Газета Спорт-Экспресс № 212 (4492) от 17 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 5
ШАХМАТЫ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
После 3 туров на чемпионате мира в Мексике лидируют обладатель титула россиянин Владимир Крамник и индиец Вишванатан Ананд.
КРАМНИК ЗАСТАВИЛ АНАНДА ИСКАТЬ СПАСЕНИЕ
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Мехико |
После вялого и осторожного старта второй тур порадовал любителей шахмат резко возросшей результативностью. Торжествовали победу 1-й и 2-й номера мира. Причем если результат в партии лидера мирового рейтинга Виши Ананда против Левона Ароняна не вызывал сомнений из-за очень неудачной игры армянского гроссмейстера в дебюте (он попал на серьезную новинку и реагировал неудачно), то жертва фигуры, предпринятая Владимиром Крамником на ранней стадии в партии с Александром Морозевичем, была настолько неожиданной, что сразу оценить ее последствия было невозможно. Без компьютера невозможно. О чем после партии не раз говорил и сам чемпион мира.
Разумеется, эту жертву и все возникающие после нее варианты будут изучены с помощью сильнейших компьютерных программ: "Рыбки", "Джуниора", "Фрица - 10". Но это будет потом. А в ходе тура одному игроку приходилось полностью полагаться на свою голову во время партии. А вот другому - на тщательнейшее и глубочайшее исследование типичных для этой структуры положении на доске - до игры.
Это называется не просто "подготовка". Это подготовка с приставкой "супер".
В том, что чемпион мира, пожалуй, лучше всех в мире сейчас изучил каталонское начало, никто, надо полагать, не сомневается. Ведь оно основательно дискутировалось в его матче против болгарского чемпиона Веселина Топалова. Тем не менее его соперник по второму туру Александр Морозевич, который недаром слывет шахматным нигилистом, ниспровергателем основ, не только бесстрашно пошел на позицию, характерную именно для "каталонки", но и, решив удержать гамбитную пешку на ферзевом фланге, избрал самое принципиальное продолжение. И ему это почти удалось. Если бы не невероятный взрыв, который последовал на 13-м ходу в следующей ситуации (см. в PDF).
Вы видите, какой красивый пешечный ромб выстроили черные на ферзевом фланге. Своим последним ходом черные напали на белого скакуна, который занял эффектную позицию на центральном поле е5. Куда же ему уходить? Полей-то хороших для отскока не видно... И вот когда в пресс-центре увидели 13-й ход чемпиона мира, то от удивления у многих отвисла челюсть: как это?! Отдать красавца коня под нож?! Это было невероятно! Не буду называть фамилии, но даже опытнейшие комментаторы-гроссмейстеры с очень нехилыми рейтингами, вооруженные новейшими шахматными программами, поспешили высказаться в своих экспресс-комментариях, что жертва фигуры - некорректная. Дескать, просто его соперник из-за недостатка времени не разобрался. Но в этом крамольном посыле содержалась явная ошибка: ни за что не поверю, чтобы Крамник, который отродясь не был замечен в шахматном хулиганстве, вдруг ни с того ни с сего "подкинул" сопернику с рейтингом за 2750 целую фигуру. Такая жертва могла родиться на свет только после очень глубокого проникновения в тайны позиции. И совершенно не сомневаюсь, что не один час, не один день и даже не одну неделю изучалась возможность этой жертвы - да, да... На наших меньших "железных братьях", компьютерах. Не может быть по определению 13-й ход, сделанный в каталонском начале Крамником, "некорректным". А вот то, что соперник Крамника, блестящий московский гроссмейстер Морозевич, не сумел разобраться за доской в сложнейших вариантах, возникших после громоподобного 13-го хода белых e4:d5, - это чистая правда. Побив пешку и оставив под боем своего коня на е5, Крамник быстро встал и покинул сцену. А Морозевич остался сидеть, словно пригвожденный к стулу. Он-то отлично понимал, что попал на колоссальной силы разработку чемпиона мира...
