Газета Спорт-Экспресс № 238 (4518) от 17 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
БАСКЕТБОЛ |
16 сентября в Мадриде бросок этого натурализованного американца принес сборной России первый в истории титул чемпиона Европы.
Джон Роберт ХОЛДЕН
САМ СЕБЕ ДЕРЖАВА
ПРОЩАЙ, КОНСАЛТИНГ!
В 1998 году 22-летний уроженец Питтсбурга Джей. Ар. Холден окончил колледж Бакнэлл в штате Мичиган, за второсортную баскетбольную команду которого (Бакнэлла, а не Мичигана) он во время учебы успешно выступал. Перед парнем, как принято писать, лежали дороги в большую жизнь. Мать свежеиспеченного магистра менеджмента потребовала, чтобы Джей. Ар. бросил дурить и подался в бизнес. Сын и сам был не против: огни НБА сияли слишком высоко, другие варианты не обещали достатка. Холден даже прошел первый этап собеседования в одной из фирм, сулившей стать источником его будущего дохода. История сохранила название этого учреждения - "Андерсон Консалтинг", примечательное как раз отсутствием всякой примечательности. Просто "Андерсон", просто "консалтинг" - со стандартным "бьюиком", голосящей многодетной семьей, белыми сорочками и вечерними пробежками в парке...
За два дня до второго и последнего собеседования Холдену позвонил его баскетбольный агент и сказал: какие-то латыши хотели бы посмотреть на него вблизи и готовы расстаться ради этого с пятьюстами долларами. Мягкое кресло в андерсоновском офисе против 500 латышских баскетбольных у.е.
Джей. Ар. "задурил" и выбрал второе. Так он оказался в рижском "СКА-Броцени".
Ни он, ни его мудрая мама, ни даже сам гуру консалтинга мистер Андерсон не могли представить в ту пору, что девять лет спустя магистр Джей. Ар. Холден станет самым востребованным игроком чемпионата Европы, поскольку проведет на площадке больше всех минут среди всех участников турнира. Более того, он выиграет этот чемпионат, защищая цвета флага далекой, странной, огромной, холодной страны - России.
Сейчас эти девять лет прошли. Пятикратный чемпион России Джон Роберт Холден, раскованно усевшись в самолетном кресле, выразил готовность поговорить с российским журналистом на любые темы. Я включил диктофон, назвал себя и издание, которое представляю. А потом вдруг стало интересно: говорит ли это о чем-нибудь собеседнику?
-Вы отличаете российские газеты одну от другой, хотя бы спортивные?
- Признаться, никогда не пытался этого делать. Я ведь все равно не могу их читать.
-Но просматриваете по крайней мере в ходе сезона?
- Нет. Мне это не нужно. Там наверняка найдется что-то полезное для многих людей, но для моей игры, для ее улучшения - вряд ли.
-Сколько русских слов вы выучили за пять лет российской жизни?
- Точно не знаю. У меня, в сущности, нет возможности это выяснить. Уже привык обходиться в России английским. Он выручает практически всегда. А когда говорят по-русски, я кое-что разбираю - этого вполне достаточно.
-"Здравствуйте", "спасибо" можете выговорить?
- Вполне. Может, еще несколько слов произнесу, если задаться целью. Но стараюсь этим не злоупотреблять. Чтобы не выглядеть странно или неестественно в глазах окружающих.
Русским языком Холден занимался всего неделю. Потом понял, что его мозг вот-вот взорвется, и бросил. Будь Россия первой в его карьере зарубежной страной, американец, возможно, отнесся бы к великому и могучему с большим пиететом. Но он и в Латвии не учил латышский, в Бельгии - фламандский, в Греции - греческий. Вот и в Москве минималист Холден пошел проторенным путем, откровенно "забив" на русский. В отличие, скажем, от своего соотечественника Лэнгдона, который паспорт наш получать вроде не собирается, но Булгакова уже читает - разумеется, не в подлиннике - и говорит по-русски относительно бойко. На фоне Холдена - так и вовсе щебечет.
ЧЕМПИОН БЕЗ ДЕНЕГ
В Риге Джей. Ар. получал две с половиной тысячи долларов в месяц. Это казалось ему прелестным - всего в два раза меньше, чем в андерсоновском бюро, зато какая возможность играть! Дело было не в голой романтике. Холден никогда не имел склонности недооценивать себя и потому, перемножая свой возраст на уровень мастерства, постоянно держал в голове мечту обскакать когда-нибудь по заработку мастеров консалтинга. Гора пришла к Магомету уже через год: Холдена купил бельгийский "Сунаир".
