Газета Спорт-Экспресс № 165 (4445) от 24 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ХОККЕЙ |
Новость об отъезде Алексея Яшина в Россию вызвала у большинства североамериканских болельщиков коллективный вздох облегчения. Их реакцию анализирует собкор "СЭ" по Северной Америке.
А РАЗВЕ ИМЯ НЕ СТОИТ ДЕНЕГ?
ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА |
Перефразируя одного из моих любимых киноперсонажей, сейчас вам одну очень умную вещь скажу, только вы не обижайтесь. Очень прошу не обижаться. Ну попросили меня написать о приезде Алексея Яшина в Россию, ну есть у меня на это своя точка зрения, не самая, может быть, победительно-патриотическая (кто последний в очереди за титул "Сюрприз года"?), ну так что же теперь делать - вешаться? Мой вам совет - не стоит.
Так вот, анализировать это событие на предмет "почему" и "что это значит" - все равно что решать, кролем или брассом переплывать лужу. Все "почему" и "что значит" до банального очевидны: Яшин едет в суперлигу, потому что он никому не нужен в НХЛ. Но поскольку простые ответы мало кого удовлетворяют, что ж, давайте тогда анализировать.
Оценить значение приезда Яшина для суперлиги - не самое простое дело, как и любая попытка предсказать будущее. Гораздо легче сказать, чем приезд Яшина не является. Не является он, например, "пинком" Америке - странноватой голубой мечтой определенной части россиян. Просто потому, что абсолютно никого по эту сторону океана решение Яшина ни в малейшей степени не расстроило. За возможным исключением его агента, но и тут не поручусь на все сто. Болельщики "Айлендерс" и вовсе считают это лучшей новостью межсезонья.
Не является приезд Яшина и каким-либо выигранным сражением в гипотетической (и от начала до конца липовой) войне России и НХЛ. Если и является, то только в той же степени, что "на тебе, боже, что нам не гоже" является объявлением о капитуляции. Через три недели после открытия рынка свободных агентов на Яшина все еще претендовали лишь четыре клуба, но ни один из них не был готов платить больше, чем "Локомотив". То есть, с учетом налогов, больше, чем примерно три-четыре миллиона долларов. Деньги в Америке не ахти какие, но и таких он сейчас для НХЛ не стоит.
В общем, Яшин - это не символ, не завоевание и не веха. Яшин на сегодняшний день - даже не гарантия поднятия уровня игры собственно "Локомотива", не говоря уже о лиге в целом. Что искренне жаль, потому что даже в его 33 года этот уровень вполне мог бы быть куда выше. А что есть сегодня Алексей Яшин для суперлиги вообще и Ярославля в частности? В первую очередь - имя.
Имя, громче которого в Ярославле звучало разве только имя самого крестного отца города - Ярослава Мудрого.
Имя - тоже не так мало, в конце концов. До последнего времени за это имя в НХЛ платили деньги, достаточные для покупки всех железнодорожных путей в Ярославской области, включая запасные. Яшин, которому в первые годы его карьеры сильно недоплачивали, впоследствии получил по векселям с огромными процентами. То есть сделал все возможное, чтобы платили ему гораздо больше, чем того стоила его игра.
Всем неудачам Яшина можно, конечно, найти оправдания. В Оттаве его сначала "зажимали" в пользу Александра Дэгла, а потом чехвостили в прессе за то, что ему это не нравилось. Но эти годы были почему-то лучшими в карьере российского хоккеиста. На Лонг-Айленде у него не было высококлассных партнеров, если только вы не хотите считать таковым Мирослава Шатана. Но, играя в разных с россиянином звеньях, словак почему-то забивал куда больше. Этот последний сезон вроде бы сгубила травма колена. Но в плей-офф Тэд Нолан отправил своего капитана на скамью запасных все-таки не за это.
Главные претензии к нему всегда заключались в следующем: отсутствие явного желания стать лидером команды и резкие спады уровня игры в самых ответственных матчах. В течение его пяти сезонов в "Айлендерс" команда вышла в плей-офф четыре раза, но всегда вылетала в первом раунде, а сам Яшин в 22 матчах набрал 12 очков. Включая одно в последних десяти. Американцы могут простить травмы, невезение и даже неумение, но то, что они понимают как нежелание стараться, - никогда. Поэтому решение "Островитян" выкупить его контракт за 17 с лишним миллионов было для клуба единственно верным. Платить за имя ньюйоркцы больше позволить себе не могли, а другие клубы не захотели, разве что по демпинговым ценам.
Яшин все равно мог остаться в Северной Америке, если бы сам того захотел. В конце концов, какими бы скромными ни были выдвинутые ему предложения, от голода он бы точно не умер. Те же "Островитяне" по условиям выкупа контракта еще восемь лет будут платить ему по два миллиона с мелочью - нормальные условия, чтобы наняться задешево в сильный клуб и попробовать наконец выиграть Кубок Стэнли. Но, видимо, главный хоккейный трофей никогда не был для Яшина достаточной мотивацией.
Зато суперлиге уж точно хуже не станет. Большое имя, даже если бы за ним ничего не крылось, - тоже хорошее приобретение, а денег в российском хоккее все равно никто не считает. Тем более что Яшин - не просто имя, а имя, так часто встречающееся на свитере сборной России, что хоккеисту надо будет очень постараться, чтобы настроить болельщиков против себя. Поскольку с "очень постараться" у него часто бывали проблемы, то вряд ли это произойдет.
Зато есть все причины надеяться на то, что Яшин - все-таки не только одно лишь имя. По его короткому пребыванию в составе "Локомотива" в локаутный сезон судить, конечно, трудно, но почему-то думается, что возвращение хоккеиста на родину будет успешным. Во всяком случае, с акклиматизацией проблем не возникнет. Бывший капитан "Оттавы" и "Айлендерс" последние годы своей карьеры играл в НХЛ на суперлиговых скоростях и с суперлиговой самоотдачей. В летаргические темпы российской "регулярки" он должен вписаться идеально.
Вашингтон