Газета Спорт-Экспресс № 198 (4478) от 31 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛЮДИ ИЗ ПЕРВОЙ |
УРАЛЬСКАЯ СВЯЗКА
Максим Аристархов в прошлом году много забивал в "Тереке", а потом уехал на Украину - спасать луганский клуб от вылета из высшей лиги. Эльдар Низамутдинов за этот же срок успел выиграть спор бомбардиров в уральско-поволжской зоне второй российской лиги и наколотить полтора десятка голов в турнире рангом выше. С лета эти двое - партнеры. Судьба привела их в Новотроицк. Город, где живет и играет "Носта" - команда, ярче других проявившая себя из новичков первого дивизиона-2007.
Максим АРИСТАРХОВ
ЕЩЕ БЫ ЗАБИВАТЬ ПОЧАЩЕ...
-Луганск и Новотроицк, Грозный и Пермь, Махачкала и Киев - вы изрядный путешественник, порой меняющий клубы по два раза в год. Отчего так складывается?
- На самом деле не все от меня зависит. Я, например, очень рассчитывал на "Терек". Думал, задержусь в клубе надолго. Мне там все нравилось - город, в котором жили, условия для работы, отношение к игрокам... Я охотно контракт долгосрочный подписал, а вскоре пришлось уйти.
-Почему? В прошлом году вы в составе "Терека" вроде бы регулярно забивали...
- Обстоятельства. Ваиту Талгаеву я был вроде бы нужен, но есть еще и клубное руководство, спонсоры. С их мнением нельзя не считаться. Я даже этим летом хотел в "Терек" из Луганска вернуться, да не вышло.
-Жалеете?
- Не хочу "Носту" обижать. Поэтому напишите: я доволен.
-А чем именно?
- Условия личные достойные, клуб молодой, но солидный. База, где мы живем, просто класс! Плюс люди, ради которых мы играем. В Новотроицке сразу видно, для кого ты на поле выходишь, что значат для города футбол и команда.
-Интересно, интересно... Что же вы увидели за месяц работы в "Носте"?
- Для горожан любая наша домашняя игра - праздник. Без натяжек. Может, болеют тут люди не так ярко, как в столице или крупных городах страны, но зато все очень душевно. Может, в тонкостях игры уральцы несильны, но берут свое преданностью, трогательной наивностью какой-то. Таких болельщиков подводить - стыдно.
-Как на вашем горизонте "Носта" возникла?
- Агенты помогли. Сосватали. Хотя украинская высшая лига будет уровнем выше российского первого дивизиона, хотелось домой.
-Луганск, где вы весну и первый месяц лета провели, чем запомнился?
- Посещаемостью игр команды, в которой я оказался. Свою "Зарю" город обожает, а в футболе разбирается до тонкостей.
-Махачкала - ни дать ни взять. Похожая картина, согласны?
- В целом - да. Правда, в Дагестане, когда я там играл, что-нибудь взрывали время от времени. А так - милый городок... Футбольный - уж точно. Хотя с Кисловодском, где "Терек" живет, его, конечно, не сравнить. Вот где райское место - только играй.
-В прошлом году ваша команда результатами не блистала, а в этом сезоне резко прибавила. Вас это удивляет?
- Нет. Талгаев, вернувшийся в клуб прошлой осенью, сразу занялся работой на перспективу. Я был уверен, что терекчане не повторят своих ошибок. Еще зимой было видно - команда готова к серьезным делам. Поэтому уходил из нее с тяжелым сердцем.
-Как из "Торпедо"?
- Это другая тема. Я торпедовец и таковым останусь навсегда. Уйти из родного клуба всегда больно.
-Нынешняя ситуация в "Торпедо" удивляет?