Тогда, на рубеже веков, бельгийцы встретились как-то в еврокубках с ЦСКА. И еще более юный Кириленко говорил потом о Холдене: никогда не видел, чтобы человек так быстро управлялся с мячом. Знай Кириленко, что бросок этого быстрого парня когда-нибудь сделает его чемпионом Европы, удивился бы еще больше. Холден, впрочем, тогда тоже не рассчитывал стать соотечественником первой российской звезды НБА. А заодно Пушкина, Толстого, Гагарина, Горбачева и еще много кого.
Кстати, ЦСКА присмотрел Холдена не в Бельгии, а в афинском АЕК, с которым он выиграл чемпионат Греции-2001/02.
-Со стороны кажется, что обойти "Панатинаикос" и "Олимпиакос" - настоящий подвиг.
- Не стану вас разуверять. Тот АЕК действительно был неплохой командой. Во-первых, у нас был отличный сербский тренер Драган Шакота. Во-вторых, сильный состав - Дикудис, Какиусис, Беттс, молодой Зисис. В общем, сплав опыта и молодости.
До Шакоты АЕК тренировал Душан Ивкович. Скорее всего, именно он захотел видеть Холдена сначала в греческом клубе (хотя сам ушел оттуда, взяв годичный тайм-аут в тренерской деятельности) и затем в московском. Джей. Ар. покидал Элладу без зубовного скрежета. Несмотря на то что АЕК выиграл чемпионство впервые за последние 35 лет, обещанных денег Холден в Афинах так и не дождался. Судя по тому, что два года спустя он согласился потратить 10 минут на фотографирование и пару подписей в официальных бланках ради получения российского гражданства, в нашей стране с обязательностью окружающих Холдена людей все оказалось в полном ажуре.
БЕЗ БУКВЫ "Н" - КРУЧЕ
-Все Джоны по-английски пишутся John. А вы - Jon. Куда делась буква "h"?
- Мама так захотела. Чтобы сын как-то выделялся на общем фоне. Когда она придумывала мне имя, то решила: Джонов с "h" сколько угодно, а вот без - попробуй найди. Имя Джон мне дали в честь брата. А вторую часть - Роберт - в честь отца.
-Еще одна ваша отличительная черта - длиннющие игровые шорты. Неужели на площадке вас стесняют обычные баскетбольные трусы?
- Мода на мешковатые шорты пришла из Мичигана, где учились в свое время Крис Уэббер и Джален Роуз. Они первыми ввели такой стиль, который затем прижился по всей Америке. В городе, где я рос, все играли в таких бэгги-шортах. Ну или почти все. Естественно, я впитал эту моду. А теперь играть в коротких шортах мне вроде как не с руки...
Джей. Ар. оригинален не только в одежде или написании собственного имени. Он - тонкая штучка, вещь в себе, устричная раковина. Не пугливая - просто обособленная. На взгляд генерального директора ЦСКА Андрея Ватутина и многолетнего массажиста команды Аскера Барчо, Холден идеально соответствует психологическому типу интраверта. Он закольцован на себе, на собственных переживаниях, не позволяя своей душе и окружающему миру проникать друг в друга.
Конечно, у Холдена есть какие-то контакты с окружающим человечеством. Не считая дочери Майаны, мамы, папы, брата, сестер, племянников и племянниц он общается с друзьями, в том числе и в Москве. Отнюдь не все эти люди связаны с баскетболом. Но их круг по-келейному узок.
-В прошлом году, когда ЦСКА глубокой ночью летел из Стамбула, не спали в салоне, кажется, вы один. Сидели, помню, в кресле и долго, с тоской, смотрели на фото жены и ребенка в ноутбуке. Если вам так их не хватает, почему не перевезете семью в Москву?
- Уточню: у меня нет жены. А ребенок есть. От подруги Эрики, которую вы видели на фото. Я люблю свою семью. Люблю дочь, сестер, братьев, племянников. Мне не хватает их в Москве. Поэтому рад любому фото, сообщению по электронной почте, звонку из дома. Каждому спортсмену нужен отдых, какая-то отдушина. Чтобы Джей. Ар. на площадке и Джей. Ар. вне её были одним и тем же нормальным человеком. Семья помогает мне оставаться самим собой. Но перевезти ее в Москву было бы неправильно. У меня постоянные разъезды - то и дело пропадаю на неделю, а то и дней на десять. Близкие имели бы слишком много проблем. Уход за годовалым ребенком - очень хлопотное дело. А в Мичигане, где живет сейчас мать моего ребенка, ей и дочке комфортнее во всех отношениях. Уж в бытовых вопросах - точно.