После партии Владимир скажет, что он не уверен, что Морозевич защищался лучшим образом. Чемпион осудил все (!) самые естественные "человеческие" ходы, которые делал его соперник. Буквально все! Это мне напомнило знаменитую 10-ю партию матча Каспаров - Ананд, сыгранную на 107-м этаже не существующего уже в природе Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Тогда Каспаров отдал Ананду в дебюте целую ладью. В шлифовке той страшной для спортивной судьбы индийского гроссмейстера суперновинки принимал участие и Крамник... Когда я напомнил Владимиру про тот небоскреб и тот матч, в его глазах промелькнули на миг веселые искорки и тут же погасли...
Морозевич реагировал на колоссальной силы разработку, почти как Ананд в той роковой для себя партии: наивно, чистосердечно, по-человечески. Но, как ни прискорбно это звучит ныне для "белковых", при современной технике анализа, и при современном весе того "железа", на котором он производится, - этого мало.
После взрывных работ на ферзевом фланге, проведенных отважными белыми пехотинцами, от красивого пешечного "ромба" черных остались руины... А вот белые солдаты-подрывники, сделав свое черное дело, пошли вперед, намереваясь привести к присяге нового ферзя. Ясно было, что черные бой проиграли. И когда до победы оставалось лишь соблюсти определенные формальности, чемпион мира, расслабившись, допускает серьезную оплошность, которая могла ему стоить лидерства (см. в PDF).
Своим последним 21-м ходом белые защитили пехотинца на поле с7 слоном (необходимо было ладьей с поля c1), и Морозевич, у которого к этому моменту оставалось на часах три минуты, упускает фантастическую возможность спасения! Черные могли поставить соперника в тупик ходом 21... Фd5!! И белые не могут брать слона на Ь4 из-за угрозы мата: 22. Фb4 Фf3! Теперь на любой ход белых следует 23... Cd5, и белые получают мат!
Эту комбинацию перовым увидел комментировавший партию для мексиканских зрителей в специальном зале гроссмейстер Зураб Азмайпарашвили. Вообще-то он как вице-президент ФИДЕ приехал в Мехико на президентский совет, но, приняв предложение организаторов, в свободное от скучных функционерских дел вместе с испанским международным мастером Леонче Гарсия (тоже "совместителем": он передает репортажи и в свою газету "Эль-Пайс", и на испанское радио) комментирует самые интересные партии для зрителей. Азмайпарашвили отметил, что, несмотря на то что Крамник 21-м ходом упускал победу, итог партии все же закономерен: сильнейшей новинкой Владимир заставил соперника потратить очень много времени, и когда подвернулся шанс спастись, тот прошел мимо него.
КРАМНИК
-Вы "угадали" вариант, который случился в партии?
- Да нет, честно говоря. Ожидал чего-то другого. Но сейчас такая мода пошла: шахматисты высокого уровня стараются менять дебюты. Да это и не принципиально, "угадать - не угадать", надо быть готовым во всех дебютах.
-Вы сильно рисковали, пожертвовав фигуру, или все было под контролем?
- Кроме того, что "зевнул" 21... Фd5 с идеей 22... Фf3. Но надеюсь , что в этот момент я бы подумал и не стал бы брать слона на b4. А в целом, в современных шахматах трудно выиграть партию, контролируя всю ситуацию с первого и до последнего хода. Все же соперники очень сильные. Чтобы победить, приходится иногда рисковать. Абсолютной уверенности в том, что жертва приведет к победе у меня не было, но, с другой стороны, я не видел, что у меня "хуже", мне казалось, что у меня хорошая игра.
-Где, на ваш взгляд, Александр мог сыграть сильнее?
- Мне показалось, что 15... Се6 неудачный ход. Я считал, что надо играть 15... Ла7. Не думаю, что 16... d3 - хороший ход. Морозевич играет всегда нестандартно, в открытые шахматы. И с ним всегда получаются интересные партии.
Суперподготовка чемпиона мира сказалась и в его поединке третьего тура с другим лидером - Анандом.
Индиец, как в свое время Фишер, на первом ходу всегда играет 1. е2 - е4. И, естественно, он знал, что Крамник изберет русскую партию, которую на Западе чаще называют "Петрофф" (в оригинале "Защита Петрова") . "Петрофф" звучит, как "Смирнофф", и действует, как одноименный напиток: очень быстро не хочется никуда идти, а хочется спать или петь, или пить дальше (в зависимости от темперамента). Потому что доска быстро пустеет, и надо чем-то заниматься другим, а не игрой в шахматы.
