Газета Спорт-Экспресс № 130 (4410) от 13 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

14 июня 2007

14 июня 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ

ЛЕКО И ГЕЛЬФАНД ЗАКАЗЫВАЮТ БИЛЕТЫ В МЕХИКО

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Элисты

Мы расстались перед 4-м раундом, когда в элистинских баталиях все было неясно. Сейчас кое-что прояснилось: уже после 5-го тура определились хозяева двух путевок на мексиканский чемпионат мира. Но обо всем по порядку.

"ШОТЛАНДСКИЙ КАЗУС" ГРИЩУКА

В четвертом туре невероятный дебютный прокол произошел у московского гроссмейстера Александра Грищука в партии с Сергеем Рублевским из Кургана. Сергей не балует своих соперников большим разнообразием избираемых им начал, но зато то немалое количество, которое он демонстрирует, знает отлично. Вот и в данном матче Рублевский белыми с завидным постоянством играет "шотландку", один из самых древних дебютов, который время от времени применяют и самые сильные современные игроки. Так, достаточно вспомнить, что шотландская партия принесла немало красивых побед 13-му шахматному королю Гарри Каспарову.

Рублевский применяет этот дебют успешно. К примеру, нынешней весной в "таежном Линаресе", как называют турниры в поселке Пойковский Нефте-Юганского района, Сергей одержал короткую и яркую победу над нынешним чемпионом Европы Владиславом Ткачевым.

Перед этим точно в такой же позиции Рублевский против Ткачева в Пойковском играл 14.Cg5. Но на сей раз в Элисте он избрал 14.bc.

Грищук, видимо, полагал, что соперник ориентируется на поединок китайца Ни Хуа с Евгением Найером, который для черных сложился благополучно. И отреагировал "по Найеру" - 14.... 0-0. Но Рублевский не стал играть, как Ни Хуа. Он сыграл гораздо лучше.

Последовало громоподобное 15.Фg5! И выяснилось, что черные вынуждены идти в эндшпиль без пешки, но, как говорят в таких случаях шутники, "зато в худшей позиции". Для суперпрофессионалов, коими являются наши герои, это равносильно приговору.

Рублевский скажет потом: "Техническая позиция, большого ума не надо..."

Первым желанием Грищука было сдать партию, но он его пересилил и отработал номер аж до 66-го хода. Хотя было ясно, что Рублевский не даст ему ни малейшего шанса на спасение.

В следующем туре друзья-соперники (оба давно и прочно входят в состав сборной России) решили не рисковать и в очень остром положении (сицилианская защита) разошлись миром уже на 18-м ходу.

- На самом интересном месте оборвали, - сказал Рублевский, когда я спросил его о драматургии поединка.

- Там была возможность пожертвовать ладью, но такие жертвы обычно заканчиваются вечным шахом, - добавил Грищук.

- Но если не жертвовать ладью, то там у белых не хуже, - сказал Рублевский.

- Я думаю, хуже, - возразил ему Грищук.

Профессионалам, конечно, виднее, чем и как заканчивается в таких позициях жертва ладьи. Только вот любители с удовольствием посмотрели бы на такую жертву. Это поинтереснее, чем беспросветное 50-ходовое сопротивление в эндшпиле "без одной и без компенсации"...

БАРЕЕВ СКАЗАЛ: "ВСЕ СПРАВЕДЛИВО"

А вот у третьего нашего шахматиста - москвича Евгения Бареева, который боролся за путевку в Мексику с венгром Петером Леко, было слишком мало шансов, чтобы в оставшихся партиях попытаться переломить ход поединка. Для этого надо было выигрывать все подряд, а как это сделать, если напротив тебя "непробиваемый" и "непотопляемый" Леко?

Впрочем, Евгений честно пытался обыграть Леко в 4-м туре, когда имел белые фигуры. Однако... Вот что он сам сказал по поводу этой своей последней "белой" попытки:

БАРЕЕВ:

- Не получилось победить. Несмотря на то, что я в дебюте избрал очень рискованный план и выдвинул пешки очень далеко - в надежде, что смогу поменять в удобной редакции фигуры и в эндшпиле у меня останется перевес. Но так получилось, что Петер играл достаточно надежно, и мой план реализован не был. Черные постепенно переиграли белых и получили в общем-то, наверное, выигранную позицию. И только цейтнотная неточность соперника помогла мне спастись.

В последней партии матча Бареев вновь, когда играл черными, избрал защиту Каро-Канн. Но уже после 18 теоретических ходов предложил своему сопернику ничью, которая открывала перед Леко путь в Мексику.

На пресс-конференции венгерскому гроссмейстеру был задан вопрос... о первой партии матча, которую он мог проиграть, если бы Бареев нашел решающий удар в критической позиции.

Леко ответил: мол, если бы это произошло, то такой удар на старте матча был бы крайне тяжел. Для того чтобы ликвидировать отставание в счете и выйти вперед, пришлось бы выигрывать две партии. А сделать это в столь коротком матче очень и очень трудно...