- Огорчает - так будет правильно. Увы, но мой клуб шел к этому не один сезон. Главная проблема команды - отсутствие в ее составе людей, которые могут биться за имя "Торпедо". При Шевченко, напротив, все было с точностью до наоборот. Поэтому мы и были наверху, хотя больших денег в клубе никогда не было. Зато была марка, которой игроки гордились, а клуб этим дорожил.
-В 2001-м именно вы, тогда еще юниор, стали героем матча за бронзу с "Анжи". Та игра - ваш звездный час?
- Да. Кассету с записью того матча до сих пор храню. Память на всю жизнь.
-В "Анжи" вас потом не попрекали - мол, похоронил бронзовую мечту Дагестана?
- Нет. Иногда шутили на этот счет, но редко. Мне больше в Томске досталось, куда я после "Торпедо" перебрался.
-А что так? Какая связь между Махачкалой и городом в Сибири?
- В Томске Александр Жидков играл. Теперь он тренер в клубе. В том матче ворота "Анжи" именно он защищал. Так вот, Жидков мне полгода в Томске прохода не давал. Отнял, мол, медали у команды, а попутно - премиальные.
-За какой из своих бывших команд кроме "Торпедо" вы следите с особым пристрастием?
- Да за всеми слежу, если честно. Сейчас вот "Амкар" радует. Играет Пермь, и как играет! Приятно на команду смотреть.
-Многих это удивляет.
- А меня - нет. Рахимов - он же тренер европейский. Менталитет у него уж точно соответствующий. Пришел человек в абсолютно незнакомую для него команду, обжился, потом раскрепостил игроков, собрал вокруг себя определенного класса исполнителей. И вот результат.
-При вас в "Амкаре" иные порядки были. Правда, что игроков после неудачного матча могли держать на базе двое суток, а то и трое?
- А всю неделю не хотите?! Было и такое. Жили прямо на стадионе - там у пермяков и база, и клуб с музеем... Не самые, доложу вам, радужные воспоминания.
-В Новотроицке игроки тоже коротают дни в клубной гостинице, которая и есть база . Тоже тяжко, наверное?
- Привыкаю. В любом случае это не стадион. Интернет, опять же, выручает, книги. Да нет, я всем пока доволен, если вы об этом. Еще бы забивать почаще...
Эльдар НИЗАМУТДИНОВ
МЕЧТА - СЫГРАТЬ В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ
Весной он забивал почти в каждом матче и стал лауреатом месяца по версии "СЭ". К лету его "Носта" умерила прыть, опустившись с вершины турнирной таблицы в ее середину. Однако Низамутдинов по-прежнему на виду - он регулярно забивает, уступая в гонке бомбардиров лишь Дмитрию Акимову, чья бомбардирская удаль обещает стать рекордной для российского первого дивизиона.
-Спор бомбардиров - для вас лично это важно?
- Может, и важно, но выиграть спор - это уже вряд ли. Акимов забивает в каждой игре и едва ли снизит взятый темп.
-Еще питерский бомбардир пенальти почти в каждом матче бьет, а вся команда на него определенно играет. Вам не обидно?
- Мне?! Нет, я за Дмитрия рад. У нас хорошие личные отношения. А в газете напишите, что я его осенью догоню. Ну или хотя бы попытаюсь догнать.
-На вашем счету шестнадцать голов. До двадцати, выходит, дотянетесь.
- Постараюсь. У меня личный рекорд - 18 голов за сезон. Еще в Высшем Волочке столько забил. Хотелось бы превзойти тот результат.
-Вам это что-то даст?
- Уже дало. Премию.
-Голы в ворота соперников руководство "Носты" как-то поощряет?
- Да. У меня в контракте были записаны определенные цифры. Раньше бы написали про повышенные соцобязательства комсомольца Низамутдинова. Вот я эти самые обязательства выполнил.
-С вашими персональными стимулами все понятно. А что с командными? Какая может быть мотивация у команды, которая шла на первом месте, а теперь обосновалась на девятом?