Известно было гроссмейстеру из Индии, что знания Крамника и умение разыгрывать "русскую" настолько хороши и настолько глубоки, что опровергнуть их невозможно. Если даже Леко в матче против Крамника в Бриссаго вынужден был из-за смертельной дозы "Петрофф" перейти на 1. d2 - d4, значит, лучше уж с Крамником играть дебют Гроба (есть и такой), чем 1. е2 - е4...
Но амбиции и привычка заставили Ананда вволю хлебнуть русского шахматного напитка. Да так, что едва с ног не свалил смуглолицего индийца этот самый "Петрофф". Но послушаем Владимира.
КРАМНИК:
- У меня сложилось ощущение, что Ананд что-то перепутал в дебюте. Потому что он непривычно для себя часто задумывался, объективно позиция была равная, но он сыграл поверхностно, и неожиданно оказалось, что его проходная пешка, дошедшая до поля е7, - не сила, а слабость. В итоге он ее потерял и был вынужден всю партию провести в глухой обороне. Более комфортной партии для соперника трудно придумать. За счет подготовки я получил отличную позицию без всякого риска проиграть, с шансами на выигрыш, хотя и небольшими.
-Реализовать лишнюю пешку было невозможно?
- Конечно, хотелось использовать подвернувшийся шанс, но я отлично понимал, что шахматист такого класса, как Ананд, не допустит решающую ошибку, чтобы проиграть эту позицию. Я, конечно, видел и пат, и другие возможности защиты за него. Он мог ничью и по-другому сделать: шахи давать ладьей. Он играл правильно, у меня нигде не было возможности выигрыша. Просто было приятно против Ананда поиграть с лишней пешкой.
-Как вам ваша спортивная форма?
- Выводы делать рано, еще только три тура прошло. Все только разыгрываются, из-за непростых климатических условии многие жалуются, что их клонит в сон. Но ближе к середине турнира, через два-три тура, когда все окончательно войдут в игру, станет ясно, кто в какой форме находится.
-Вы специально готовились к игре в условиях среднегорья?
- Да, готовился специально.
-В четвертом туре вы встречаетесь с Грищуком, какой у вас с ним счет и на какой результат надеетесь?
- Мы играли очень мало, по-моему, все партии закончились вничью. У меня будут белые, будем играть...
Скорее всего, чемпион мира абсолютно прав, когда говорил о том, что большинство претендентов еще "не вошли в игру", как он выразился. Среднегорье - штука коварная, а многие, как я знаю, приехали в Мексику не за две недели до чемпионата, а гораздо ближе к старту...
Пока явно не складывается игра у Ароняна, невероятно слабо он играл - белыми! - против Ананда, а в 3-м туре стоял безнадежно против Александра Грищука, который, в свою очередь, из-за нехватки времени (а чем как плохой адаптацией можно объяснить "тугодумие" чемпиона мира и Москвы по блицу?) не смог довести партию до победы.
Немотивированное поражение потерпел Петр Свидлер в 3-м туре против Морозевича. Петербургский гроссмейстер в какой-то момент просто "потерял нить игры" и отдал сопернику все, что только можно было отдать. Тяжело пока играет и Петер Леко, получивший против "русской" Бориса Гельфанда - белыми! - близкую к проигранной позицию и в течение ста ходов боровшийся за ничью...
Ближайшие два-три тура действительно многое прояснят.
2-й тур. КРАМНИК (Россия) - МОРОЗЕВИЧ (Россия) - 1:0. Аронян (Армения) - Ананд (Индия) - 0:1. Ничьи: СВИДЛЕР (Россия) - Леко (Венгрия) и Гельфанд (Израиль) - ГРИЩУК (Россия).
3-й тур. МОРОЗЕВИЧ - СВИДЛЕР - 1:0. Ничьи: Ананд - КРАМНИК, ГРИЩУК - Аронян и Леко - Гельфанд.
После 3-го тура: КРАМНИК и Ананд - 2 очка, Гельфанд, ГРИЩУК, Леко и МОРОЗЕВИЧ - 1,5, Аронян и СВИДЛЕР - 1.