Надо отдать должное мужеству и выдержке Бареева: он нашел в себе силы сказать, что это был лишь случайный шанс, который ему дал соперник, превосходящий его как в дебютной, так и в общей шахматной подготовке.

- Все справедливо, - сказал Бареев. - Белые полностью контролировали ход борьбы. Конечно, случайными шансами пользоваться надо. А для этого в дебюте надо ставить более сложные проблемы. В любом случае приходится признать, что если в матче с Полгар я полностью контролировал ход дебютной борьбы, то здесь было все наоборот. Я постоянно находился под прессингом, постоянно не успевал, по сути, был без белого цвета и без надежного черного цвета... С самого начала мой имеющий огромный опыт соперник направил матч по тому сценарию, по которому и должен направлять матч победитель.

Ничего не скажешь, мужественная и честная оценка.

ГАТА ПРЕДПОЧЕЛ ПРОИГРЫШ

Вторую путевку в ходе 5-го тура завоевал Борис Гельфанд, ныне представляющий Израиль. Для меня неожиданностью явились его слова, сказанные после матча:

- Мои тренеры ежедневно цитировали мне ваш, Юрий, репортаж в "СЭ", где вы написали, что цейтнот - шанс Камского. Вы очень точно оценили ситуацию. И мне это помогло.

Ну что ж, приятно, хотя я, признаться, и представить не мог, что оказываю содействие Гельфанду в борьбе с Камским. Ведь то, что я описал в том репортаже, так бросалось в глаза...

Камский не уступал Гельфанду по игре (да и вряд ли уступает кому-то еще), а вот в дебюте отстал намного, и не только от Бориса. Тем не менее если бы не странное упрямство американского "возвращенца", проявленное им в этой самой 5-й партии, то Гельфанду еще пришлось бы поволноваться.

Отметим, что после красивого, но известного хода 11...d5 партия могла завершиться вничью уже через 8 ходов. Ибо, сделав ход 19...Ке6, Гельфанд предложил Камскому ничью.

То, что предпринял Камский, не укладывается ни в одну из известных в профессиональных шахматах моделей поведения. Вместо того чтобы отыграть пешку (единственный разумный ответ - 20.Фd15), после чего ничья неизбежна, он - добровольно, подчеркиваю, совершенно добровольно - стал играть без пешки и без каких-либо реальных шансов на атаку.

У самураев это называлось "харакири".

"Но ведь вы могли принять ничью и пытаться поиграть на победу в последней - "черной" - партии, - удивился я решению Камского.

Гата посмотрел на меня с легкой улыбкой и сказал:

- Он готов гораздо лучше меня. Ничего. В следующий раз.

Это "в следующий раз" прозвучало в устах Гаты спокойно и уверенно. Он верит, что следующий цикл будет его, Камского.

ШИРОВ НАДЕЕТСЯ ОТЫГРАТЬСЯ

В матче Левона Ароняна и Алексея Широва все могло решиться вчера вечером - в заключительной 6-й партии с классическим контролем. Чтобы сравнять счет, Широву необходима была "победа по заказу", как выражаются профи. Один раз у него получилось. В первом круге он вот так же перед 6-й партией отставал в счете против Майкла Адамса. А сумев выиграть ее, был неудержим в быстрых партиях.

Получилось ли на этот раз? Вам ответ на этот вопрос уже известен.

Но у Широва был шанс сравнять счет еще в 4-й партии, когда его соперник, допустив ошибку на 17-м ходу, отдал пешку и не получил за нее достаточной компенсации.

- Черт меня дернул сделать этот ужасный ход 17...de? - в сердцах воскликнул Левон, рассказывая журналистам об этой партии. - После этого у меня сразу стало "хуже".

В дальнейшей борьбе Ароняну удалось создать редкую позицию: у соперника были две лишние пешки, но его ладью "арестовали" на крайней вертикали король и конь соперника.

Широв, однако, придумал способ вызволения ладьи из карцера и получил, как считает Аронян, новые шансы на выигрыш, но... Все закончилось ничьей.

После столь затяжной и сложной борьбы (партия длилась 83 хода), в следующем, 5-м туре соперники разыграли форсированный вариант защиты Грюнфельда, который быстро привел к ничьей.

Финальные матчи претендентов на первенство мира.

Четвертые и пятые партии.

БАРЕЕВ (Россия) - Леко (Венгрия) - 0,5:0,5, 0,5:0,5 (счет в матче - 1,5:3,5). Гельфанд (Израиль) - Камский (США) - 0,5:0,5, 1:0 (3,5:1,5). Петер Леко и Борис Гельфанд досрочно вышли в "Турнир восьми" в Мексике. РУБЛЕВСКИЙ (Россия) - ГРИЩУК (Россия) - 1:0, 0,5:0,5 (2,5:2,5). Широв (Испания) - Аронян (Армения) - 0,5:0,5, 0,5:0,5 (2:3).

См. в PDF