СНАЧАЛА НАДО В НЕГО ПОПАСТЬ
Ватутин считает, что в ЦСКА Холден пришел почти "стритболистом". Здесь есть элемент преувеличения - ведь и колледж Бакнэлл, и Рига, и Остенде, и Афины не могли не стать для американца определенной школой. Но речь вряд ли идет только об игровой мудрости. Скорее - и о мудрости житейской. За время пребывания в Москве Холден прибавил в интеллекте, обзавелся собственным бизнесом в Штатах, после рождения дочери стал всерьез думать о будущем. Возможно, после завершения карьеры его все еще устроит роль учителя алгебры в одном из американских колледжей. Хотя было бы значительно красивее, если бы когда-нибудь в городе Лэнсинг, штат Мичиган, где живет родня нашего героя, открылась бы контора под названием "Холден консалтинг".
-В свои первые российские годы вы крайне неохотно шли на контакты с прессой. Иногда казалось, что Джон Роберт Холден просто побаивается журналистов.
- Никого я не боялся. Просто хотелось побыть одному в свободное время. Начиная с прошлого года, если вы заметили, ситуация изменилась: телевидение, газеты, журналы - сейчас я мало кому отказываю. А тогда мне просто нечего было сказать. Более важным казалось сосредоточиться на победах ЦСКА и на полной реализации собственных возможностей.
-Вы правда советовались с матерью, прежде чем дать согласие на получение российского паспорта?
- Я всегда прислушиваюсь к советам мамы. Она очень много для меня сделала и очень многое для меня значит. Когда я еще был никем, мама работала, не разгибаясь, - чтобы я мог заниматься спортом, ездить в тренировочные лагеря, получать образование. Просто иметь новые кроссовки, наконец... Она учила меня: основа жизни - тяжкий труд. Слава богу, я усвоил эти уроки. И сейчас стараюсь отблагодарить ее в ответ. Зарабатываю деньги, чтобы она не вкалывала без продыху, как в молодости. Мама это заслужила. А что до ситуации с паспортом, то она лишь спросила меня: "Сынок, ты ведь останешься американцем, да?.. Если так, то почему бы тебе не побыть еще немного и русским - хотя бы на бумаге. Это не проблема".
-На бумаге, говорите? Что ж вы тогда так нервничали во время полуфинального матча чемпионата Европы с литовцами?
- Неправда, я никогда не нервничаю на площадке.
-Я говорю не про площадку, а про скамейку запасных, на которой вы места себе не находили в четвертой четверти.
- Другое дело. Хотя даже на скамейке я не нервничал, а был взволнован. Это разные вещи. Ведь только-только из игры выпал. Матч важный, счет равный... Попрыгал немного, потряс руками. Моя команда сражалась, и я переживал за нее. Это нормально.
-Переживали за команду, за себя или за страну, которую представляла эта команда?
- За все сразу. Больше всего - за партнеров, с которыми проделал трудный путь в последние годы. Человеку свойственно волноваться, когда он чувствует, что большая цель близка. А потом, когда мы ее достигли, я был счастлив за Россию, за ее болельщиков. Они получили то, что казалось всем невероятно трудным, почти недостижимым...
Холден почти никогда и никуда не опаздывает. И он действительно не нервничает во время игр: максимум, на что его "пробило" во время недавнего турнира в Шанхае, - жест обиженного школьника, когда судьи-китайцы в матче со сборной Китая пытались дать понять игрокам-некитайцам, кто в Китае хозяин. Если Холдена бьют на площадке, он чаще всего улыбается, вместо того чтобы огрызнуться или скривиться от боли. И требует у врачей, дабы те побыстрее лепили свои пластыри куда надо. На тренировках - то же самое, но с уточнением: чтобы ударить Холдена, в него надо сначала попасть. А это не каждому по плечу. Или по локтю, если точнее.
Лишь дважды Россия видела своего американца "раскрывшимся": в Праге-2006 и в Мадриде-2007, после выигрышей "Финала четырех" Евролиги и чемпионата Европы соответственно. Словесное выражение, которым мне описали того Холдена, звучало, извините за новояз, примерно так: "Его конкретно пёрло!"
