петь, а может выть на луну от тоски, понимаешь, душевной. Может удариться оземь и обернуться ясным соколом, а может - дятлом-"трэшером", птицей никчемною, долбанутою. То, что не всегда у него получается так, как он хочет, - факт, но то, что хочет он этого всегда, - тоже факт. При наличии умного тренера с тонким пониманием сложной психологии Чука КПД этого хотения можно поднять в заоблачные выси.
Бобу Хартли это делать удавалось, всем российским наставникам Ковальчука - нет. Сейчас при нем Дон Уодделл. Для него Чук - тот самый сук, на котором Уодделл сидит, и команда отдана на милость штормовых волн ковальчуковского вдохновения. Стабильность тут, конечно, "Атланте" не грозит, но с эстетической точки зрения - лепота. Остановись, мгновение, как говорится...
Вашингтон