- Обижаете... Самая прямая у нас мотивация - денежная. Мы профессионалы, игрой в футбол зарабатываем себе на жизнь. Хорошие премиальные - для меня это отличный стимул. Другого и не надо. К тому же задачу нужно решить - войти в десятку лучших команд турнира. Это тоже ведь не только место в таблице, но и материальный стимул. Ради него нужно хорошо играть, побеждая.
-Для хорошей игры нужно хорошее поле. Где он находится, лучший газон первого дивизиона?
- Новокузнецк приятно удивил. Сибирь, а газон классный. Приятно было играть. А так все больше на юге поля отменные встречаются. Владикавказ, Пятигорск. Там у газонов нет слабых мест.
-А где расположен главный "огород" турнира?
- Ой, ничего не скажу. Давайте не будем никого обижать?! В конце концов, нас за газон тоже могут покритиковать.
-Ваша Родина - Кострома. В одном из своих интервью вы заявили, что на Урале вам не хватает воды, волжских просторов.
- Все верно. Не хватает. Волжанину всегда их будет не хватать, если он от этой реки куда-то надолго уедет.
-На Волге в этом году как часто бывали?
- Два раза домой за сезон вырывался. Правда, искупаться смог лишь однажды. Да и волжских городов в турнире почти не осталось. Один Ярославль, да и тот тут надолго не задержится.
-Рыбу, если жизнь заставит, сможете из Волги выловить?
- Легко! Рыбалку я не просто уважаю. Я ею увлекаюсь.
-А что лучше - Волга или море?
- Некорректное сравнение. Волга - это Волга, а море - море. Даже вода разная.
-А где бы предпочли отдыхать - на море или на волжском берегу?
- Да у нас, футболистов, отпуск в ноябре - декабре. Тут не до выбора. Едем туда, где тепло, где цены разумные. А так в идеале я бы и на Волге отдохнул, и на море съездил.
-Правда, что ваш отец Фалхед в 70-х годах играл во второй союзной лиге за костромской "Спартак"?
- Было дело. Три сезона в этом клубе провел, а потом в Кинешму уехал. Отец выходил на поле с Георгием Ярцевым и Александром Самыгиным - он сейчас в "Урале" второй тренер, а в свое время забил больше 100 голов во второй лиге. С Букиевским-старшим, Владимиром, он потом чемпионом СССР в составе "Спартака" стал - папа вообще бок о бок играл.
-Его сын Виктор сейчас играет в Курске, верно?
- Да. А сын Рината Билялетдинова, который в Костроме четыре года отыграл в начале своей карьеры, - полузащитник сборной. Такая вот у меня родина - вполне футбольный край, хотя команда давно не на виду.
-Следите за ней?
- Отец домашние игры костромского "Спартака" не пропускает. Так что я в курсе, как дела дома.
-В Костроме вы толком не играли, сделав себе имя в иных клубах - "Роторе", "Балтике", "Носте". Судьба?
- Она самая. Я думал об этом и пришел к выводу: может, оно и к лучшему, что так все в итоге сложилось, а?! Ну не разглядели меня дома, сочли бесталанным. Было обидно, но зато пришлось играть, доказывать на стороне. А если бы не нужно было ничего доказывать?!
-Из Новотроицка до Костромы даже поезда прямого нет. Как добираетесь из дома в город, который дал вам работу?
- Самолетом. А потом отец сажает в машину, и мы гоним с ним по трассе. Хоть пару часов, да выиграем. Если поездом в Кострому добираться, даже из Москвы, то массу времени теряешь.
-Андрей Канчельскис, директор вашего клуба, вам недавно подарил свою книгу - "Моя география". Намек был понятен?
- Да. Хотелось бы, конечно, расширить свою футбольную географию. Мечта - сыграть в премьер-лиге. Шансы, надеюсь, есть. Я нападающий, а за него всегда говорят голы. С этим вроде бы, тьфу-тьфу, все нормально.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