КЛЭПТОН И НБА? ЭТО НЕ МОЕ
-Вне игр и тренировок вас почти всегда можно видеть в огромных "лопухах"-наушниках. Какую музыку предпочитаете? Если, конечно, у вас там музыка...
- В основном медленную. Это может быть классика или блюз - для расслабления. Изредка переключаюсь на рэп или r'n'b..
-Пройдемся по именам. Блюз - это Эрик Клэптон?
- Ну нет, Клэптон - это все-таки не мое. Вот Роя Орбисона могу послушать изредка, хотя он и не совсем блюзовый исполнитель. Или Travelling Wilburys - был такой проект с его участием. Это если о "старичках". На самом деле мне ближе Марк Энтони, Эрик Робертсон или что-то вроде этого.
-Плавно переходим к кинематографу.
- Baу, фильмы я люблю! И даже когда не люблю, все равно смотрю. Надо же в самолетах чем-то заниматься. Экшн, триллер, мелодрама - все равно. Лишь бы было интересно. Конкретнее? Ну вот "Тренировочный день", скажем, - отличная картина.
-Законы жанра требуют, чтобы вы немедленно назвали любимых актеров.
- О'кей. Дензел Вашингтон из того самого "Тренировочного дня". Потом Аль Пачино, Сэмюэл Эл Джексон, Морган Фримэн, Роберт Де Ниро, Уилл Смит... Достаточно? Из актрис - Энджела Бэссетт, Джулия Робертс.
-Как насчет Вупи Голдберг?
- (Смеется.) Она всегда разная, но неизменно великая.
-Что есть в вашей жизни помимо семьи, музыки, фильмов и баскетбола?
- Ну, американский футбол, например. Вот как раз сижу, читаю сводку новостей об этом виде спорта. Все-таки до баскетбола я занимался именно американским футболом. (Мы беседовали с Холденом во время перелета из Москвы в Шанхай, и у него в руках действительно были отпечатанные с компьютера листы.)
-О. Джей. Симпсон случайно не ваш герой?
- Он странный парень, этот Симпсон. Сначала прогремел на всю Америку как игрок, потом - как обвиняемый в убийстве жены. Суд ничего не доказал, хотя страна и по сей день уверена, что он виновен. А недавно вляпался в историю с отъемом у кого-то своих медалей. В то же время играл божественно, снимался в кино и был там явно не на последних ролях... Нет, Симпсон - определенно не мой герой. Да я и не замыкаюсь на американском футболе. Бейсбол мне тоже небезразличен. Книги люблю - про каких-нибудь великих людей. В Play Station могу резаться довольно долго. Сообщениями обмениваться по e-mail. Мне нужно всего понемножку - как всякому нормальному человеку…
Всякому баскетбольному человеку, кстати, нужна НБА. Как ориентир в жизни, как шоу или как жупел, фетиш, недостижимая и красивая мечта. А Холдену - не нужна. Я не написал, заметьте, "была не нужна": американская лига стала ему "уже не нужна" - после того, как Джей. Ар. просидел две недели на скамейке запасных в летнем тренировочном лагере "Шарлотт". Там Холден проникся новой верой в себя и на волне этой веры в 2005 году отказал "Мемфису". У российских собственная гордость!
А вот о чем Холдена спрашивать бесполезно, так это о расизме. Он не африканец, он американец. С политкорректностью в мозжечке, впитанной раз и навсегда вместе со всеми остальными безусловными рефлексами своей нации. Нет, Джей. Ар. понимает, конечно, весь масштаб проблемы, но вместе с тем убежден: этот вопрос нельзя рассматривать в рамках одной страны и даже одного континента. Все гораздо глобальнее, ибо... В общем, я не спросил Холдена о расизме, ненавязчиво себя за это похвалив. Холден в ответ объявил мне благодарность.
Еще один надуманный, с моей точки зрения, вопрос - вероятный реванш Холдена во время гипотетической игры с американцами на Олимпиаде в Пекине. Какой реванш? Во имя чего? За что? Родная держава никогда не ставила Холдена перед выбором - США или Россия, никогда не предавала его и не вышвыривала на обочину. Так за что же ей мстить?
Вообще американец с российским паспортом Джон Роберт Холден, по моему глубокому убеждению, - давно уже сам себе держава.
"В РОССИИ ЕЩЕ И МОРЕ ЕСТЬ?"
-Отпуск, насколько я понимаю, вы всегда проводите в Соединенных Штатах. А могли бы представить, что и в России есть места для отдыха?
- (Неуверенно.) Представить, конечно, мог бы... Для меня дело не в месте. Отпуск - это всегда семья. Они живут в Штатах - значит, мне туда дорога. Не представляю отпуск без дочки, мамы, папы... (Далее - со всеми остановками. - Е.Д.).
-А куда русские ездят для "релакса", знаете?
- Могу только догадываться. В провинцию, наверное. На лыжах кататься. Но я в таких местах ни разу не был.
-А о Черном море и столице зимних Олимпийских игр-2014 Сочи слышали?
- Нет. Сборная России никогда не проводила там сборы, поэтому информацией совершенно не владею.
-В Москве где расслабляетесь?
- Да мне особых условий и не нужно. Дома в основном. Или в ресторанах, которых в Москве полно. Я привык к нескольким местам, где можно съесть хороший стейк и выпить капучино. Этого достаточно.
-А как же яблочный пирог на День независимости или индейка к Рождеству?
- Звучит ностальгически, но я не такой уж гурман. Курица или что-нибудь мексиканское меня вполне устроит.
-У вас есть русская меховая шапка с завязками под горло?
- Нет. Но я планирую купить ее, отвезти в Америку и там на что-нибудь ее поменять.
-У вас в ушах - по бриллиантовой сережке. Сколько карат каждая, если не секрет?
- По одному. Я уважаю побрякушки, если вы об этом. Но без фанатизма. И не из-за моды. Иногда серьги, цепи, браслеты дают возможность почувствовать себя моложе...
Одна из самых ошибочных трактовок Холдена - наделение его чертами "маленького человека", гнущегося, но не сгибающегося на ветру, которым обдает его наша отчизна. Холден - вовсе не такой уж маленький, каким он кажется на фоне Саврасенко или Андерсена. При ближайшем рассмотрении Джей. Ар. - довольно крупный, изящный, отлично сложенный экземпляр мужчины с темнейшими масляно-миндальными глазами, стремлением к элегантности, семьей, живущей в отдалении, и тугим кошельком. Кроме того, он абсолютно здоров в физическом и моральном смысле. Все это делает вопросы о досуге и расслаблении Холдена в Москве слегка формальными. И ответы, соответственно, тоже.
Однако слова "распущенность" и "Холден", по утверждению знающих его людей, - абсолютные антонимы. Просто Джей. Ар. идет во всех жизненных вопросах своим путем, не спрашивая ни у кого ни разрешения, ни совета - кроме, быть может, мамы.
МОСКОВСКИЙ ТРАФИК - ПОЧТИ В НОРМЕ
-Вы любите водить машину?
- Никогда не задумывался над этим. Я ее просто вожу. Клуб предоставил мне BMW 3-й серии.
-Вы правы, полюбить процесс вождения в Москве действительно сложно.
- Для меня московский трафик не стал большим откровением. Столица России в этом смысле очень похожа на Нью-Йорк, где я провел довольно много времени. Там тоже все куда-то прут, как танки, торопятся, гудят, ругаются. Много пробок, аварий и прочей суеты.
-Хотите сказать, что российские и американские водители ничем не отличаются?
- Российские немного более сумасшедшие, чем нью-йоркские, - вот что я хочу сказать.
В Штатах Холден водил "шевроле" 1985 года выпуска. "Свежесть" модели объяснялась не ее раритетностью, а более чем комфортной ценой. Россия сделала Холдена другим. Одни только переговоры его агента с ЦСКА в нынешнем году длились два месяца и были тяжелейшими. Ни у одной из сторон, правда, ни разу не возникло ощущения, что возможен какой-то другой, не армейский вариант продолжения карьеры Холдена. В то же время переговорные вопросы его представителем были поставлены жестко. В том числе - финансовые.
Никаких заблуждений не должно быть и по поводу выступлений Холдена за сборную России. В основе паспортной истории с натурализацией американца лежал и лежит материальный вопрос. И будет лежать. С той лишь поправкой, что процесс обрусения Холдена все-таки пошел. Только начался он не до, а после получения им российского паспорта.
Этот процесс и сейчас продолжается. Если Джей. Ар. не состарится прежде, чем уедет домой, он обязательно обрусеет. Через сборную России, через нашу с вами жизнь.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
Шанхай - Москва |